Новосибирск 7.8 °C

Колер-то, колер, господа!

06.07.2001 00:00:00

Обветшавший «стоквартирный» уже не тянет на шедевр архитектуры

Фото Александра СОЛОВЬЕВА

 «Стоквартирный дом» для Новосибирска - такая же визитная карточка, как здание железнодорожного вокзала или оперного театра. На международной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году здание, выстроенное по проекту архитектора А.Д. Крячкова, было удостоено диплома 1-й степени, Золотой медали и премии Гран-при. Описывать его башни, лепнину, ажурные ленты балконов для новосибирцев нет смысла - лучше полюбоваться воочию. Впрочем, при нынешнем состоянии здания рассчитывать на такое впечатление вряд ли приходится. Иностранцев, например, экскурсоводы останавливают созерцать жемчужину Крячкова на противоположной стороне Красного проспекта. В скороговорке гидов это объясняется тем, что «дворцовый характер сооружению придает еще и регулярно спланированный сквер перед зданием».

Однако причина далеко не в необходимости целостного образа. При ближайшем рассмотрении стоквартирный дом никак не тянет на шедевр архитектуры. Со всех сторон, как подпорками, здание окружено ржавыми металлическими каркасами. Жильцы рассказывают, они появились после того, как не то из-под разрушающихся балконов, не то с лепнины сверху на кого-то свалился кирпич. Балюстрада балконов, действительно, в ужасном состоянии. На месте разрушившихся фигурных балясин - торчащая арматура. Несколько лет назад фигурные перекрытия балконов в центральной части здания были заменены обычными бетонными плитами: выходить на балконы было просто опасно. Украшающая здание камневидная штукатурка уже давно не поблескивает на солнце, скрытая под слоем натеков и грязи.

Разговоры о реставрации здания начались больше десяти лет назад. Тогда приглашали даже специалистов из северной столицы - Ленинграда. Те долго охали и ахали, называя астрономические цифры, в которые обойдутся реставрационные работы. Но грянули реформы, и про стоквартирный дом надолго забыли. По самым скромным подсчетам, на реставрацию здания требуется 5 млн рублей. «Стоквартирный» является памятником архитектуры федерального значения, но на реставрацию жилых зданий Москва средств не выделяет. Область тоже - дом находится в муниципальной собственности. Городу такую сумму наскрести почти нереально. В общем, когда в прошлом году в «стоквартирный» пришли строители, жильцы возликовали: наконец-то! За лето была отреставрирована едва половина дворовой части здания, но все инстанции, начиная от мэрии и депутатов горсовета, уже засыпаны письмами возмущенных жильцов.

Получила такое и наша редакция: «8 апреля 2001 года мэр города В.Ф. Городецкий выразил удовлетворение тем, как начата реконструкция нашего здания. Мы, жильцы, с этим не согласны. Хороший хозяин прежде всего чинит крышу. В нашем же случае ранее залатанные места крыши раскрыли, возобновили течь. В результате чего во многих квартирах пострадали внутренние интерьеры (в квартире N 96 отклеиваются от стен обои, в квартире N 82 обваливается потолочная штукатурка, в 109-й от замыкания произошел пожар и т. д.). Вот на эти моменты - ремонт крыши, балконов, ликвидацию трещин на стенах следует прежде всего обратить внимание, не покушаясь на изысканность колорита здания. Мы решительно протестуем против принятого колористического решения ремонта, который проведен в левой части дома со двора. Если вы не прислушаетесь к нашим возмущенным голосам, то получите в центре города дом-«карамельку», оформленный на самом нижайшем эстетическом уровне, а не памятник архитектуры федерального значения».

Моих рассуждений типа «Совсем заелся народ! Какие тут колористические решения, когда, того и гляди, кого-нибудь балконом пришибет» хватило только на то, чтобы обогнуть здание. Солидное респектабельное творение Крячкова (как-никак строилось в сталинские времена) сияло со двора всеми будуарными красками. Вместо классического терракота - пошлый розовый, да еще в трех тонах - как бог малярам на душу положил. Вместо благородного серого - чуть ли не голубизна, а желтый, оформляющий ниши окон, и совсем ярчайшего тона.

- Да Крячков, увидев такое, в гробу бы перевернулся! - не скрывает возмущения старшая по дому Д.А. Шарафутдинова. - А нам говорят, что фасад дома восстановлен в подлинности.

У Дили Александровны есть и письмо мэрии на эту тему. За подписью директора департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства В.А. Анисимова. В нем сообщается: «Проектная документация, разработанная на основании детального обследования архитектурных элементов и лабораторных исследований отделочного слоя фасада, согласована с научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области. Покраска фасада производилась в цвета согласно соответствующему паспорту отделки фасадов...» То есть, зря волнуетесь и занятых людей от работы отрываете, господа жильцы. Все по правилу и согласованию. А если кажется, что не так, - неудивительно. За полвека стены покрылись таким слоем грязи, что подлинный цвет вы уже забыли.

Жильцы любого другого дома, наверное, давно бы уже успокоились. Но второго такого в Новосибирске нет. Если бы на «стоквартирном» повесили мемориальные доски в честь всех живших в нем знаменитостей, свободной стены бы, наверное, не осталось. Последние годы престижный дом заселяет иная публика (квартиры, говорят, здесь по цене не уступают московским), но заслуженных людей, не привыкших робеть перед начальственными кабинетами, тоже немало. Так что, насчет склероза и покрывающей стены грязи номер не прошел.

 - Ну, капелюшечку получилось ярче, чем предполагалось изначально, - признает Валентина Харламова, начальник ПО «Жилкоммунпроект», выполнявшего проект реставрации здания. - Процентов на тридцать. В прошлом году было еще ярче - краска хорошая попалась. Постоит пару лет, дождичком помочит, выцветет - все будет, как надо.

Самое интересное, что той же позиции придерживаются в научно-производственном центре по сохранению историко-культурного наследия области, в обязанности которого надзор за реставрационными работами и сохранение подлинности реставрируемых зданий.

- Когда делали необходимые выкрасы, цвет соответствовал образцам паспорта отделки фасада, - объясняет ситуацию заместитель начальника НПЦ Марина Грэс. - Но в больших объемах впечатление, действительно, меняется. Тон тот, а насыщенность иная. Будь у строителей возможность пользоваться «Тиккурилой» с компьютерным подбором цвета, а не отечественной краской, такого бы не случилось. Все дело в средствах. Если бы их было достаточно, мы бы не наших строителей на реставрацию пригласили, а поляков, которые Эрмитаж реставрировали. Хотя и «Новосибирскжелезобетонспецстрой» поработал неплохо. Надо учесть, что реставрация началась с той части здания, которая подверглась самым большим разрушениям.

Главное требование реставрации - сохранение подлинности. Вслед за реставрацией карнизов, балконов, заделкой щелей на стенах здания это восстановление разрушенной и очищение скрытой под натеками грязи камневидной штукатурки. Той самой, для которой, рассказывают, во времена Крячкова лабрадарит везли с Дальнего Востока, а специальную марку цемента аж из самой Англии. Чтобы восстановить дом во всей красе, надо чистить фасады пескоструем - за что и ратуют жильцы. Мы же сейчас вроде того хозяина, что красит дубовые панели масляной краской.

Объяснения традиционны и знакомы до боли - денег нет. Из выделенных на прошлогодние реставрационные работы 700 тысяч рублей ЗАО «Новосибирскжелезобетонспецстрой» «живыми» деньгами получило только 200 тысяч рублей, причем последние 100 - в нынешнем июне. Работали, как говорят строители, себе в убыток.

Но на реставрацию в Новосибирске нет не только денег. Уже несколько лет в живых нет специализированной организации «Новосибирскреставрация». У приглашенного на реставрацию «стоквартирного» ЗАО «Новосибирскжелезобетонспецстрой» отсутствует лицензия, дающая право ведения реставрационных работ на памятниках истории и культуры федерального значения. В научно-производственном центре по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, похоже, последние годы тоже что-то растеряли. Право, даже неудобно как-то за наш тщащийся выглядеть столичным Новосибирск. Ладно бы с уникальными работами не справились, но колер-то, колер, господа! Восклицать: «Где были проектанты, обязанные осуществлять авторский надзор, специалисты НПЦ, контролирующие ход реставрационных работ!» - право, как-то даже неудобно. Если бы жильцы не забили тревогу, дом, наверное, до конца бы так разукрасили - красиво, аж жуть!

Сейчас, да здравствуют беспокойные ветераны из «стоквартирного», за дом, кажется, взялись всерьез. «Новосибирскжелезобетонспецстрой» будет исправлять брак - облупившиеся за год карнизы и балконные перила. Самое главное - заканчиваются проектные работы на ремонт кровли, она, как обещают, будет отремонтирована нынешним летом - кто же берется за покраску, когда крыша течет. Сомнительно, что до фасадов нынче дойдут руки. А там, глядишь, дождичком помочит, пылью-грязью забьет, и проблемы с колористическим оформлением не будет.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: