Новосибирск 11.4 °C

Владимир Григорьев: «Пришли карьерные ребята...»

10.07.2001 00:00:00

Заместитель министра Министерства РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
отвечает на вопросы новосибирских журналистов

 Министр печати Лесин не так давно приезжал в Новосибирск. Он человек публичный, часто появляется на телеэкранах. А вот один из его замов, Владимир Григорьев, который, по его собственному определению, отвечает за то, «что, на чем и как печатается», прежде не попадал в поле зрения новосибирской прессы. И когда сотрудники представительства администрации Новосибирской области в Москве предложили нам - семи журналистам из Новосибирска - встретиться с «профильным» замом, некоторые восприняли это как подарок. Варимся тут в собственном соку, как-то выживаем, вот сейчас сам замминистра просветит... Увы, чиновник был высоко-высоко от наших наивных провинциальных вопросов. Может, оно и лучше, что так вышло. Иначе бы не родился этот материал, из которого наш читатель поймет, какие люди пришли в министерство.

 Итак, Владимир Викторович Григорьев, 42 года, родом из Запорожья, выпускник Института иностранных языков имени Мориса Тореза, удачливый бизнесмен, создал издательство «ВАГРИУС», то самое, где во время выборов президента вышла книжка о Путине. В министерстве - с 1999 года.

- Первая проблема рынка СМИ - отсутствие хороших менеджеров. Сделать профессиональный запуск того или иного издания могут только отдельные личности. Этому надо системно учиться. К сожалению, в вузах этому не учат. Идет процесс становления рынка СМИ. Газеты должны стать нормальным рыночным элементом: продаваться, покупаться, акции должны котироваться. Да, этот процесс долгий. Акции центральных газет чего-то стоят. Пока эти цены достаточно виртуальны. Но мы придем к этому.

Второе - непомерно высокая цена на бумагу. Одними из первых приватизировались целлюлозно-бумажные комбинаты. Шестерка грандов ЦБК в нашем понимании по сути создала скоординированную ценовую политику. Это очень смахивает на картель, который давит на СМИ. Несмотря на цены на лес, на трудовые ресурсы, на плату за энергетику, ЦБК умудряются реализовывать на территории России бумагу по цене, превышающей европейскую. Это серьезная угроза информационной безопасности страны. 25% газетной бумаги, производимой этой шестеркой, продается на внутреннем рынке, 75% - на внешнем. Но в текущем полугодии мы ожидаем небольшое послабление, газетчики задышат чуть-чуть, потому что резко сузился рынок потребления бумаги в Западной Европе и Северной Америке. Почему? Там падают тиражи газет. Это нормальное цикличное явление, проходит три-четыре года - и начинается реконфигурация. В Штатах потребление всех видов печатной продукции на душу населения - 100 кг, у нас - 3. Сами понимаете, у них падение со ста до 85 не сильно отражается на информационной составляющей. Мы предполагаем некоторое снижение цен на бумагу, поскольку наши ЦБК вынуждены обратиться к внутреннему рынку.

- Вы рассматриваете СМИ только как один из видов бизнеса?

- Я же вам сказал: рост цен на бумагу является угрозой информационной безопасности страны. Газеты у нас пока, к сожалению, не бизнес. Если мы строим рыночные отношения, даже социально ориентированные, то газета должна быть бизнесом. Такого быть не может, чтобы все - бизнес, а газеты - нет.

- А что этому мешает?

- Я же вам сказал: очень недоразвит рынок рекламы, отсутствие специалистов-управленцев, которые могут вести газету как бизнес... Я что, буду повторяться?

- А как быть с отношением читателей, слушателей, зрителей к тому, что распространение информации - это только бизнес?

- А читателя, зрителя это не интересует. Он подписывается на газету и не думает, что это бизнес. Он хочет получить либо информацию, либо удовольствие, развлечение.

- Но некоторые читатели упрекают нас в том, что мы якобы работаем на потребу публики и не задумываемся о высших материях...

- Задумывайтесь о высших материях. Но высшие материи кто-то должен оплачивать. Если тираж новой книжки Акунина сто тысяч, то общество его оплачивает. Если выходит, извините, новый тираж Петрушевской двадцать тысяч, общество тоже его оплачивает, а если моралистическая эссеистика академика Лихачева, то это полторы тысячи, несмотря на его имя. Или кто-то должен ее спонсировать. То есть общественная потребность в том или ином тираже зависит от того, как общество реагирует на получение либо информации, либо развлечения, либо культуры.

- Здесь есть еще задачи государства...

- Опа, задачи государства! Давайте, расскажите мне.

- Государство должно же быть как-то заинтересовано в развитии СМИ?

- Заинтересовано. 147 миллионов мы даем районным газетам, чтобы этот информационный поток не прекратился. Чтобы местные власти не садились на газеты, чтобы газеты могли выживать без помощи местных властей. Это задачи государства? Мы считаем, что районные и городские газеты должны пройти нелегкий, иногда беспредельный очень тяжелый путь построения рынка СМИ с помощью государства. При этом они должны нарастить кадровые, технологические составляющие, чтобы они были готовы к тому, чтобы потом продаваться-покупаться, акционироваться.

Беседа с замминистра была продолжительной. Гораздо спокойнее Владимир Григорьев говорил о близком ему деле - о книгоиздании, как об одном из самых динамичных рынков. Привел цифры: 80% всех издаваемых книг приходится на Москву, 10% - на Питер и только 10% - на всю остальную Россию. Еще Владимир Викторович сегодня занят программой сокращения государственных издательств. Оставить надо только, по выражению замминистра, «системообразующие». Он полон оптимизма, потому что в проблемные издательства пришли «хорошие карьерные ребята». Надо полагать, они уже прошли свой «нелегкий, иногда беспредельный очень тяжелый путь построения рынка с помощью государства».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: