Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Жили-были царь Максимилиан, Брежнев, Ельцин, Горбачев...

15.06.2001
На сцене «Глобуса» - народная драма «Царь Максимилиан».Жанр действа определен скоморошиной со всеми вытекающими отсюда следствиями - лицедейством, паясничанием и балаганом.

О постановке на сцене «Глобуса» народной драмы «Царь Максимилиан»

 Пародийный талант артиста Евгения Важенина, говорящего голосом советских и постсоветских вождей, оказался в спектакле весьма кстати.

Жанр действа определен скоморошиной со всеми вытекающими отсюда следствиями - лицедейством, паясничанием и балаганом.

- Что такое скоморохи? - говорит народный художник России, автор сценографии и костюмов спектакля Эдуард Кочергин. - Это все: цирк, акробатика, драма, владение музыкальными инструментами, вокал... Не всякая труппа такое поднять может.

Именно Эдуард Кочергин является автором постановки этой версии «Царя Максимилиана» и именно он пять лет назад заразил идеей Александра Галибина.

- Родился «Царь Максимилиан» как народная драма предположительно в конце XVII века как реакция на реформы Петра I, сатира на западничество, - говорит Эдуард Кочергин.

Царь Максимилиан - фигура историческая, но в народе его имя стало нарицательным. Был такой император, которого посетило русское посольство, что считается открытием русскими Европы. Для народа, который мало разбирался в чужеземных царях-королях-императорах, Максимилиан стал просто «начальником Запада», символом всего «не нашего», а в народной драме - мальчиком для битья.

- Игрался «Максимилиан» преимущественно среди люмпенов - заводских крестьян, в солдатской среде, заключенными в тюрьмах... Средой обитания были маленькие городки и большие села. В Сибири тоже были свои «Максимилианы».

Постановки запрещались, исполнители преследовались, но запретный плод, как известно, бывает особенно сладок.

- Цикличность постановок «Царя Максимилиана» и его популярность были непосредственно связаны с происходящими в России событиями. Наибольшую популярность он обретал в моменты, когда было что-то неладно - происходили смуты, катаклизмы или смены царей, руководства, как теперь говорят. Именно тогда и возникало желание выразить протест или как-то откомментировать происходящее событие.

Сейчас, считают создатели спектакля, самое время снова возвратиться к «Максимилиану», вопросы «власть и народ», «Россия и Запад» «русская национальная культура», «русская нравственная традиция» и прочее актуальны как никогда.

***

Главная идея спектакля - показать через смеховую культуру историю государства Российского, какой она видится человеку XX (теперь уже XXI) века. Сознание современного человека, как и наша жизнь вообще, весьма эклектично. Все смешалось в доме Облонских - на представительных политических форумах двуглавый орел запросто соседствует с рудиментами советской символики, старые гимны поются на новый лад... В спектакле рядом со скоморошьими припевками звучит и современный рэп, старинные костюмы «а ля рюс» причудливо сочетаются с шапками-буденовками... Кстати, буденовки, которые в нашем сознании соединяются с красными звездами, первоначально вовсе не предназначались для комиссаров, они были заказаны в 1914 году Николаем II Кустодиеву и мыслились как головные уборы для царской армии, потом они залегли на складах и уже позднее использовались в известном нам качестве. Это опять к вопросу об эклектике.

- В конце века возможно все, - говорил Эдуард Кочергин в одном из своих московских интервью. - главное - зачем...

В современном театре очень хорошо освоено это «возможно все», а вот с «зачем» - дело обстоит сложнее. Отсутствие объединяющей весомой идеи, способной все соединить и сцементировать, - самое слабое звено многих театральных постановок. В «Максимилиане» такая идея есть - получился весьма интересный и убедительный концепт-арт. Именно концепт-арт, а не политический памфлет.

- К политике это имеет какое-то отношение, все имеет отношение к политике, но постольку поскольку. Смех сквозь слезы - это самое главное. Конечно, без остроты было не обойтись - это смеховая культура, делать из этого какую-то фигню-мигню, два притопа, три прихлопа неинтересно.

***

Текст специально для нашего варианта «Максимилиана» написала драматург Елена Гремина. Поскольку народная драма не предполагала существования неизменного текста, текст постоянно переписывался и менялся - варьировался сюжет, появлялись новые персонажи, при сохранении, конечно, общей изначальной идеи.

Самому Эдуарду Кочергину довелось, например, прочитать 18 списков «Царя Максимилиана» разных лет. В списках, появившихся после вступления на престол Николая I, были стихи Пушкина и декабристов, в более поздних появилась поэзия Некрасова...

- Успех у народа это имело только тогда, когда непосредственно отвечало духу времени, если нет, то успех был лишь у узкой группы специалистов, и не более того. Смешно народную драму ставить для знатоков.

Последним из «Максимилианов» был недавний спектакль театра Ермоловой в Москве. Спектакль не удался - народ на представление не пошел.

- Своего текста они не делали, - объясняет ситуацию Эдуард Кочергин, - скомпилировали из многих списков разных лет - самого главного не смекнули, что драма хороша, когда живет во времени, когда в ней заложены «взрывные дела», когда она есть непосредственная реакция на современность...

***

Всех царей Максимилианов в новосибирском варианте (царей постоянно убивают, но они нарождаются вновь и вновь, как ваньки-встаньки) играет один актер (Евгений Важенин), что вполне в традициях народной драмы.

В образе его сына (Александр Польков) «зашифрован» образ убиенного царевича Алексея, который в народе почитался как ревнитель старой веры, хранитель русской традиции...

Есть своя «фишка» и в декорациях постановки, которые «замешаны» на народной гравюре - лубке «Как мыши кота хоронили». В этом, как оказалось, тоже есть свой скрытый смысл. Лубок появился в начале XVIII века, а кличку «кот» в народе имел все тот же Петр I.

- Видимо, из-за усов и круглой физиономии, - раскрывает карты Эдуард Кочергин. - и кот в те времена совсем не считался таким замечательным животным, которое все любят и холят, как сейчас...

***

Резонный вопрос, хватит ли у зрителя, пришедшего на «Царя Максимилиана», терпения и эрудиции, чтобы постичь все эти скрытые смыслы, понять символику и раскодировать коды? Не станет ли народная драма в нашем варианте зрелищем элитарным?

- Ни в коем случае нет, - считает режиссер-постановщик спектакля Александр Галибин. - Зритель, придя в зал, увидит концентрированное действие, импульс, смеховую культуру в чистом виде. Зрителю не надо сидеть и разбираться во всех этих делах - на сцену вытащен ассоциативный ряд, начиная со сценографии, кончая музыкой, светом партитурой и пластикой. Там нет никаких длиннот и размышлений.

Одним словом, быть непонятыми создатели спектакля не боятся (а если и боятся, то не подают виду), а свое детище адресуют широкой публике с самым разным уровнем подготовки.

- Как для умеющих по-разному плавать, одни будут плескаться у берега, а другие рискнут заплывать за буйки...

Резонанс
Новости
Рейтинг районов Новосибирска, основанный на отзывах местных жителей, составил Domofond.ru. Лидером сразу по шести критериям стал Советский район, а в аутсайдеры попали Дзержинский и Ленинский районы. Их обитатели пожаловались на грязь и отсутствие развлекательных учреждений.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников занял 17-е место в рейтинге глав регионов, составленном компанией «Медиалогия». Это один из лучших показателей для глав регионов, представляющих Сибирский федеральный округ.
Католическую школу в Кировском районе Новосибирска топят канализационные воды. Из-за зловония в школе отменили занятия, а учителя вынуждены направлять задания школьникам на дом.
Исправить форму носа, груди и стать моложе - с такими просьбами чаще всего обращаются к пластическим хирургам в Новосибирске. Медики внедряют новые технологии и все чаще делают маммопластику, используя жировую ткань пациента.  
Биткоин-лихорадка дошла и до Новосибирской области. Жители мегаполиса меняют реальную работу на интернет-доход, онлайн-деньги растут в цене. Что такое майнинг, блокчейн и криптовалюта, и есть ли сходство с финансовой пирамидой, узнали корреспонденты ОТС.
Мантия как у Менделеева на известной картине теперь есть и у химика из Новосибирского Академгородка. Елена Болдырева получила звание почетного доктора Эдинбургского университета в Великобритании. О церемонии как в кино, своих студентах и жизни, посвященной науке, знаменитый ученый рассказала корреспонденту ОТС.