Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

У чкаловцев особенный характер

06.07.2001
НАПО им. В.П. Чкалова отметило 70-летний юбилей.Лишившись государственного заказа, НАПО вошло в «глубокий штопор». Хватались за любую работу. Став многопрофильным производством, оно тем не менее упорно держалось за главное свое дело - самолетостроение.Последнее десятилетие было для него ничуть не легче, чем годы Великой Отечественной...

НАПО им. В.П. Чкалова отметило 70-летний юбилей

 Прозвучавшая на праздничном вечере шутка, что Дзержинский район вполне можно было бы назвать Чкаловским, вызвала бурные аплодисменты зала. Чкаловским в Новосибирске называют не только мощный завод с его современными корпусами и оборудованием, но и целый «соцгородок», один из крупнейших в городе дворец культуры, больницу и поликлинику, построенные и содержавшиеся в прежние годы заводом детские сады и ясли. А самое главное - тысячи людей, тех, что работают или работали на заводе. «Я - с Чкаловского!» всегда было маркой, все равно, что знак качества.

- В Новосибирске немало коллективов, богатых историей и традициями, но такого, как завод имени Чкалова, больше нет, - сказал, поздравляя заводчан, новосибирский губернатор Виктор Толоконский. - Вы обеспечивали превосходство наших Военно-воздушных сил, помогали прокладывать дорогу в космос, воспитывали руководителей предприятий и организаций города. Вы выдержали самые трудные для авиационной промышленности период...

Последнее десятилетие для НАПО им. Чкалова было ничуть не легче, чем годы Великой Отечественной. Если тогда завод выпускал полк самолетов в день, рабочие дневали и ночевали в цехах, то с началом реформ предприятие, как и вся оборонка, оказалось брошенным. Лишившись государственного заказа, НАПО вошло в «глубокий штопор». Хватались за любую работу, но в 1996-1998 годах задолженность по зарплате на заводе переваливала за полтора года. Подобную ситуацию пережили многие новосибирские предприятия. Но далеко не все смогли выйти из нее, как чкаловцы. Став многопрофильным производством, НАПО им. Чкалова тем не менее упорно держалось за главное свое дело - самолетостроение. Чкаловцы вновь показали свой характер. Живя на полуголодном пайке, на заводе создали самолет нового поколения, универсально соединивший функции штурмовика, истребителя, бомбардировщика, - Су-34, названный «русским чудом» и покоривший специалистов на выставке в Ле-Бурже. Увы, машина ХХI века нашими военными до сих пор не востребована.

Без поддержки государства чкаловцы построили гражданский самолет Ан-38. Фото Сергея ПЕРМИНА
 Но даже и это не остановило чкаловцев. Без государственной поддержки, рассчитывая только на свои силы, на заводе построили гражданский самолет Ан-38, легко переоборудуемый из пассажирского в грузовой, настоящую находку для авиакомпаний, работающих на просторах Сибири. Не случайно на юбилейных торжествах самые бурные овации заслужил заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Александр Книбель, вручивший заводчанам сертификат на право производства и продажи самолетов Ан-38.

К началу праздника подоспели телеграмма и факс из Москвы с президентским указом о награждении ряда работников предприятия. Рукоплеская им, чкаловцы чествовали и своих награжденных. Звание «почетного чкаловца», которым в торжественный для НАПО день были удостоены самые заслуженные его ветераны, на заводе ценится ничуть не меньше орденов и медалей.

Поздравлявшие заводчан с семидесятилетием сменяли на сцене друг друга. Мэр Новосибирска Владимир Городецкий пожелал чкаловцам успехов и удач, заместитель главкома ВВС по вооружению Юрий Клишин заметил, что не такой уж он и маленький - сегодняшний государственный заказ НАПО, а генеральный директор ОКБ им. Сухого Михаил Погосян говорил о перспективах модернизации самолетов Су-32 и Су-24М... НАПО, похоже, наконец-то выходит из пике.

Но ликовать, что все проблемы уже позади, на Чкаловском не рискуют. Тема грядущей реорганизации и приватизации, которых на заводе ждут последние два года, конечно, не для юбилейного репортажа. Для генерального директора предприятия Александра Бобрышева это единственное, о чем он отказывается разговаривать с журналистами. «Генерального» сейчас в Москве, кажется, видят чаще, чем на заводе. Чкаловцы и сегодня точно не знают, какое будущее уготовано их предприятию - останется ли оно самостоятельным или войдет в состав АВПК им. Сухого. Если да, то какую роль в интеграции отводят заводу, будет ли изменена форма собственности.

До разрешения этих самых больных для предприятия вопросов осталось уже недолго. Но все-таки это проблемы на «завтра». Пока же завод праздновал свое 70-летие. После торжественного вечера небо над Дзержинкой озарилось праздничным салютом. А на следующий день «режимный» Чкаловский открыл свою проходную. детей в толпе желающих взглянуть на завод, пришедших вместе с мамами, папами, бабушками, дедушками, просто знакомыми, было ничуть не меньше, чем взрослых. Ребятишки с любопытством озирали корпуса, заходили в музей, облепляли грозные машины, выставленные на заводской аллее. А потом с ликованьем встречали каждый номер авиашоу на летном поле. Быть может, из ребячьего восторга родится потом решение посвятить себя самолетостроению. В то, что будущее у завода есть, чкаловцы верят свято.

Резонанс
Новости
77% сибиряков-автомобилистов помогают завести чужую заглохшую машину в морозный день. Но дающие «прикурить» владельцы авто рискуют вывести из строя электронные блоки управления (ЭБУ) из-за скачков напряжения. Каким моделям авто категорически противопоказано «прикуривать», выяснил корреспондент VN.ru. А также узнал способ, как обезопасить напичканую электроникой машину, если «прикурить» очень надо.  
«Очагом гласности» или «гнездом разврата» был клуб «Под интегралом» – споры не утихают полвека. Первый в СССР конкурс красоты и концерты запретных бардов в Академгородке принесли клубу молодых ученых громкую, но недолгую славу в хрущевскую оттепель. А его закрытие на пике славы добавляет романтики ярчайшей легенде эпохи строительства научного центра.
Установка автозапуска по датчику температуры экономит бензин по сравнению с автозапуском по таймеру и, по отзывам специалистов, срабатывает даже в самый лютый новосибирский мороз. Однако этот вариант хорош только тогда, когда оптимально выбрана температура запуска двигателя, а машина исправна и подготовлена к зиме.    
«Чудо-тачку» из кусков льда построил «Гараж 54» совместно со скульптором из Новосибирска. Сооружение было задумано таким образом, чтобы на нем было можно передвигаться. Вес конструкции составил около пяти тонн.
О случае выявленного мошенничества рассказали в Национальном медицинском исследовательском центре имени академика Мешалкина из Новосибирска. Аферисты, называясь семьей Боженко из Иркутской области, в мрачных подробностях описывают борьбу за жизнь своей «доченьки» и выпрашивают деньги. «На счету каждая копейка», — утверждают они.
Аналитики туристического рынка прогнозируют: отельеры  поднимут цены. Не исключено, что отменят льготы, которые ввели в августе 2016 года после снятия запрета на чартерные рейсы. Впрочем, как показывают промежуточные итоги зимнего сезона, сибиряков не пугают ни цены, ни смена климата.