Новосибирск 8.6 °C

Наука-2001: стучите громче - вас услышат

29.06.2001 00:00:00

Оказывается, что основной ущерб нашей многострадальной Федерации
на самом деле наносят...
бессловесные и финансово замордованные ученые

Не уезжайте! Мы все простим!

 День прошел - к смерти ближе, как выражались философы древности. Вот и наша наука прожила очередной рабочий сезон: с осени до лета. Теперь у ученых появилась ежегодная летняя возможность расслабиться в отпуске и спокойно подвести итоги, а также вырастить малость картошки и иных съестных продуктов для семейного потребления, дабы совсем уж не отощать в новом сезоне.

Что можно отметить за прошедшее в Академии наук и в Академгородке в частности время? Не грех в очередной раз поднять рюмку «Кока-Колы» за потрясающую весь мир живучесть корабля российской науки. Бюджетный корпус, как решето, в финансовых дырах, команда разбегается под иностранные флаги, само научное плавание в поисках фундаментальных истин родному государству, судя по его политике, на определенный овощ не нужно, но не тонет, идет наш научный пароход «Летучим голландцем», изрядно ободранный, но не побежденный реформами.

А этот сезон к тому же стал праздником: впервые за много лет взвился на рее Академии изрядно подзабытый нобелевский флаг в честь питерского академика от физики Жореса Алферова. Впрочем, российским властям примазаться к сему событию международного значения достаточно сложно, поскольку основная часть работ Алферова сделана еще в советскую эпоху. Да и уничтожающе-презрительное отношение самого лауреата к нынешним реформам и реформаторам, не раз высказанное им в прессе, мягко говоря, этому не способствует. В этом плане куда приятней для властей предержащих нынешний глава Академии наук математик Юрий Осипов: пусть ему до Нобелевской премии - как до Луны пешком, зато человек тихий, неконфликтный и правительственной мухи ни словом, ни делом не обидит.

И вообще есть такая немецкая мудрость: генералы - народ безобидный, проблемы начинаются с ефрейторов. Вот решили, к примеру, в завершившемся сезоне генералы от науки совместно с маршалами от Минфина облагодетельствовать российских и, в частности, сибирских ученых финансово. А то дальше, как говорится, ехать некуда: месячных доходов рядового новосибирского жреца науки сегодня уже не хватает на средней комфортности железнодорожный билет до Москвы в одну сторону.

Из постановления президиума СО РАН N 25 от 25.01.2001: «В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2001 год»: утвердить плановые показатели базового бюджетного финансирования по статьям «Оплата труда» и «Начисления на оплату труда» по научным учреждениям Отделения (с учетом всех видов надбавок, премий и доплат за ученую степень) для: доктора наук - 3400 рублей в месяц, кандидата наук - 2200 рублей, научного сотрудника без степени - 1500 рублей».

Словом, держи, интеллектуальная голытьба, карманы шире! И не беда, что даже для самых что ни на есть научных зубров-докторов базовые щедроты родины не дотягивают до 120 «баксов» в месяц, что в 7-8 раз ниже заработков уличных чистильщиков ботинок в небогатой Латинской Америке, а многие из них до постановления номер 25 не имели и таких денег.

Однако прошел январь, за ним февраль, март, апрель - а во многих институтах ученые обещанных двух-трех бюджетных тысяч в получку так и не дождались. Да и само постановление-благодеяние администрации институтов СО РАН особо не афишировали. Лишь когда к лету пошел стук и гром через наконец-то прозревшие профсоюзные организации, кое-где, но не везде, задним числом это дело признали и обещали исправить. А ученый народ к тому времени косяками повалил в отпуск: естественно, с отпускными деньгами по старым расценкам. Как комментировал такую ситуацию один из «вождей-классиков», чьим отчеством названа улица в Академгородке, «экономика должна быть экономной».

Впрочем, как учили иные классики, где в одном месте чего прибудет, то в другом жди беды. Правда, на сей раз грохнуло там, где примерно и ожидалось. Уж больно распустились в последнее время наши интеллектуалы: с заграницей свободно общаются, статьи в престижных международных журналах печатают, деньги оттуда же по грантам получают. Вот и решила их родная Академия прищучить малость, хлопнув по мозгам документом с устрашающим названием «О плане мероприятий РАН по воспрепятствованию нанесения ущерба Российской Федерации».

Эх, что и говорить, такой бы план - да не по Академии наук, а в масштабах всей России! Мероприятие первое: каждого российского реформатора, хоть толстого, хоть рыжего, хоть кудрявого, отныне допускать к командованию разве что баржой на реке Колыме. Мероприятие второе... и так далее. Но, увы - оказывается, что основной ущерб нашей многострадальной Федерации на самом деле наносят... бессловесные и финансово замордованные ученые.

Что же предлагают господа академики, дабы спасти интересы Отечества от происков распоясавшихся подчиненных? Отныне должен быть ужесточен контроль за выездом за границу научных сотрудников РАН и выполнением режимных требований при приеме иностранцев и участии в международных конференциях, совещаниях и симпозиумах. То же самое относится к обязательным еще с советских времен отчетам научных сотрудников о результатах поездок за границу. Предлагается провести инвентаризацию и анализ зарубежных программ помощи и сотрудничества в сфере высоких технологий и определить целесообразность их продолжения. Под зоркое око свыше теперь попадают все материалы, готовящиеся к открытому опубликованию и предназначенные для обмена информацией с зарубежными исследователями. Также отныне упаси Господи опубликовать «сведения о достижениях РАН, не подлежащих разглашению».

Чувствуете спертый дух времени - того самого, незабвенного? Слава Богу, что пока еще контакты с зарубежными коллегами и зарубежные публикации не ведут к автоматическому переводу проштрафившегося ученого в дальневосточный филиал Академии в солнечном городе Магадане. Но лиха беда начало. И поделом будет несдержанному на печатное слово: ведь стоит опубликовать на Западе, к примеру, такое не подлежащее разглашению достижение Академии, как размер зарплаты нашего научного сотрудника, как имидж России будет безнадежно изгажен - такую сумму без проблем зарабатывает бомж в любой стране Африки.

Тем не менее есть у нововведения сторонники.

Заместитель директора Института ядерных исследований РАН Леонид Безруков: «Это даже полезная бумага - ведь ученый не всегда может понять, что секретно, а что нет. И если я, прежде чем послать статью в зарубежный журнал, оформлю справку о том, что в ней не содержится секретных сведений, то никаких претензий ко мне со стороны ФСБ или другого правоохранительного органа уже нельзя предъявить. На Западе подобные правила намного жестче наших, и никаких прав здесь не нарушается».

Так ли это?

Профессор университета им. Дж. Мейсона (США) Валерий Сойфер: «Когда наш сотрудник выезжает за границу, никто не контролирует его выезд и за свое выступление и свои действия отвечает он сам. Он не пишет никакого отчета. Если я подаю заявку на грант, в том числе и в зарубежный фонд, то она проходит контроль специалистов в данной области, а не людей из ЦРУ. За все время моей работы в США ни одна из моих статей, направленных в научные журналы, в том числе и в российские, не была запрошена до публикации директором или заведующим. Если научный сотрудник изобрел нечто, представляющее коммерческую ценность, юрист проверит все, что есть на эту тему, а университет оплатит стоимость патентования».

Итак, два подхода: контроль и полная самостоятельность, когда за свои действия ты отвечаешь не перед начальством или «контролерами», а только перед коллегами личной научной репутацией. В первом случае не важно, что те самые поездки на конференции, о которых ученые обязаны отчитываться, оплачиваются чаще всего из западного кармана. Не имеет значения, что из-за ничем не обоснованного засекречивания, определяемого отнюдь не учеными, наше Отечество уже лишилось как минимум нескольких Нобелевских премий: сегодня под теми же открытиями стоят имена их западных коллег.

Однако далеко не все ученые стали бурно радоваться по поводу возвращения старых порядков в науку. Вот только одно из опубликованных в печати мнений - профессора МГУ, члена-корреспондента РАН Юрия Васильева: «Исследования, имеющие дело с сохранением гостайны, и без того контролируются особыми правилами. А значит, нынешнее распоряжение устанавливает контроль за заведомо несекретными работами. Больше того, все эти меры не только не предотвращают потенциальный ущерб России, но и сами наносят ущерб международному престижу нашей науки, ущерб чести и достоинству ученых, пытающихся выжить и работать в России».

Так что по какому пути мы идем - вроде ясно. Какое общество строим - тоже. Еще, помнится, Карл Маркс говаривал, что все развивается по спирали. И загнивает, похоже, по ней же.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: