Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Почти легальная контрабанда

27.06.2001
Сегодняшний челночно-контрабандный бизнес нельзя оценивать иначе, как полномасштабную подрывную деятельность против экономики России.Безусловно, для искоренения сложившейся практики и отрезвления российской таможенной системы требуются жесткие административные меры.

 В течение последних лет товарные рынки Сибири и Дальнего Востока подвергаются мощному и постоянно усиливающемуся давлению со стороны организованных структур контрабандистов. Одним из направлений легальной контрабанды являются «карго перевозки». С российской стороны это некоторые туристические агентства и фирмы-перевозчики, которые тесно взаимодействуют между собой.

«Карго» - это почти легальный вид контрабанды, и предоставляется он правительством страны на вполне законных основаниях.

Постановлением Правительства РФ N 783 от 10 июля 1999 года «Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» определен порядок, предусматривающий льготный режим для граждан России при ввозе товаров из-за рубежа. Этот порядок предусматривает, что физические лица могут ввозить товары не для производственной (коммерческой) деятельности без уплаты таможенных пошлин и налогов (т. е. бесплатно), если общая стоимость их в эквивалентном выражении не превышает 1000 долларов США и общий вес не более 50 кг.

Есть некоторые послабления для граждан России, срок непрерывного временного пребывания которых в иностранных государствах составляет более шести месяцев, и вынужденным переселенцам.

В случае ввоза физическими лицами товаров, общая стоимость которых в эквивалентном выражении превышает 10 тыс. долларов США и /или общий вес которых превышает 200 кг, применяется общий порядок и условия тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренные для участников ВЭД (т. е. за деньги, и немалые).

Иными словами, ввозить большие партии товаров под видом некоммерческих, разбивая их на множество мелких, выгодно, так как можно полностью или частично уйти от уплаты платежей. Этой уловкой часто пользуются таможенные перевозчики, объединяя (консолидируя) мелкие партии товаров «челноков». Декларирование товаров по поручению «челноков» производится перевозчиком на основании договоров с ними. Такие перевозки получили неофициальное название «карго».

Под видом консолидированной партии товаров провозятся коммерческие грузы. На практике через таможенную границу перемещаются товары железнодорожными вагонами, контейнерами, самолетами, автопоездами одного или нескольких наименований в количестве, значительно превышающем разрешенное для провоза через таможенную границу одним физическим лицом, что уже является коммерческой партией.

Такое положение противоречит статье 109 Таможенного кодекса «Перемещение физическими лицами товаров не для коммерческих целей» и наносит государству ущерб, исчисляемый миллиардами долларов, не поступивших в бюджет, создает реальную возможность смыкания недобросовестных таможенников с представителями контрабандно-челночного бизнеса. Роль таможенников в подобных случаях состоит в обеспечении импортерам легального уклонения от уплаты таможенных платежей. Подкупленные таможенники устраняются от таможенного досмотра и контроля, вследствие этого вместе с «ширпотребом» провозятся наркотики и другие запрещенные к ввозу товары, товар декларируется не своим наименованием, занижаются вес товарной партии и таможенная стоимость.

С одного кг веса товара, перемещенного через таможенную границу России способом «карго», государственный бюджет недополучает в виде таможенных платежей примерно от 25 до 250 рублей.

А если товар перевозится тоннами?

Реализация контрабандных товаров осуществляется через вещевые рынки. Однако огромный товарооборот таких рынков практически не попадает под налогообложение.

Анализ деятельности оптового обувного рынка «Радуга» в Новосибирске показал, что среднедневной оборот одного контейнера в течение девяти месяцев в году составляет около 300 тыс. рублей, в течение трехмесячного сезонного спада - около 70-100 тыс. рублей. То есть 570 контейнеров рынка обеспечивают ему годовой оборот, превышающий 40 млрд рублей. Почти вся обувь (до 99%), реализуемая на этом рынке, - китайского производства. А ведь это данные только по одному оптовому рынку. По самым скромным оценкам экспертов, суммарный товарооборот всех оптовых и розничных рынков Новосибирска составляет более 615 млрд рублей. Таким образом, в течение одного дня через «неорганизованную» торговлю Новосибирска проходит около 1,7 млрд руб., а еженедельный товарооборот местных вещевых рынков превышает годовые доходы областного бюджета. Правила организации торговли на оптовых и розничных вещевых рынках фактически диктуются криминальными группировками. Они контролируют «черные» финансовые потоки и получают сверхдоходы.

Сегодня российские предприятия оставлены один на один с организованным контрабандным бизнесом. Тем самым предоставляется мощная поддержка иностранным производителям потребительских товаров, а разоренные российские предприятия уже не могут служить источниками пополнения бюджетов.

Ущерб, наносимый нашему государству, огромен, но правительственные структуры предпочитают его не замечать.

Причины такой позиции не только в коррумпированности чиновников, занимающих ключевые посты, и в отсутствии понимания роли производства товаров народного потребления в развитии экономики страны. За последнее десятилетие государство потеряло контроль над доходами и финансовыми потоками российского рынка потребительских непродовольственных товаров. Потенциал этого рынка используется для обогащения криминальных структур и нечистых на руку государственных служащих. Правительство боится открыто признать существующее положение, включиться в работу и нести ответственность. Это серьезно отражается на моральном климате государственного аппарата страны. Одни чиновники предпочитают ничего не замечать, другие участвуют «в процессе» роста собственного материального благополучия.

Многочисленные государственные органы прекрасно осведомлены о путях, позволяющих легализовать контрабанду. Но пресечению указанных преступлений они почему-то предпочитают находить причины, не позволяющие им добросовестно исполнять свой долг.

Сегодняшний челночно-контрабандный бизнес нельзя оценивать иначе, как полномасштабную подрывную деятельность против экономики России.

Безусловно, для искоренения сложившейся практики и отрезвления российской таможенной системы требуются жесткие административные меры. Важно исключить из законодательных и нормативных документов положения, позволяющие легально осуществлять противозаконную деятельность.

Считаю необходимым предложить Правительству Российской Федерации отменить действующее в настоящее время постановление (N 783 от 10.07.1999 г.) и вместо него принять другое, в котором запретить «карго», снизить пороговые стоимость товаров и вес товаров, ввозимых без уплаты таможенных пошлин и налогов (либо с применением льгот) физическими лицами при следовании через таможенную границу Российской Федерации, соответственно до 1000 долларов США включительно и до 25 килограммов. Провести корректировку применения таможенных пошлин и налогов в отношении товаров (за исключением автомобилей), которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются неделимыми вещами. Предоставить право физическим лицам, признанным в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов товары, бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию Российской Федерации. Провести корректировку порядка оплаты товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. В проект внести и иные положения, которые не должны позволять коррумпированным чиновникам в результате таможенного оформления легализовывать контрабандные товары.

Предлагаю указать Государственному таможенному комитету на его ответственность за разгул контрабанды на отечественном рынке потребительских товаров.

Принятие этих мер отразится лишь на тех, кто сделал свой выбор в пользу нарушения российского законодательства.

Принятие нового положения о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для коммерческой деятельности, в предлагаемой редакции позволит начать борьбу с контрабандно-челночным бизнесом на законодательном уровне.

Президент «Союза обувщиков Сибири»,
Генеральный директор Сибирской обувной
компании «Вестфалика» М.В. Титов
Резонанс
Новости
Губернатор Андрей Травников объявил, что министром науки и инновационной политики назначен Алексей Васильев. Официальное представление нового министра состоялось на оперативном совещании в правительстве Новосибирской области 19 ноября.
Самые актуальные песни, посвященные мамам – в специальной подборке VN.ru. От нестареющей классики в исполнении Валентины Толкуновой «Поговори со мною, мама», до современных перепевок от участников шоу «Голос. Дети».
Главную театральную премию Новосибирска «Парадиз» вручили накануне Года театра в 29-й раз. В понедельник, 19 ноября, в Камерном зале филармонии состоялась торжественная церемония. Спектакль «Подонки» по пьесе Максима Горького «На дне» получил сразу четыре награды.
Много лет терпели жители двухквартирного дома в Доволенском районе Новосибирской области неприятное соседство. Предприимчивая фермерша завела целое стадо копытных, отходы жизнедеятельности которых складировала под соседский забор, игнорируя жалобы соседей. В дело вмешались судебные приставы.

Чин освящения церкви в Новосибирске совершил Верховный католикос всех армян Гарегин II. Армения первой в мире приняла христианство в качестве государственной религии, но церковные службы отличаются от привычных нам православных. И новый храм в Сибири - уникальное строение.
116 аварий из-за некачественного содержания городских дорог произошло в Новосибирске в зимние месяцы 2018 года. 666 аварий - из-за плохой видимости дорожной разметки. Состояние работы по обеспечению условий для безопасного дорожного движения на территории столицы Сибири обсудили в мэрии, на заседании городской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений.