Слово - читателю
На одном из снимков, опубликованных в «Вечерке» в номере за 11 мая, в качестве иллюстрации к материалу «Я хочу рассказать внукам все, что рассказывал мне о войне мой отец», посвященном Дню Победы, в числе ветеранов, запечатленных при полном параде с иконостасами орденов и медалей, этот морской офицер выделялся не только богатырским телосложением, сохранившейся выправкой, но и пышными усами.
Скорее казак, чем морской волк, подумалось тогда. И оказалось, я не ошиблась. Действительно, человек с фотографии - Владимир Иванович Гредасов - потомственный кубанский казак. Рассказ о судьбе этого человека так запал в душу, что захотелось поделиться услышанным с читателями «Вечерки». Ведь хотя и бодрятся ветераны, стараясь держать равнение в праздничной колонне 9 Мая, все ж прореживает безжалостное время ряды бывших фронтовиков. И все меньше остается не только участников, но и просто живых свидетелей той грозовой эпохи.
И история Владимира Ивановича, каких много. Дед его, казачий есаул, был расстрелян в годы репрессий, а мать с тремя детьми сослана в Сибирь. Младший Володя родился по дороге в ссылку.
В Ленинградское морское училище поступил Владимир в 1940 году, когда в Европе вовсю полыхало пожарище Второй мировой войны. И уже в 1942 году лейтенант Гредасов был назначен командиром торпедного катера на Балтийском море. Так началась морская жизнь казака.
Всю блокаду города на Неве лейтенант Гредасов оборонял Ленинград с моря, доставлял десанты морских пехотинцев на захваченные фашистами острова. Нередко и сам участвовал в боевых вылазках десантников. В одной из таких операций был ранен, однако после госпиталя снова вернулся на флот.
Впрочем, не эти боевые эпизоды более всего запали в душу с той военной поры. Даже историю о том, как экипаж катера потопил однажды вражеский сухогруз, вспомнил мельком. А вот дети Ленинградской блокады, по признанию Владимира Ивановича, никак не идут из памяти, хотя, казалось бы, столько лет прошло. В коротких паузах между боями моряки, сходя на берег, не раз помогали собирать беспризорных ребятишек. Размещали детей на плавбазах, где и союзники тоже проявляли заботу о сиротах, снабжая их продуктами и одеждой. И все б ничего, если б однажды всех ребятишек не собрали на судне «Валентина», которое взяло курс на Великобританию.
О судьбе ребятишек, которых увезли на чужбину, долгое время никто не знал. И только десятилетия спустя в документальной хронике были показаны два фильма: «Где моя мама?» и «Я хочу домой». И многих ребятишек, живущих за границей, показанных в том кино, признали родные, оставшиеся в живых.
И понятно недоумение Владимира Ивановича по поводу той легкости, с которой отправляют своих собственных детей на чужбину теперь, в мирное время, и родители, и органы опеки, радуясь, что вырастут из маленьких россиян настоящие американцы. А Владимиру Ивановичу в такие минуты вспоминаются полные отчаяния глаза ребят, потерявших родителей, дом, семью.
И не удивительно, что при всех нынешних сложностях, не только на словах ратует бывший фронтовик, боевой офицер о воспитании любви к Отечеству, патриотизма у подрастающего поколения. Владимир Иванович, шефствуя над клубом юных моряков, обучает военно-морскому делу, знакомит с традициями Российского флота.