Новосибирск 2.5 °C

«Если бы держались только за профильное производство, то завод «Труд» уже бы умер»,

31.05.2001 00:00:00

- считает генеральный директор завода «Труд» Юнус Ислямов

 Второй год в Новосибирской области наблюдается оживление промышленного производства. В прошлом году рост составил около 7%, за первые месяцы 2001 года - около 5%. За счет чего новосибирским промышленным предприятиям удалось выйти из почти десятилетней депрессии? И как поддержать промышленный подъем дальше: когда в России не предвидится ни крупных зарубежных инвестиций, ни государственных вложений? Свою точку зрения на эти проблемы изложил газете «Вечерний Новосибирск» генеральный директор завода «Труд» Юнус Ислямов.

- Юнус Юсуфович, сейчас «Труд» является примером одного из успешно развивающихся новосибирских предприятий. Предприятие наращивает объемы производства, перевооружает производство, регулярно выплачивает дивиденды по акциям. Но ведь такая ситуация была не всегда, и в начале 1990-х годов «Труд» находился не в лучшем положении. Что позволило вывести предприятие из кризиса?

- Когда я в конце 1993 года пришел директором на «Труд», руководство завода занимало вполне определенную позицию. На словах она выглядела так: мы, патриоты отраслевого машиностроения, делали и будем делать уникальное оборудование. Но на самом деле рынка сбыта для этого оборудования не было, не было заказов, предприятие работало на склад, в итоге такой «патриотизм» приводил к разрушению производственной базы и сокращению персонала. Та ниша, которую мы занимали на тот момент, обеспечивала 3-5% бюджета предприятия. Если бы мы держались только за профильное производство, то завод «Труд» уже давно бы умер. Изменения на заводе начали с того, что в корне поменяли идеологию и экономическую политику, которая заключалась в накоплении на складах запасов продукции в ожидании спроса: когда со склада все запасы, как по волшебству, кто-то купит. Но я понимал, что чуда не произойдет. Поэтому прекратили работу «на склад», без предоплаты. Были приостановлены даже некоторые зарубежные контракты, по которым не было гарантии оплаты. Одновременно искали заказы, даже совершенно не профильные для нашего завода. Сделали ставку на развитие экспорта, на заказах для железной дороги, для энергетики, угольной промышленности, стройиндустрии, пищевой и перерабатывающей промышленности. Иначе говоря, нашим приоритетом стало развитие разнопрофильного бизнеса. Это оказалось правильным решением. В последние годы динамика роста производства на «Труде» составляет десятки процентов. Было и еще одно обстоятельство, благодаря которому завод уверенно себя чувствует в настоящее время. Мы делали ставку на сохранение кадрового потенциала предприятия. Работники «Труда» почувствовали, что даже в критической ситуации руководство завода думает о людях. В те времена был такой порядок: первыми зарплату получают рабочие, потом - инженерно-технический состав и последним - директор. Сейчас это не актуально, а тогда, в кризисное время, было очень важно.

- Но социальные программы и содержание социальной сферы вряд ли оправданы с точки зрения экономики предприятия?

- Мы сознательно идем на содержание социальной сферы. Завод вернул детский оздоровительный центр, который был фактически утрачен, и содержит его. Рабочим завода не надо думать: где их дети, чем занимаются, персонал спокойно выполняет свою работу. Жилье строим тоже по экономическим соображениям - повышается ликвидность активов, но существует и определенная квота для работников завода, которые могут получить жилье на льготных условиях. Регулярно раз в месяц доплачиваем нашим ветеранам от 50 до 400 рублей к пенсии, в зависимости от стажа.

- Считается, что отечественной промышленности очень помог кризис 1998 года...

- Когда в 1998 году грянул кризис, наш завод фактически остановился. Партнеры на наши запросы по выполнению условий договоров отвечали: мы вам верим, готовы привести наличные деньги и оплатить заказ, но мы не верим в ваше правительство. Такой способ расчета был для «Труда» неприемлем. Поэтому мы обратились в налоговую службу и Пенсионный фонд и попросили не блокировать счета. Я пообещал, что в первом квартале 1999 года все долги отдадим. Нам пошли навстречу, мы сдержали свое слово.

- В чем видите дальнейшее развитие «Труда»?

- В начале 1990-х годов наше отраслевое машиностроение практически погибло: из десятков предприятий остались единицы. Но мы в это время изучали рынки, номенклатуру других предприятий, создали собственный научно-исследовательский центр, модернизировали оборудование. За это время «Труд» не только научился делать машины, которые выигрывают у наших конкурентов, но и изменить подход к технологии работы.

- Вероятно, умение реструктурировать производство, сделать его прибыльным и авторитет «Труда» стали определяющими факторами для обладминистрации, когда местная власть предложила заводу «Труд» взяться за восстановление производства на «Сибтекмаше»?

- Еще в 1999 году «Труд» вышел на очень крупный контракт. Его сумма перекрывала годовой объем загрузки завода на тот момент. Поэтому, на всякий случай, мы попросили помощь у обладминистрации: если возьмемся за выполнение контракта, то нам понадобится помощь по дополнительным производственным мощностям. Но получилось, что мы недооценивали свой потенциал: весь контракт был выполнен вовремя своими силами. Может быть, эта история и повлияла на решение губернатора Толоконского и вице-губернатора Федорова.

Рынок ткацкого производства также достаточно изучили и вышли на целый ряд клиентов, которые готовы с нами работать. Мы можем инвестировать в «Сибтекмаш» около 20-30 млн рублей. Причем вместе с теми традициями, которые уже сложились на «Труде»: своевременная выплата зарплаты и аванса (уровень зарплаты в цехах колеблется около 5-6 тыс. рублей, средняя по заводу - 3,2 тыс. рублей), льготы для молодых семей, дотации на содержание детей в садах. Все, что у нас есть на заводе, мы готовы перенести на площадку «Сибтекмаша». А инвестиционная привлекательность двух предприятий была бы гораздо выше, чем любого предприятия, созданного на базе новой волны банкротства «Ситбтекмаша».

- Существует ли при этом какой-либо риск для «Труда»?

- Завод «Труд» не бездумно берется за экономическое оздоровление «Сибтекмаша», мы отчетливо понимаем риски, связанные с этим. В данной ситуации рискует не коллектив «Сибтекмаша», а руководство «Труда» и его коллектив. Рискует своим авторитетом и инвестиционным ресурсом. Но наши аналитики внимательно просчитали ситуацию, и сегодня мы можем сказать: да, нам это по плечу.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: