Идея проехаться по дорогам Монголии родилась в Новосибирском центре
технического творчества учащихся «Юниор» еще в 90-е годы
Твоя моя понимает |
Энтузиастов было двое - Евгений Хорьков и Николай Кузьменко.
- Мысль заработала. По слухам, дороги там не ахти какие, значит, можно заодно опробовать наши российские машины. И если все пройдет гладко - чем не реклама российскому автомобилестроению? Автогигант в Миассе предложил для этой цели два «Урала». Взяли один и доукомплектовали его «под себя», «раздев» другую технику. Заручились поддержкой обладминистрации, заинтересовали даже «Росзарубежцентр» во главе с Валентиной Терешковой. А потом грянуло 17 августа 1998 года. Автопробег состоялся только нынешней весной. Помогла оказия.
- Ассоциация «Сибирская инициатива» обратилась к нам с просьбой помочь отвезти в Улан-Батор часть экспозиции на выставку новосибирских товаров народного потребления, - вспоминает Евгений Хорьков. - А мы со встречным предложением: с вас - горючее для нашей поездки по всей Монголии, а с нас - доставка. На том и порешили.
... Для шоферов цивилизация в Монголии заканчивается в трехстах километрах от Улан-Батора. Все остальное дорогами назвать сложно. Николай - бывший связист - определял направление по тянущимся линиям электропередач параллельно движению. Потерялась, нашлась снова - значит, направление верно. На редких встречных надежды мало.
А верблюды лучше? |
- Дорога - одна щебенка, - добавляет Николай. - Все «японцы», «немцы», «корейцы» остались в Улан-Баторе. Однажды едем - по обе стороны два хребта, по краям дороги - большие камни, а под колесами - наносной песок: по руслу бывшей реки едем, оказывается.
- А был один перевал в северо-западных горах - метров, наверное, тысячи три - там только лошади да уазики ходили, - вспоминает Евгений. - Впереди нас как раз УАЗ и шел - смотреть страшно. Такое впечатление, что его колеса большей своей площадью висят. Казалось, еще несколько сантиметров - и туда, с высоты в три тысячи метров. А у нас-то колеса побольше... Вспотели тогда, было дело...
В Сибири |
- Но поразительных вещей увидели множество, - начинает перечислять Евгений. - Стоит, представляете, юрта - одна на пятьсот километров как минимум. В нее заходим, а в ней - мотоцикл, телевизор «Панасоник», спутниковая антенна. И все это работает от пропеллера, который крутится на ветру и вырабатывает ток. Или - пустыня на многие километры вперед и назад, и вдруг - гаишник! При полной форме, с палочкой, но ни мотоцикла рядом, ни верблюда, ни лошади, ни будки, само собой...
Ну, за Монголию! |
- А еще наша поездка лишний раз подтвердила, что русский человек остается русским человеком, где бы он ни был, - подытоживает Евгений. - Полковник погранвойск, например, узнав о наших планах, скорректировал будущий маршрут: близко к китайской границе лучше не подъезжать, говорит, а то они сначала стреляют, а потом спрашивают. А один сотрудник ФСБ нам помог быстро оформить документы при въезде, иначе проторчали бы на границе...
... В нескольких десятках метров от границы с Монголией на российской уже территории парни распили бутылку безалкогольного шампанского, как и тогда, когда въехали в Монголию. Полагают, что это станет традицией. Монголия - первый этап их развернутой программы. Теперь автомобилисты НГЦТТУ «Юниор» планируют автопробег через Китай, Непал с конечным пунктом у Индийского океана.
- Мы испытали себя и технику испытали, - говорит Евгений. - Могу сказать с уверенностью на 100 процентов: она в России самая выносливая. Так что остались довольны и ею, и собой.