Новосибирск 0.6 °C

Дмитрий Шостакович заставляет руку Владимира Сурначева напрягаться от самого плеча

04.06.2001 00:00:00

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Тридцатилетний юбилей педагогической деятельности отметил Владимир Сурначев.

В Новосибирске он лучше всех разбирается в барабанах, литаврах, гонгах, виброфонах и прочих ударных инструментах и вообще единственный оставшийся в городе преподаватель классического направления ударной школы. Каждый год в консерватории и музыкальном лицее при консерватории у него около десяти выпускников. Некоторые из них работают за границей, один в Москве, в оркестре Плетнева. Еще дольше, чем преподает, Владимир Леонидович играет в оркестре филармонии. В детстве теперешний мастер вовсе не чувствовал особенного желания «постучать».

- Вообще-то, я хотел играть на валторне. Мне тогда было 11 лет, жили мы в Прокопьевске и там с другом пришли в музыкальную школу. Но на духовых не разрешили играть врачи, мне предложили ударные, и я согласился.

- Чтобы играть на ударных, нужны еще какие-то данные, кроме обычного музыкального слуха? Может быть, особое чувство ритма?

- При наличии музыкального слуха чувство ритма довольно быстро и успешно развивается. Для барабанщика важнее, наверное, хорошая координация движений. А ведь некоторые, кто приходит учиться, не могут даже в такт маршировать и хлопать в ладоши.

- Какого ударника можно назвать виртуозом: того, кто делает больше ударов в минуту?

 - Да, неплохо, если человек умеет быстро и слаженно играть. Но особым достижением это не считается. Важнее точное понимание стиля, прочувствование произведения, эпохи, замысла композитора. Например, Моцарта играешь легкой рукой, а Шостаковича - напрягаешь руку от самого плеча, вкладываешь как можно больше веса. Очень «быстрые» партии для ударных появились недавно, в современной музыке. Музыканты современных групп играют только на барабанах, это называется джазовое направление. А я всю жизнь учу классике: мои студенты могут исполнять произведения на множестве инструментов, от того же барабана до виброфона и колокольчиков.

- Владимир Леонидович, вам самому приходилось играть на каких-нибудь экзотических ударных инструментах?

- Пожалуй, нет. Ударных хоть и много, но они в основном известны. А экзотические - это что-то национальное. Японский барабан, например. У нас такого нет, потому и не доводилось. А вообще так много времени занимает преподавание и работа в оркестре филармонии, что на экзотику уже ничего не остается. C инструментами, даже с самыми обычными, вообще большая проблема. В России хороших ударных с приличным звуком не делают вообще, а импортные очень дороги. Только маримба, на которой сейчас учатся мои студенты, стоит около пяти тысяч долларов. Во многом из-за этого российская школа ударных серьезно отстает от мировой. Наши музыканты очень редко принимают участие во всемирных конкурсах. В последнее время ударные все больше приобретают самостоятельное значение, создаются отдельные ансамбли ударных. Ведь это не только ритмообразующие инструменты, виброфон и маримба, например, превосходят в музыкальном звучании пианино.

- Есть ли среди барабанщиков легендарные музыканты, как Паганини для скрипачей?

- Таких, абсолютно всем известных, наверное, нет. Потому что у ударных не такая большая история, их стали включать в оркестры всего лет двести назад. А вот мы однажды приехали на гастроли в один небольшой городок и у нас украли литавры, вместо четырех пришлось играть на трех - вот вам и Паганини.

- Правда, что среди ударников очень мало женщин? Почему?

- Да, это правда. За тридцать лет моей работы на ударном отделении учились всего четыре девушки. А почему - не знаю, может быть, ударная установка, сам стиль игры больше ассоциируется с чем-то мужским. Хотя в мировой практике есть неплохие барабанщицы.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: