Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Вячеслав Шибанов: «Прозрачный муниципалитет? Да, безусловно»

29.06.2001
Есть необходимость организации конкурса на изготовление Интернет-сервера муниципалитета среди новосибирских разработчиков с тем, чтобы выбрать лучшую разработку и достойно представить Новосибирск в международной сети.

 На вопросы ответственного редактора проекта «Прозрачный город» Наталии Светашевой отвечает Вячеслав Шибанов, начальник управления связи, телекоммуникаций и информатики мэрии Новосибирска.

- Вячеслав Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, что кроется за загадочным названием «Концепция информатизации муниципалитета Новосибирска».

- Прежде чем говорить о самой концепции, замечу, что мы рассматриваем эту проблему шире - как проблему информатизации всего муниципального образования, города Новосибирска. Наше управление было создано год назад, во-первых, с целью углубления уже существующих взаимоотношений населения и власти и развития дополнительных способов информирования граждан, а во-вторых, с целью сбора и обработки всего спектра муниципальной информации для более качественного принятия управленческих решений. Потому и была разработана Концепция информатизации муниципалитета Новосибирска, она обсуждалась как на президиуме мэрии, так и в депутатских группах городского Совета прошлого созыва. Вообще, концепция определяет, что и как должно быть в нашем городе с тем, чтобы, с одной стороны, можно было интегрироваться в мировое информационное сообщество, с другой стороны, обеспечить поступательное развитие самого города и повысить эффективность системы управления города через взаимодействие власти и горожан.

- Какие шаги делаются для реализации намеченного?

- На последней сессии горсовета, где был представлен перечень программ социально-экономического развития города, предлагаемых к финансированию в 2002 году, мы представили две программы: «Электронный Новосибирск» (на основе федеральной программы «Электронная Россия» с совместным финансированием из городского и федерального бюджетов) и Программа информатизации муниципалитета. Было принято решение включить их в перечень и принять проекты к рассмотрению. Программы эти имеют семь подпрограмм.

Каждая программа имеет цель, задачу, основные направления, предлагаемые к финансированию. По данным проектам в настоящее время проводятся работы по технико-экономическому обоснованию. Программы все долгосрочные, рассчитанные на реализацию в 2002-2006 годах. Что-то мы уже начали реализовывать в рамках Концепции информатизации.

- Безусловный интерес представляют для жителей Новосибирска и для нас, как для участников проекта «Прозрачный город», подпрограммы, которые названы у вас так: «Обеспечение информационной прозрачности и открытости муниципалитета для населения» и «Разработка и реализация программ развития общественных пунктов доступа к информационным сетям муниципалитета, в том числе на базе муниципальных библиотек, 2002-2005 гг.». Какие могут возникнуть сложности с их реализацией?

- Основная проблема в том, что никогда не было, да и сейчас нет, реального целевого финансирования отрасли «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ», никто не рассматривал информацию как ресурс. Работая с депутатским корпусом прошлого созыва, мы пытались заложить в бюджет строку «На информатизацию», но в бюджете 2001 года такой строки не нашлось. С новым депутатским корпусом мы ведем совместную работу по изучению данной ситуации, предполагаем, что в августе-сентябре городской Совет будет рассматривать коррективы к бюджету этого года и предварительные параметры бюджета следующего года, и мы надеемся, что появится-таки строка в бюджете города «На информатизацию». Пока же работа в области телекоммуникаций и информатики ведется за счет использования средств, которые выделялись из бюджета на развитие самоуправления. Мы пытаемся использовать внутренние ресурсы: программное обеспечение в большей степени разрабатывается нами, мы меньше тратим денег на обучение, на внедрение. Но даже в таких условиях мы создали мощное информационно-аналитическое подразделение, у нас есть своя социологическая служба, ведется работа по сбору и обработке муниципальной информации.

- Как вы считаете, для реализации всей концепции должно ли быть изменено что-то в нормативно-правовой базе?

- Разумеется. И в самой концепции указаны те нормативно-правовые документы, которые необходимо разработать. Пакет дополнительных нормативно-правовых актов включает документы о владении, распоряжении и пользовании муниципальными информационными ресурсами, о правилах формирования и ведения баз и банков данных, информационных ресурсов, о регламенте функционирования и доступности информационных ресурсов, о веб-сайте муниципалитета и другие.

- Возвращаясь к вашим двум программам: когда и как поэтапно они будут рассматриваться и утверждаться?

- Сроки рассмотрения определяет горсовет. Сейчас рабочая группа делает экономическое обоснование программ. Предполагаю, что основные параметры бюджета 2002 года будут рассматриваться городским Советом уже в сентябре-октябре.

- С одной стороны, для того, чтобы депутаты поняли, что нужно принятие еще одной программы, хотя и на все предыдущие не хватало средств, с ними необходимо работать, разъяснять необходимость информатизации муниципалитета. С другой стороны, вы еще и закладываете возможность общественного доступа и общественного участия. И кроме всего, это не имеет правового подкрепления. Как вы думаете, в Положении о порядке разработки, принятия и контроле над исполнением плана социально-экономического развития города Новосибирска должно быть прописано, на каком этапе программа должна быть предоставлена для обсуждения?

- Качественный состав нынешнего городского Совета дает все основания считать, что депутатский корпус представлен образованными людьми с большим жизненным и производственным опытом. Им не столько нужно разъяснение необходимости информатизации, сколько нужна оценка реальной ситуации и совместная работа по поиску источников финансирования и определению очередности задач. Во всяком случае, мэром Новосибирска Владимиром Городецким поставлена задача всем службам мэрии добиться максимального участия населения в планировании социально-экономического развития города. Это процесс не простой, очевидно, требуют переосмысления формы и методы взаимодействия муниципальной власти и горожан. Над этой задачей работает и наше управление. Совместно с пресс-службой мы готовим к выпуску Интернет-сервер, на котором предполагаем размещать, в том числе, и муниципальные программы, чтобы учесть и пожелания горожан. Мы ведем сегодня речь о большом информационном портале с учетом двух моментов: непосредственная работа с населением и работа со СМИ. И, конечно, все это будет доступно населению.

- Я поясню свой интерес к этой проблеме. Мы хотим быть максимально полезны в процессе взаимодействия населения и органов местного самоуправления. Мы заинтересованы в обсуждении актов, в их экспертизе, в работе с депутатами и в информировании общественности с тем, чтобы представительной власти было потом легче принимать решения.

- Когда мы говорим о разработке официального веб-сайта муниципалитета Новосибирска, мы видим еще и такую задачу - создание депутатского сервера, где сами депутаты могли бы информировать население о том, почему в том или ином вопросе они стоят на таких позициях. Но нам бы очень не хотелось, чтобы все это превращалось в межфракционную борьбу и было инструментом политической рекламы. Я думаю, что и сами депутаты заинтересованы расширить возможности своего общения с избирателями. Пока финансирования на создание и поддержку веб-сайта в бюджете этого года не предусмотрено, но мы работаем с депутатскими комиссиями и совместно ищем источники финансирования. Конечно, есть и контр-аргумент: количество пользователей Интернетом в Новосибирске составляет максимум 10% от числа всех жителей города, в такой ситуации так ли уж необходима электронная информация...

- Но ситуация меняется. И потом лидеры общественных организаций, как правило, имеют выход в Интернет. И еще есть СМИ, которым крайне необходим этот ресурс.

- Почему мы и думаем, что на СМИ надо обратить особое внимание и дать им возможность более объективно, полно и качественно освещать городские проблемы, и в первую очередь для тех категорий населения, которым не доступен Интернет. Хотя статистические данные показывают, что в Новосибирске активно растет число пользователей Интернет, особенно среди молодежи и людей среднего возраста. Так что наш совместный труд не пропадет.

Вы (я имею в виду некоммерческие организации) могли бы сейчас помочь в создании концепции депутатского сервера, где бы концентрировалась информация о работе депутатов городского Совета, о решаемых городским Советом задачах, с возможностью общественных слушаний и конференций с депутатами, отчетами по исполнению депутатских наказов. Так что, давайте посотрудничаем. Кроме того, есть необходимость организации конкурса на изготовление Интернет-сервера муниципалитета среди новосибирских разработчиков с тем, чтобы выбрать лучшую разработку и достойно представить Новосибирск в международной сети.

- Возможно, что для диалога необходимо провести общественные слушания по вопросам, связанным с депутатским сервером: каким должно быть его содержание?

- Я думаю, что началом такой работы мог бы быть социологический опрос, проведенный среди горожан, и на основе мнения горожан уже должны готовиться предложения для общественных слушаний.

В процессе диалога мы выяснили, что во многом наши интересы совпали с интересами муниципалитета. Проблема финансирования стоит остро. Но когда депутаты, общественность и все горожане поймут, что информация - это ресурс, не менее необходимый для жизнеобеспечения города, чем электроэнергия, появится и строчка в муниципальном бюджете «на информатизацию». И граждане Новосибирска получат тогда реальное, гарантированное Конституцией «право знать». Но никак не раньше.

P. S. Точки зрения, отраженные в данном проекте, могут не совпадать с точкой зрения Агентства по международному развитию или фонда «Евразия».

Резонанс
Новости
18.12.2017
Помещения специально под фермы для майнинга криптовалюты начали сдавать в аренду новосибирцы. Стоимость аренды этих помещений ниже средней цены по городу, сообщает портал по выбору недвижимости N1.RU.
В редакцию «Новостей ОТС» обратились жители многоквартирного дома на улице Котовского в Новосибирске. Доставщик питьевой воды своей машиной повредил козырек над подъездом и скрылся с места происшествия. При этом дорожные полицейские не проявляют активности в поисках нарушителя, несмотря на то, что известен номер машины.
На ретро-дискотеку 90-х в ЛДС «Сибирь» в Новосибирске пришли 2800 человек. Одной из самых ярких звезд стала Алиса Мон, чья песня «Алмаз» в 90-х годах прошлого века была очень популярна. Певица дала интервью корреспонденту VN.ru, в котором рассказала о том, как живет сейчас, как был написан хит, и поделилась секретами красоты.
Герой Советского Союза, ветеран войны в Афганистане - его часто сравнивают с Алексеем Маресьевым. Отец Киприан, в миру Валерий Бурков, посетил Новосибирск. Он побывал в школах, реабилитационных центрах и патриотических клубах. С человеком уникальной судьбы встретился корреспондент ОТС.
Главный городской каток передислоцировался с площади Ленина в Центральный парк, чтобы радовать горожан до самой весны. Сколько стоит прокат коньков, кофе и кабинки, и как оценили ледовое покрытие первые посетители, в материале VN.ru.
Временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников вышел к участникам пикета по вопросу расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Активисты пришли 15 декабря к зданию Правительства Новосибирской области.