Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Через переходный мост от центра - не Нахаловка, а Клондайк

29.06.2001
У каждого города есть своя Нахаловка. Называться она может по-разному, но суть одна: это место, куда экскурсий не бывает. Наша Нахаловка не исключение. В справочнике Новосибирска можно было бы написать о ней: территория города, с запада ограниченная рекой Обь, с востока - железнодорожными путями, с севера и юга, условно говоря, - переходными мостами через эти пути.В архитектурном отношении новосибирская Нахаловка по-своему уникальна.
Из Нахаловки город виден, а из города Нахаловка - нет. Фото Сергея ПЕРМИНА

 У каждого города есть своя Нахаловка. Называться она может по-разному - Молдавка, Цыганка, Гарлем, Халтурка, Шанхай, Кулацкий поселок и т. д., но суть одна: это место, куда экскурсий не бывает. Наша Нахаловка не исключение. В справочнике Новосибирска можно было бы написать о ней: территория города, с запада ограниченная рекой Обь, с востока - железнодорожными путями, с севера и юга, условно говоря, - переходными мостами через эти пути. Но такого справочника никто никогда не издаст, поскольку гостям города, любителям высокой архитектуры здесь делать нечего, знать про Нахаловку не обязательно. Между тем в архитектурном отношении новосибирская Нахаловка по-своему уникальна. Это лакомый кусочек, Клондайк для застройщиков, который, похоже, в ближайшее время освоен так и не будет.

Прежде всего, Нахаловка - район, как пишут в объявлениях о купле-продаже-обмене недвижимости, - по линии метро. Согласитесь, 300-500 метров, включая пресловутые переходные мосты, это не расстояние для такого города, как Новосибирск. Но для большинства горожан именно железнодорожные пути и идущие по ним поезда стали своего рода барьером: до путей, до вокзала - почти центр, цивилизация, а то, что за ними - окраина, провинция. Однако есть и более дальновидные.

- Недостатка в потенциальных застройщиках Нахаловки нет, - подтверждает это начальник отдела архитектуры, строительства и землепользования администрации Железнодорожного района Евгений Деколенко. - Есть местные жители (правда, их немного), которые прожили здесь всю жизнь, и предки их здесь жили, - они не хотят никуда уезжать, но хотят расшириться. А мы не можем выдать на это своего разрешения.

Кто хоть немного знает Нахаловку, тому понятно, почему этого разрешения в отделе архитектуры не добиться. Когда Нахаловка только начинала застраиваться - а было это еще до революции 1917 года, - никаких противопожарных требований к застройщикам, естественно, никто не предъявлял. Строились, как говорится, кому как удобно, как нравится. Сейчас другое дело. И любое предполагаемое расширение жилья здесь неизбежно ведет к нарушению этих норм: за одним домом - другой дом, а не дом, так надворные постройки, а если и не они, так изгородь, забор, плетень. Не приведи Господь, вспыхнет что-нибудь одно из них - займутся все остальные.

Еще одна причина, по которой в ближайшее время нового строительства в Нахаловке ожидать не приходится, кроется в утвержденном еще в 1975 году генплане развития Новосибирска - своего рода основном законе города. В нем отражены наиболее крупные направления этого развития - трассировка улиц, дорог, инженерных сетей, прочих коммуникационных линий. И подразумевалось генпланом, что на этой территории, по пойме Оби, должна пройти дорога. Безусловно, будь он реализован в полной мере, участок этот волей-неволей преобразился бы.

- Конечно, за столько лет в генплан вносились корректировки, - поясняет ситуацию Евгений Деколенко. - Дорога, например, была перенесена в южную часть. Но и это оказалось неосуществимо, поскольку улица Владимировская застроена и не отвечает тем требованиям, нормам, показаниям, которые на нее упали бы. Мы, к сожалению, не сможем оперировать тем, что надо сносить имеющиеся жилые дома и делать полноценную улицу, отвечающую сегодняшнему дню. Есть масса вопросов, связывающих нам руки.

Генпланом, например, предусматривалась также застройка этого участка зданиями разной этажности: 6, 9, 12, но и 2-3-х. Но было это еще тогда, когда в бюджетных средствах недостатка не было. И потому, как само собой разумеющееся, предполагалось, что будут деньги и на подведение к ним канализации, тепла, электроэнергии, воды и т. д. К слову сказать, железобетонный двухметровый в диаметре канализационный коллектор, который тянется через весь город с Академгородка, работает сейчас полным сечением, подключиться к нему возможности нет. Все нужно прокладывать заново, и не каждому инвестору это по карману.

Если же некий одиночный застройщик найдет деньги, чтобы купить жилье двум-трем хозяевам, чтобы на месте их домов отстроить, скажем, себе коттедж, вряд ли у него это получится. Поскольку, помимо противопожарных требований, есть еще экологические и санитарные нормы. И строить пусть даже красивейший дом, но с выгребной ямой не позволит никто. «Этак мы очень скоро всю Обь загадим», - резюмировал главный архитектор Железнодорожного района. Да и в так называемую градостроительную ткань одинокий коттедж явно не вписался бы.

- По идее, можно было бы сделать так, - предполагает Евгений Деколенко. - Найти инвестора, который заплатил бы сейчас за корректировку проекта всей этой прибрежной части, чтобы мы смогли получить некий объективный проект квартала. Пусть это даже будет не рабочая документация, а эскизный проект, но в котором бы были обсчитаны все параметры: необходимое количество электроэнергии, воды и т. д. А после этого можно было бы выстраивать модели привлечения инвесторов непосредственно строительства.

Попытка такая была. Было даже официальное письмо райадминистрации на имя начальника управления Западно-Сибирской железной дороги Владимира Старостенко с просьбой оплатить «Новосибирскгражданпроекту» разработку им рабочей документации эскизного проекта. И какие-то шаги были уже сделаны, но дальше, как говорится, что-то у них не срослось.

Проблема застройки Нахаловки - городского масштаба. По тому даже, что каждого желающего отстроиться в прибрежной части Железнодорожного района местный отдел архитектуры отправляет именно в мэрию. А там ему предлагают участки, специально для этого отведенные: на Затулинке, в Октябрьском или Заельцовском районах. Но не в Нахаловке. Общегородская она и потому, что привлечение инвесторов к застройке этого участка города - это дополнительные финансовые вливания в городскую казну. И потому еще, что такому солидному городу, как наш, совсем не к лицу иметь почти в самом центре вросшую в землю по самую крышу Нахаловку.

Кстати, весь остальной Железнодорожный район инвесторами облюбован давно и прочно. «Химпласт», жиркомбинат, КСК «Сибирь», «Новосибхлеб», ЗАО «Труд» и другие предприятия и компании умудряются и сейчас находить участочки, где еще не ступала нога застройщика. Недавно в самом неожиданном месте - во дворе хозяйственного магазина на Нарымской - «под микроскопом», как выразился районный архитектор, нашли-таки пятачок под будущий жилой дом. А про Нахаловку никто даже не заикается. Ну а когда и микроскоп уже не поможет?

Было время, когда весь новосибирский люд собрался на собственные деньги построить Дом Ленина. От каждого - по именному кирпичику, вождю - дом. И построил ведь. Может, и теперь за будущие квадратные метры жилья собирать средства... нет, не с жителей, а с фирм, предприятий, организаций? Есть же в Новосибирске Ассоциация строителей, например, у которой наверняка имеется информация о возможностях, способностях и амбициях потенциальных застройщиков. А вложить деньги в Нахаловку - действительно, Клондайк, если учесть, что продажная стоимость квадратного метра будущего жилья кратно дороже нынешнего метра земли под строительство, включая подведение всех коммуникаций. Правда, настолько дальновидных предпринимателей, похоже, пока в Новосибирске нет.

Резонанс
Новости
«Зрелище, достойное Оскара» – легендарный новосибирский трамвай №13 протаранил вездесущее такси компании «Яндекс». В итоге Hyundai Solaris лишился передка, а трамвайное движение встало.

54 ученика не пошли в школу в Баганском районе Новосибирской области. Получить знания им помешали размытые дороги, автобусы просто по ним не смогли пройти. Семь сел района оказались отрезанными от внешнего мира. Домашнее задание детям выдали по телефону.
Близость холодов подхлестнула рост цен на аренду гаражей – за год они выросли в Новосибирске на 18%, сообщает портал по выбору недвижимости N1.RU. Сейчас гараж можно снять в среднем за 6500 рублей в месяц. При этом цены на арену парковок остались прежними и составляют, как и год назад, в среднем 4700 рублей.
«Лебединое озеро» перед самым выступлением отменили в Бердске Новосибирской области. По мнению столичных артистов, было продано слишком мало билетов. Люди ушли разочарованные, но обошлось без скандалов.

Вечер, посвященный памяти Арнольда Каца, прошел в Новосибирской филармонии. Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана представил любителям классической музыки первую гастрольную программу «Русские композиторы. Вальсы и полонезы».
Голосование по выбору инновационного фонтана от Сбербанка завершилось в Новосибирске. С перевесом в 8 процентов победил первый вариант из представленных двух. Фонтан с 178 струями высотой до 10 метров будет демонстрировать 9 водных картин и станет украшением Центрального парка уже в 2019 году, сообщает муниципальный портал.