Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Дмитрий Шостакович заставляет руку Владимира Сурначева напрягаться от самого плеча

04.06.2001
Тридцатилетний юбилей педагогической деятельности отметил Владимир Сурначев.В Новосибирске он лучше всех разбирается в барабанах, литаврах, гонгах, виброфонах и прочих ударных инструментах и вообще единственный оставшийся в городе преподаватель классического направления ударной школы.
Фото Сергея ПЕРМИНА

 Тридцатилетний юбилей педагогической деятельности отметил Владимир Сурначев.

В Новосибирске он лучше всех разбирается в барабанах, литаврах, гонгах, виброфонах и прочих ударных инструментах и вообще единственный оставшийся в городе преподаватель классического направления ударной школы. Каждый год в консерватории и музыкальном лицее при консерватории у него около десяти выпускников. Некоторые из них работают за границей, один в Москве, в оркестре Плетнева. Еще дольше, чем преподает, Владимир Леонидович играет в оркестре филармонии. В детстве теперешний мастер вовсе не чувствовал особенного желания «постучать».

- Вообще-то, я хотел играть на валторне. Мне тогда было 11 лет, жили мы в Прокопьевске и там с другом пришли в музыкальную школу. Но на духовых не разрешили играть врачи, мне предложили ударные, и я согласился.

- Чтобы играть на ударных, нужны еще какие-то данные, кроме обычного музыкального слуха? Может быть, особое чувство ритма?

- При наличии музыкального слуха чувство ритма довольно быстро и успешно развивается. Для барабанщика важнее, наверное, хорошая координация движений. А ведь некоторые, кто приходит учиться, не могут даже в такт маршировать и хлопать в ладоши.

- Какого ударника можно назвать виртуозом: того, кто делает больше ударов в минуту?

 - Да, неплохо, если человек умеет быстро и слаженно играть. Но особым достижением это не считается. Важнее точное понимание стиля, прочувствование произведения, эпохи, замысла композитора. Например, Моцарта играешь легкой рукой, а Шостаковича - напрягаешь руку от самого плеча, вкладываешь как можно больше веса. Очень «быстрые» партии для ударных появились недавно, в современной музыке. Музыканты современных групп играют только на барабанах, это называется джазовое направление. А я всю жизнь учу классике: мои студенты могут исполнять произведения на множестве инструментов, от того же барабана до виброфона и колокольчиков.

- Владимир Леонидович, вам самому приходилось играть на каких-нибудь экзотических ударных инструментах?

- Пожалуй, нет. Ударных хоть и много, но они в основном известны. А экзотические - это что-то национальное. Японский барабан, например. У нас такого нет, потому и не доводилось. А вообще так много времени занимает преподавание и работа в оркестре филармонии, что на экзотику уже ничего не остается. C инструментами, даже с самыми обычными, вообще большая проблема. В России хороших ударных с приличным звуком не делают вообще, а импортные очень дороги. Только маримба, на которой сейчас учатся мои студенты, стоит около пяти тысяч долларов. Во многом из-за этого российская школа ударных серьезно отстает от мировой. Наши музыканты очень редко принимают участие во всемирных конкурсах. В последнее время ударные все больше приобретают самостоятельное значение, создаются отдельные ансамбли ударных. Ведь это не только ритмообразующие инструменты, виброфон и маримба, например, превосходят в музыкальном звучании пианино.

- Есть ли среди барабанщиков легендарные музыканты, как Паганини для скрипачей?

- Таких, абсолютно всем известных, наверное, нет. Потому что у ударных не такая большая история, их стали включать в оркестры всего лет двести назад. А вот мы однажды приехали на гастроли в один небольшой городок и у нас украли литавры, вместо четырех пришлось играть на трех - вот вам и Паганини.

- Правда, что среди ударников очень мало женщин? Почему?

- Да, это правда. За тридцать лет моей работы на ударном отделении учились всего четыре девушки. А почему - не знаю, может быть, ударная установка, сам стиль игры больше ассоциируется с чем-то мужским. Хотя в мировой практике есть неплохие барабанщицы.

Резонанс
Новости
Хозяева кормят червей вкусной плесенью, замораживают для них картофельные очистки и возятся «с малышами». Червей в квартирах разводят новосибирцы, неравнодушные к сохранению экологии. Знакомые брезгливо воротят нос, но владельцы таких домашних вермиферм утверждают: от их питомцев нет ни запаха, ни грязи – только чавкают во время еды.

14-летняя Алла, дочь медсестры Ольги Ш. из Новосибирской области, прилетела спецбортом МЧС на родину. Она находилась в багдадской тюрьме «Расафа» вместе со старшей сестрой и матерью, обвиняемой за рубежом в терроризме. Девочка не была в России долгих пять лет.

На большую концертную программу Филиппа Кирокорова «Я+R. ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ» в Новосибирск приехали люди из разных регионов Сибири. И в первую очередь – представители культуры. Сюрпризом как для публики, так и для самого артиста стало появление на сцене Валерия Леонтьева.

В новом ролике канала Top NSK краевед Александр Матвеев вспомнил шесть новосибирцев, известных своими голосами гораздо больше, чем лицом. Среди них актеры дубляжа, дикторы метро и даже певцы шансона.

Председатель СО РАН Валентин Пармон заявил, что приватизация коттеджей в новосибирском Академгородке была необходима, чтобы именитые ученые не лишились жилья. Почему по этой схеме не получили в собственность комнаты в общежитиях рядовые сотрудники институтов, академик Пармон не объяснил.

22.02.2019 ОБЛАСТЬ
На носу — 23 Февраля, День защитника Отечества. Сегодня этот праздник в обществе воспринимают, конечно, не так, как в советские времена. Но для патриотического воспитания подрастающего поколения в последнее время делается многое.