Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Жили-были царь Максимилиан, Брежнев, Ельцин, Горбачев...

15.06.2001
На сцене «Глобуса» - народная драма «Царь Максимилиан».Жанр действа определен скоморошиной со всеми вытекающими отсюда следствиями - лицедейством, паясничанием и балаганом.

О постановке на сцене «Глобуса» народной драмы «Царь Максимилиан»

 Пародийный талант артиста Евгения Важенина, говорящего голосом советских и постсоветских вождей, оказался в спектакле весьма кстати.

Жанр действа определен скоморошиной со всеми вытекающими отсюда следствиями - лицедейством, паясничанием и балаганом.

- Что такое скоморохи? - говорит народный художник России, автор сценографии и костюмов спектакля Эдуард Кочергин. - Это все: цирк, акробатика, драма, владение музыкальными инструментами, вокал... Не всякая труппа такое поднять может.

Именно Эдуард Кочергин является автором постановки этой версии «Царя Максимилиана» и именно он пять лет назад заразил идеей Александра Галибина.

- Родился «Царь Максимилиан» как народная драма предположительно в конце XVII века как реакция на реформы Петра I, сатира на западничество, - говорит Эдуард Кочергин.

Царь Максимилиан - фигура историческая, но в народе его имя стало нарицательным. Был такой император, которого посетило русское посольство, что считается открытием русскими Европы. Для народа, который мало разбирался в чужеземных царях-королях-императорах, Максимилиан стал просто «начальником Запада», символом всего «не нашего», а в народной драме - мальчиком для битья.

- Игрался «Максимилиан» преимущественно среди люмпенов - заводских крестьян, в солдатской среде, заключенными в тюрьмах... Средой обитания были маленькие городки и большие села. В Сибири тоже были свои «Максимилианы».

Постановки запрещались, исполнители преследовались, но запретный плод, как известно, бывает особенно сладок.

- Цикличность постановок «Царя Максимилиана» и его популярность были непосредственно связаны с происходящими в России событиями. Наибольшую популярность он обретал в моменты, когда было что-то неладно - происходили смуты, катаклизмы или смены царей, руководства, как теперь говорят. Именно тогда и возникало желание выразить протест или как-то откомментировать происходящее событие.

Сейчас, считают создатели спектакля, самое время снова возвратиться к «Максимилиану», вопросы «власть и народ», «Россия и Запад» «русская национальная культура», «русская нравственная традиция» и прочее актуальны как никогда.

***

Главная идея спектакля - показать через смеховую культуру историю государства Российского, какой она видится человеку XX (теперь уже XXI) века. Сознание современного человека, как и наша жизнь вообще, весьма эклектично. Все смешалось в доме Облонских - на представительных политических форумах двуглавый орел запросто соседствует с рудиментами советской символики, старые гимны поются на новый лад... В спектакле рядом со скоморошьими припевками звучит и современный рэп, старинные костюмы «а ля рюс» причудливо сочетаются с шапками-буденовками... Кстати, буденовки, которые в нашем сознании соединяются с красными звездами, первоначально вовсе не предназначались для комиссаров, они были заказаны в 1914 году Николаем II Кустодиеву и мыслились как головные уборы для царской армии, потом они залегли на складах и уже позднее использовались в известном нам качестве. Это опять к вопросу об эклектике.

- В конце века возможно все, - говорил Эдуард Кочергин в одном из своих московских интервью. - главное - зачем...

В современном театре очень хорошо освоено это «возможно все», а вот с «зачем» - дело обстоит сложнее. Отсутствие объединяющей весомой идеи, способной все соединить и сцементировать, - самое слабое звено многих театральных постановок. В «Максимилиане» такая идея есть - получился весьма интересный и убедительный концепт-арт. Именно концепт-арт, а не политический памфлет.

- К политике это имеет какое-то отношение, все имеет отношение к политике, но постольку поскольку. Смех сквозь слезы - это самое главное. Конечно, без остроты было не обойтись - это смеховая культура, делать из этого какую-то фигню-мигню, два притопа, три прихлопа неинтересно.

***

Текст специально для нашего варианта «Максимилиана» написала драматург Елена Гремина. Поскольку народная драма не предполагала существования неизменного текста, текст постоянно переписывался и менялся - варьировался сюжет, появлялись новые персонажи, при сохранении, конечно, общей изначальной идеи.

Самому Эдуарду Кочергину довелось, например, прочитать 18 списков «Царя Максимилиана» разных лет. В списках, появившихся после вступления на престол Николая I, были стихи Пушкина и декабристов, в более поздних появилась поэзия Некрасова...

- Успех у народа это имело только тогда, когда непосредственно отвечало духу времени, если нет, то успех был лишь у узкой группы специалистов, и не более того. Смешно народную драму ставить для знатоков.

Последним из «Максимилианов» был недавний спектакль театра Ермоловой в Москве. Спектакль не удался - народ на представление не пошел.

- Своего текста они не делали, - объясняет ситуацию Эдуард Кочергин, - скомпилировали из многих списков разных лет - самого главного не смекнули, что драма хороша, когда живет во времени, когда в ней заложены «взрывные дела», когда она есть непосредственная реакция на современность...

***

Всех царей Максимилианов в новосибирском варианте (царей постоянно убивают, но они нарождаются вновь и вновь, как ваньки-встаньки) играет один актер (Евгений Важенин), что вполне в традициях народной драмы.

В образе его сына (Александр Польков) «зашифрован» образ убиенного царевича Алексея, который в народе почитался как ревнитель старой веры, хранитель русской традиции...

Есть своя «фишка» и в декорациях постановки, которые «замешаны» на народной гравюре - лубке «Как мыши кота хоронили». В этом, как оказалось, тоже есть свой скрытый смысл. Лубок появился в начале XVIII века, а кличку «кот» в народе имел все тот же Петр I.

- Видимо, из-за усов и круглой физиономии, - раскрывает карты Эдуард Кочергин. - и кот в те времена совсем не считался таким замечательным животным, которое все любят и холят, как сейчас...

***

Резонный вопрос, хватит ли у зрителя, пришедшего на «Царя Максимилиана», терпения и эрудиции, чтобы постичь все эти скрытые смыслы, понять символику и раскодировать коды? Не станет ли народная драма в нашем варианте зрелищем элитарным?

- Ни в коем случае нет, - считает режиссер-постановщик спектакля Александр Галибин. - Зритель, придя в зал, увидит концентрированное действие, импульс, смеховую культуру в чистом виде. Зрителю не надо сидеть и разбираться во всех этих делах - на сцену вытащен ассоциативный ряд, начиная со сценографии, кончая музыкой, светом партитурой и пластикой. Там нет никаких длиннот и размышлений.

Одним словом, быть непонятыми создатели спектакля не боятся (а если и боятся, то не подают виду), а свое детище адресуют широкой публике с самым разным уровнем подготовки.

- Как для умеющих по-разному плавать, одни будут плескаться у берега, а другие рискнут заплывать за буйки...

Резонанс
Новости
В жаркую погоду сотни новосибирцев отправляются к водоемам, как результат - всплеск несчастных случаев. Где категорически нельзя купаться, и почему старая пословица «Не зная броду, не суйся в воду» сегодня актуальна как никогда, узнали корреспонденты ОТС.
20.07.2018
Бывший ДК «Строитель», а ныне КТЦ «Евразия» около станции метро «Березовая роща» может лишиться мозаичного панно «Строители коммунизма» на фасаде. Известный советский и российский художник-монументалист, скульптор и профессор Зураб Церетели отправил письмо главе региона Андрею Травникову с просьбой сохранить панно времен соцреализма.
Предложения по проекту развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0»  обсуждались в рамках информационного дня мэрии в администрации Советского района 19 июля. Встреча была малочисленной, в основном известные общественники и зампредседателя СО РАН Иван Благодырь. Но дискуссии получились жаркими, особенно вокруг маршрута Восточного объезда и радикальных идей, типа выноса научных институтов за пределы Академгородка.
Соседи одной из самых старых улиц Сузунского района Новосибирской области устроили себе праздник. Они так долго живут вместе, что посторонние люди отмечают даже внешнее сходство. Все как в семье – тайн не бывает, все достижения на виду.
На выезде из Новосибирска скоро станет меньше пробок - строители начали монтировать вторую очередь путепровода в Ленинск-Кузнецком направлении.
«Я невиновен, это произвол и беспредел», — заявил 35-летний хоккеист из Куйбышева Новосибирской области Роман Л., которого обвиняют в расстреле наряда полиции. Это случилось в марте 2013 года после переименования милиции в полицию. Младший сержант Виктор Кабак стал первым в России погибшим полицейским после реформы МВД.  
x^