Новосибирск -0.4 °C

Жить в рынке и быть свободным от рынка нельзя

03.07.2001 00:00:00

 В Новосибирске грядут перемены в одной из самых главных, касающейся абсолютно каждого горожанина сфере - здравоохранении. Стоит ли их бояться, насколько они необходимы? Это можно понять на примере хотя бы одного из лечебных учреждений города. Причем такого, где иждивенчества по отношению к власти не было никогда, где даже в худшие времена не «грузили» больных проблемами приобретения лекарств, шприцев, ваток и пропитания. Но и здесь считают: больные только выиграют, если государство, наконец, определит для себя, в каком направлении будет развиваться система здравоохранения и какой результат оно хочет получить.

Новосибирская муниципальная детская больница скорой помощи N 3 - лечебное учреждение, с которым городу, можно сказать, повезло. Попадают сюда больные ребятишки не только из Новосибирска, но и из области, Омска, Томска, Кемерова, практически всего Зауралья, Дальнего Востока, Якутии, Средней Азии.

По словам главного врача больницы Александра Львова, сегодня здесь можно вылечить любого больного, если его болезнь вообще поддается лечению. Стоматологические отделения такого, как здесь, уровня есть, пожалуй, только в Москве и Екатеринбурге. Высоким авторитетом пользуется отделение аллергопульмонологии. Приобретено оборудование для проведения косметических операций у детей, причем таких, которые делаются только ведущими столичными институтами. Появился амбулаторный кабинет (пожалуй, лучший в городе) для обследования и лечения детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Осенью откроется амбулаторный кабинет для лечения детей с лор-заболеваниями. Открыт амбулаторный диспансер для оказания помощи детям со злокачественными и доброкачественными новообразованиями. Решен вопрос по организации операций по пересадке костного мозга.

А в конце 2000 года по решению мэра Новосибирска больнице передан муниципальный санаторий «Обские зори». Появилась возможность отправлять сюда на реабилитацию детей из стационара, где они занимали бы интенсивные койки. Значит - часть коечного фонда можно сократить. Это, кстати, ответ на тревоги горожан, которых пугает намерение власти пойти по этому пути. Программа реформирования городского здравоохранения вопрос ставит только так: «койки» сократить, но одновременно увеличить замещающие стационар виды медицинской помощи.

А как быть с тем, что здравоохранение стало по сути платным? Александр Львов считает: делать вид, что это не так, - лукавство. Но надо четко определить, кто будет платить и за что. Люди не должны платить ни копейки за неотложную и скорую помощь (инфаркты, аппендициты и т. д.). В том же ряду - онкологические, гематологические больные. А для этого необходимо просчитать медико-экономический стандарт, который оптимально закрывал бы все потребности больницы.

Александр Львов главврач детской муниципальной больницы
 В стационарах, оказывающих плановую помощь, по мнению А. Львова, должна быть бесплатной базовая терапия на основе отечественных медикаментов, недорогих, но качественных. В 3-й детской их 80% и лишь 20% - импортные, для реанимационных больных. При таком раскладе больнице денег на лекарства стало хватать. Богатая Англия, например, обеспечивает больных только своими препаратами. Хочешь лечиться немецкими - покупай за свой счет.

Нет необходимости и в приобретении каждым ЛПУ дорогостоящей диагностической аппаратуры, считает А. Львов. Аппаратуру надо концентрировать там, где государство может содержать ее бесплатно - в больницах скорой помощи. И снова приводит пример. В небольшом германском университетском городке есть прекрасная больница с компьютерным томографом. Так из соседней Голландии туда направляют на обследование своих больных, чтобы избежать лишних расходов.

Разработчики программы реформирования городского здравоохранения отмечают: парадокс в том, что здравоохранение сегодня должно покупать и платить всем по законам рынка, а продавать свои услуги по декларативным правилам дореформенного периода - доступность, бесплатность, безграничность.

Александр Львов, главный врач с 6-летним стажем, с этим согласен. Государство должно, наконец, четко сказать, может ли оно позволить себе лечить человека бесплатно. Или человек, зная, что в больнице крыша рушится и нет простыней, будет уходить в частный сектор, платить деньги, но и требовать за это качества.

Львов говорит о наболевшем. Здание, в котором располагается больница, построена в пресловутом 1913 году. Состояние ряда отделений не выдерживает никакой критики. Лор-отделение закрыто по постановлению СЭС.

Но здесь научились рассчитывать на себя. Каждый год больница прирастает новой структурой - за счет средств от хозрасчетной деятельности, спонсорской помощи, за счет давно налаженных контактов с поставщиками, которые предоставляют материалы и услуги на льготных условиях. Не в последнюю очередь - за счет умения справляться со всем этим главного врача, его настойчивости и оптимизма.

В ремонт здания вкладывается сейчас примерно 40% зарабатывамых больницей хозрасчетных средств. А они, по мнению главного врача, могли бы пойти на учебу специалистов, на закупку оборудования, то есть - на развитие больницы. Так что отсутствие государственных инвестиций в капитальный ремонт и реконструкцию внутрибольничных помещений сегодня здесь проблема номер один.

А все, что зависит от медиков, - делается. 350 ребятишек лечат, кормят четыре раза в день. Хватает медикаментов. Высококвалифицированные кадры не разбегаются - здесь стараются держать достаточно высокий уровень зарплаты, оплачивать учебу врачей в Москве, Санкт-Петербурге, по возможности и за рубежом.

С этой точки зрения, говорит Александр Львов, у медиков нет проблем. Но есть другая сторона медали, которая называется организационным комплексом здравоохранения, и вот здесь перемены жизненно необходимы.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: