Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Дмитрий Шостакович заставляет руку Владимира Сурначева напрягаться от самого плеча

04.06.2001
Тридцатилетний юбилей педагогической деятельности отметил Владимир Сурначев.В Новосибирске он лучше всех разбирается в барабанах, литаврах, гонгах, виброфонах и прочих ударных инструментах и вообще единственный оставшийся в городе преподаватель классического направления ударной школы.
Фото Сергея ПЕРМИНА

 Тридцатилетний юбилей педагогической деятельности отметил Владимир Сурначев.

В Новосибирске он лучше всех разбирается в барабанах, литаврах, гонгах, виброфонах и прочих ударных инструментах и вообще единственный оставшийся в городе преподаватель классического направления ударной школы. Каждый год в консерватории и музыкальном лицее при консерватории у него около десяти выпускников. Некоторые из них работают за границей, один в Москве, в оркестре Плетнева. Еще дольше, чем преподает, Владимир Леонидович играет в оркестре филармонии. В детстве теперешний мастер вовсе не чувствовал особенного желания «постучать».

- Вообще-то, я хотел играть на валторне. Мне тогда было 11 лет, жили мы в Прокопьевске и там с другом пришли в музыкальную школу. Но на духовых не разрешили играть врачи, мне предложили ударные, и я согласился.

- Чтобы играть на ударных, нужны еще какие-то данные, кроме обычного музыкального слуха? Может быть, особое чувство ритма?

- При наличии музыкального слуха чувство ритма довольно быстро и успешно развивается. Для барабанщика важнее, наверное, хорошая координация движений. А ведь некоторые, кто приходит учиться, не могут даже в такт маршировать и хлопать в ладоши.

- Какого ударника можно назвать виртуозом: того, кто делает больше ударов в минуту?

 - Да, неплохо, если человек умеет быстро и слаженно играть. Но особым достижением это не считается. Важнее точное понимание стиля, прочувствование произведения, эпохи, замысла композитора. Например, Моцарта играешь легкой рукой, а Шостаковича - напрягаешь руку от самого плеча, вкладываешь как можно больше веса. Очень «быстрые» партии для ударных появились недавно, в современной музыке. Музыканты современных групп играют только на барабанах, это называется джазовое направление. А я всю жизнь учу классике: мои студенты могут исполнять произведения на множестве инструментов, от того же барабана до виброфона и колокольчиков.

- Владимир Леонидович, вам самому приходилось играть на каких-нибудь экзотических ударных инструментах?

- Пожалуй, нет. Ударных хоть и много, но они в основном известны. А экзотические - это что-то национальное. Японский барабан, например. У нас такого нет, потому и не доводилось. А вообще так много времени занимает преподавание и работа в оркестре филармонии, что на экзотику уже ничего не остается. C инструментами, даже с самыми обычными, вообще большая проблема. В России хороших ударных с приличным звуком не делают вообще, а импортные очень дороги. Только маримба, на которой сейчас учатся мои студенты, стоит около пяти тысяч долларов. Во многом из-за этого российская школа ударных серьезно отстает от мировой. Наши музыканты очень редко принимают участие во всемирных конкурсах. В последнее время ударные все больше приобретают самостоятельное значение, создаются отдельные ансамбли ударных. Ведь это не только ритмообразующие инструменты, виброфон и маримба, например, превосходят в музыкальном звучании пианино.

- Есть ли среди барабанщиков легендарные музыканты, как Паганини для скрипачей?

- Таких, абсолютно всем известных, наверное, нет. Потому что у ударных не такая большая история, их стали включать в оркестры всего лет двести назад. А вот мы однажды приехали на гастроли в один небольшой городок и у нас украли литавры, вместо четырех пришлось играть на трех - вот вам и Паганини.

- Правда, что среди ударников очень мало женщин? Почему?

- Да, это правда. За тридцать лет моей работы на ударном отделении учились всего четыре девушки. А почему - не знаю, может быть, ударная установка, сам стиль игры больше ассоциируется с чем-то мужским. Хотя в мировой практике есть неплохие барабанщицы.

Резонанс
Новости
Первый построенный в Новосибирской области кирпичный храм объявили памятником культурного наследия. В Легостаево Искитимского района по этому поводу устроили массовое ликование. После закрытия церкви в храме были склад зерна, мельница, хотели даже сделать кинотеатр или вовсе разобрать на кирпичи.
Почти на 10% больше преступлений было совершено в Новосибирской области в первые десять месяцев 2018 года. Повысилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Однако есть и позитивные моменты – так, из 151 убийства пока нераскрытыми остаются два эпизода.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
9 баллов: город стоит в пробках. Автомобилисты Новосибирска негодуют – пятничный вечер испорчен. Много аварий. Только на Большевистской улице произошло четыре ДТП. Красный проспект превратился в гигантскую пробку от площади Калинина до ул. Фабричной.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.