Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Монголия открыла путь к Индийскому океану

2001-06-29

Идея проехаться по дорогам Монголии родилась в Новосибирском центре
технического творчества учащихся «Юниор» еще в 90-е годы

Твоя моя понимает

 Энтузиастов было двое - Евгений Хорьков и Николай Кузьменко.

- Мысль заработала. По слухам, дороги там не ахти какие, значит, можно заодно опробовать наши российские машины. И если все пройдет гладко - чем не реклама российскому автомобилестроению? Автогигант в Миассе предложил для этой цели два «Урала». Взяли один и доукомплектовали его «под себя», «раздев» другую технику. Заручились поддержкой обладминистрации, заинтересовали даже «Росзарубежцентр» во главе с Валентиной Терешковой. А потом грянуло 17 августа 1998 года. Автопробег состоялся только нынешней весной. Помогла оказия.

- Ассоциация «Сибирская инициатива» обратилась к нам с просьбой помочь отвезти в Улан-Батор часть экспозиции на выставку новосибирских товаров народного потребления, - вспоминает Евгений Хорьков. - А мы со встречным предложением: с вас - горючее для нашей поездки по всей Монголии, а с нас - доставка. На том и порешили.

... Для шоферов цивилизация в Монголии заканчивается в трехстах километрах от Улан-Батора. Все остальное дорогами назвать сложно. Николай - бывший связист - определял направление по тянущимся линиям электропередач параллельно движению. Потерялась, нашлась снова - значит, направление верно. На редких встречных надежды мало.

А верблюды лучше?
 - У пастуха спрашиваем: «Куда ехать до Ховта?», - смеется Евгений. - «Туда», - указывает он. - «А далеко это?» - «Километров 15». Едем, едем - спидометр отмерил уже километров 600 - ну, вот он, Ховт...

- Дорога - одна щебенка, - добавляет Николай. - Все «японцы», «немцы», «корейцы» остались в Улан-Баторе. Однажды едем - по обе стороны два хребта, по краям дороги - большие камни, а под колесами - наносной песок: по руслу бывшей реки едем, оказывается.

- А был один перевал в северо-западных горах - метров, наверное, тысячи три - там только лошади да уазики ходили, - вспоминает Евгений. - Впереди нас как раз УАЗ и шел - смотреть страшно. Такое впечатление, что его колеса большей своей площадью висят. Казалось, еще несколько сантиметров - и туда, с высоты в три тысячи метров. А у нас-то колеса побольше... Вспотели тогда, было дело...

В Сибири
 В глубь Монголии новосибирский «Урал» въезжал по северной дороге, возвращался по южной. Хорьков с Кузьменко уверяют, что за все время пути проехали все времена года: жару, снег, дождь, туманы. И всего три источника воды. А встреч - по пальцам пересчитать. Да и общением это трудно назвать. Самые обиходные слова на ломаном русском - «туда» и «здрассте». Даже школьного учителя русского языка, которого довелось встретить в селе Улан-Булаг, понимали с трудом. С кем удалось пообщаться подольше, были... голландские студенты, которых судьба забросила сюда в этнографическую экспедицию. И то на английском. Да еще казах, ЗИЛ которого перевернулся на повороте вверх колесами. Помогли поднять.

- Но поразительных вещей увидели множество, - начинает перечислять Евгений. - Стоит, представляете, юрта - одна на пятьсот километров как минимум. В нее заходим, а в ней - мотоцикл, телевизор «Панасоник», спутниковая антенна. И все это работает от пропеллера, который крутится на ветру и вырабатывает ток. Или - пустыня на многие километры вперед и назад, и вдруг - гаишник! При полной форме, с палочкой, но ни мотоцикла рядом, ни верблюда, ни лошади, ни будки, само собой...

Ну, за Монголию!
 - Но они там тоже насобачились на наших дальнобойщиках зарабатывать: нажми на тормоза и т. д. - добавляет Николай. - С нас, правда, ничего. Машина большая, красивая: он ее за эмчеэсовскую принял. Ее все за такую принимали почему-то. И удостоверение водительское только в Улан-Баторе один раз посмотрели - и все... А помнишь перевал, где надо было дань оставлять? Перевал сложный, но если его преодолеешь, надо что-то обязательно оставить. Хоть спичку, которой только что в зубах ковырял, или пуговицу оторванную, но оставь, поблагодари кого-то у них там на небесах за помощь.

- А еще наша поездка лишний раз подтвердила, что русский человек остается русским человеком, где бы он ни был, - подытоживает Евгений. - Полковник погранвойск, например, узнав о наших планах, скорректировал будущий маршрут: близко к китайской границе лучше не подъезжать, говорит, а то они сначала стреляют, а потом спрашивают. А один сотрудник ФСБ нам помог быстро оформить документы при въезде, иначе проторчали бы на границе...

... В нескольких десятках метров от границы с Монголией на российской уже территории парни распили бутылку безалкогольного шампанского, как и тогда, когда въехали в Монголию. Полагают, что это станет традицией. Монголия - первый этап их развернутой программы. Теперь автомобилисты НГЦТТУ «Юниор» планируют автопробег через Китай, Непал с конечным пунктом у Индийского океана.

- Мы испытали себя и технику испытали, - говорит Евгений. - Могу сказать с уверенностью на 100 процентов: она в России самая выносливая. Так что остались довольны и ею, и собой.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
08.04.2021 Видео
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год