Новосибирск -2.5 °C

Монголия открыла путь к Индийскому океану

29.06.2001 00:00:00

Идея проехаться по дорогам Монголии родилась в Новосибирском центре
технического творчества учащихся «Юниор» еще в 90-е годы

Твоя моя понимает

 Энтузиастов было двое - Евгений Хорьков и Николай Кузьменко.

- Мысль заработала. По слухам, дороги там не ахти какие, значит, можно заодно опробовать наши российские машины. И если все пройдет гладко - чем не реклама российскому автомобилестроению? Автогигант в Миассе предложил для этой цели два «Урала». Взяли один и доукомплектовали его «под себя», «раздев» другую технику. Заручились поддержкой обладминистрации, заинтересовали даже «Росзарубежцентр» во главе с Валентиной Терешковой. А потом грянуло 17 августа 1998 года. Автопробег состоялся только нынешней весной. Помогла оказия.

- Ассоциация «Сибирская инициатива» обратилась к нам с просьбой помочь отвезти в Улан-Батор часть экспозиции на выставку новосибирских товаров народного потребления, - вспоминает Евгений Хорьков. - А мы со встречным предложением: с вас - горючее для нашей поездки по всей Монголии, а с нас - доставка. На том и порешили.

... Для шоферов цивилизация в Монголии заканчивается в трехстах километрах от Улан-Батора. Все остальное дорогами назвать сложно. Николай - бывший связист - определял направление по тянущимся линиям электропередач параллельно движению. Потерялась, нашлась снова - значит, направление верно. На редких встречных надежды мало.

А верблюды лучше?
 - У пастуха спрашиваем: «Куда ехать до Ховта?», - смеется Евгений. - «Туда», - указывает он. - «А далеко это?» - «Километров 15». Едем, едем - спидометр отмерил уже километров 600 - ну, вот он, Ховт...

- Дорога - одна щебенка, - добавляет Николай. - Все «японцы», «немцы», «корейцы» остались в Улан-Баторе. Однажды едем - по обе стороны два хребта, по краям дороги - большие камни, а под колесами - наносной песок: по руслу бывшей реки едем, оказывается.

- А был один перевал в северо-западных горах - метров, наверное, тысячи три - там только лошади да уазики ходили, - вспоминает Евгений. - Впереди нас как раз УАЗ и шел - смотреть страшно. Такое впечатление, что его колеса большей своей площадью висят. Казалось, еще несколько сантиметров - и туда, с высоты в три тысячи метров. А у нас-то колеса побольше... Вспотели тогда, было дело...

В Сибири
 В глубь Монголии новосибирский «Урал» въезжал по северной дороге, возвращался по южной. Хорьков с Кузьменко уверяют, что за все время пути проехали все времена года: жару, снег, дождь, туманы. И всего три источника воды. А встреч - по пальцам пересчитать. Да и общением это трудно назвать. Самые обиходные слова на ломаном русском - «туда» и «здрассте». Даже школьного учителя русского языка, которого довелось встретить в селе Улан-Булаг, понимали с трудом. С кем удалось пообщаться подольше, были... голландские студенты, которых судьба забросила сюда в этнографическую экспедицию. И то на английском. Да еще казах, ЗИЛ которого перевернулся на повороте вверх колесами. Помогли поднять.

- Но поразительных вещей увидели множество, - начинает перечислять Евгений. - Стоит, представляете, юрта - одна на пятьсот километров как минимум. В нее заходим, а в ней - мотоцикл, телевизор «Панасоник», спутниковая антенна. И все это работает от пропеллера, который крутится на ветру и вырабатывает ток. Или - пустыня на многие километры вперед и назад, и вдруг - гаишник! При полной форме, с палочкой, но ни мотоцикла рядом, ни верблюда, ни лошади, ни будки, само собой...

Ну, за Монголию!
 - Но они там тоже насобачились на наших дальнобойщиках зарабатывать: нажми на тормоза и т. д. - добавляет Николай. - С нас, правда, ничего. Машина большая, красивая: он ее за эмчеэсовскую принял. Ее все за такую принимали почему-то. И удостоверение водительское только в Улан-Баторе один раз посмотрели - и все... А помнишь перевал, где надо было дань оставлять? Перевал сложный, но если его преодолеешь, надо что-то обязательно оставить. Хоть спичку, которой только что в зубах ковырял, или пуговицу оторванную, но оставь, поблагодари кого-то у них там на небесах за помощь.

- А еще наша поездка лишний раз подтвердила, что русский человек остается русским человеком, где бы он ни был, - подытоживает Евгений. - Полковник погранвойск, например, узнав о наших планах, скорректировал будущий маршрут: близко к китайской границе лучше не подъезжать, говорит, а то они сначала стреляют, а потом спрашивают. А один сотрудник ФСБ нам помог быстро оформить документы при въезде, иначе проторчали бы на границе...

... В нескольких десятках метров от границы с Монголией на российской уже территории парни распили бутылку безалкогольного шампанского, как и тогда, когда въехали в Монголию. Полагают, что это станет традицией. Монголия - первый этап их развернутой программы. Теперь автомобилисты НГЦТТУ «Юниор» планируют автопробег через Китай, Непал с конечным пунктом у Индийского океана.

- Мы испытали себя и технику испытали, - говорит Евгений. - Могу сказать с уверенностью на 100 процентов: она в России самая выносливая. Так что остались довольны и ею, и собой.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: