Новосибирск -1.6 °C

Через переходный мост от центра - не Нахаловка, а Клондайк

29.06.2001 00:00:00

Из Нахаловки город виден, а из города Нахаловка - нет. Фото Сергея ПЕРМИНА

 У каждого города есть своя Нахаловка. Называться она может по-разному - Молдавка, Цыганка, Гарлем, Халтурка, Шанхай, Кулацкий поселок и т. д., но суть одна: это место, куда экскурсий не бывает. Наша Нахаловка не исключение. В справочнике Новосибирска можно было бы написать о ней: территория города, с запада ограниченная рекой Обь, с востока - железнодорожными путями, с севера и юга, условно говоря, - переходными мостами через эти пути. Но такого справочника никто никогда не издаст, поскольку гостям города, любителям высокой архитектуры здесь делать нечего, знать про Нахаловку не обязательно. Между тем в архитектурном отношении новосибирская Нахаловка по-своему уникальна. Это лакомый кусочек, Клондайк для застройщиков, который, похоже, в ближайшее время освоен так и не будет.

Прежде всего, Нахаловка - район, как пишут в объявлениях о купле-продаже-обмене недвижимости, - по линии метро. Согласитесь, 300-500 метров, включая пресловутые переходные мосты, это не расстояние для такого города, как Новосибирск. Но для большинства горожан именно железнодорожные пути и идущие по ним поезда стали своего рода барьером: до путей, до вокзала - почти центр, цивилизация, а то, что за ними - окраина, провинция. Однако есть и более дальновидные.

- Недостатка в потенциальных застройщиках Нахаловки нет, - подтверждает это начальник отдела архитектуры, строительства и землепользования администрации Железнодорожного района Евгений Деколенко. - Есть местные жители (правда, их немного), которые прожили здесь всю жизнь, и предки их здесь жили, - они не хотят никуда уезжать, но хотят расшириться. А мы не можем выдать на это своего разрешения.

Кто хоть немного знает Нахаловку, тому понятно, почему этого разрешения в отделе архитектуры не добиться. Когда Нахаловка только начинала застраиваться - а было это еще до революции 1917 года, - никаких противопожарных требований к застройщикам, естественно, никто не предъявлял. Строились, как говорится, кому как удобно, как нравится. Сейчас другое дело. И любое предполагаемое расширение жилья здесь неизбежно ведет к нарушению этих норм: за одним домом - другой дом, а не дом, так надворные постройки, а если и не они, так изгородь, забор, плетень. Не приведи Господь, вспыхнет что-нибудь одно из них - займутся все остальные.

Еще одна причина, по которой в ближайшее время нового строительства в Нахаловке ожидать не приходится, кроется в утвержденном еще в 1975 году генплане развития Новосибирска - своего рода основном законе города. В нем отражены наиболее крупные направления этого развития - трассировка улиц, дорог, инженерных сетей, прочих коммуникационных линий. И подразумевалось генпланом, что на этой территории, по пойме Оби, должна пройти дорога. Безусловно, будь он реализован в полной мере, участок этот волей-неволей преобразился бы.

- Конечно, за столько лет в генплан вносились корректировки, - поясняет ситуацию Евгений Деколенко. - Дорога, например, была перенесена в южную часть. Но и это оказалось неосуществимо, поскольку улица Владимировская застроена и не отвечает тем требованиям, нормам, показаниям, которые на нее упали бы. Мы, к сожалению, не сможем оперировать тем, что надо сносить имеющиеся жилые дома и делать полноценную улицу, отвечающую сегодняшнему дню. Есть масса вопросов, связывающих нам руки.

Генпланом, например, предусматривалась также застройка этого участка зданиями разной этажности: 6, 9, 12, но и 2-3-х. Но было это еще тогда, когда в бюджетных средствах недостатка не было. И потому, как само собой разумеющееся, предполагалось, что будут деньги и на подведение к ним канализации, тепла, электроэнергии, воды и т. д. К слову сказать, железобетонный двухметровый в диаметре канализационный коллектор, который тянется через весь город с Академгородка, работает сейчас полным сечением, подключиться к нему возможности нет. Все нужно прокладывать заново, и не каждому инвестору это по карману.

Если же некий одиночный застройщик найдет деньги, чтобы купить жилье двум-трем хозяевам, чтобы на месте их домов отстроить, скажем, себе коттедж, вряд ли у него это получится. Поскольку, помимо противопожарных требований, есть еще экологические и санитарные нормы. И строить пусть даже красивейший дом, но с выгребной ямой не позволит никто. «Этак мы очень скоро всю Обь загадим», - резюмировал главный архитектор Железнодорожного района. Да и в так называемую градостроительную ткань одинокий коттедж явно не вписался бы.

- По идее, можно было бы сделать так, - предполагает Евгений Деколенко. - Найти инвестора, который заплатил бы сейчас за корректировку проекта всей этой прибрежной части, чтобы мы смогли получить некий объективный проект квартала. Пусть это даже будет не рабочая документация, а эскизный проект, но в котором бы были обсчитаны все параметры: необходимое количество электроэнергии, воды и т. д. А после этого можно было бы выстраивать модели привлечения инвесторов непосредственно строительства.

Попытка такая была. Было даже официальное письмо райадминистрации на имя начальника управления Западно-Сибирской железной дороги Владимира Старостенко с просьбой оплатить «Новосибирскгражданпроекту» разработку им рабочей документации эскизного проекта. И какие-то шаги были уже сделаны, но дальше, как говорится, что-то у них не срослось.

Проблема застройки Нахаловки - городского масштаба. По тому даже, что каждого желающего отстроиться в прибрежной части Железнодорожного района местный отдел архитектуры отправляет именно в мэрию. А там ему предлагают участки, специально для этого отведенные: на Затулинке, в Октябрьском или Заельцовском районах. Но не в Нахаловке. Общегородская она и потому, что привлечение инвесторов к застройке этого участка города - это дополнительные финансовые вливания в городскую казну. И потому еще, что такому солидному городу, как наш, совсем не к лицу иметь почти в самом центре вросшую в землю по самую крышу Нахаловку.

Кстати, весь остальной Железнодорожный район инвесторами облюбован давно и прочно. «Химпласт», жиркомбинат, КСК «Сибирь», «Новосибхлеб», ЗАО «Труд» и другие предприятия и компании умудряются и сейчас находить участочки, где еще не ступала нога застройщика. Недавно в самом неожиданном месте - во дворе хозяйственного магазина на Нарымской - «под микроскопом», как выразился районный архитектор, нашли-таки пятачок под будущий жилой дом. А про Нахаловку никто даже не заикается. Ну а когда и микроскоп уже не поможет?

Было время, когда весь новосибирский люд собрался на собственные деньги построить Дом Ленина. От каждого - по именному кирпичику, вождю - дом. И построил ведь. Может, и теперь за будущие квадратные метры жилья собирать средства... нет, не с жителей, а с фирм, предприятий, организаций? Есть же в Новосибирске Ассоциация строителей, например, у которой наверняка имеется информация о возможностях, способностях и амбициях потенциальных застройщиков. А вложить деньги в Нахаловку - действительно, Клондайк, если учесть, что продажная стоимость квадратного метра будущего жилья кратно дороже нынешнего метра земли под строительство, включая подведение всех коммуникаций. Правда, настолько дальновидных предпринимателей, похоже, пока в Новосибирске нет.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: