Новосибирск -0.4 °C

В российской школе грядет революция

17.07.2001 00:00:00

Для тех, кто еще не понял, что такое единый государственный экзамен (ЕГЭ),
о нем рассказывает один из «революционеров» -
заместитель министра образования Виктор Болотов

 Революционную ситуацию в российском образовании можно описать так: «низы», то есть школьники, не хотят сначала трястись на выпускных экзаменах, а потом еще больше - на вступительных, а «верхи» - руководители вузов - не могут победить коррупцию в своих рядах (пусть и не всеобщую). Отсюда и революционное разрешение конфликта: ввести единый экзамен, объединяющий выпускной и вступительный. С одной стороны, просто чудо как хорошо: отмучился одиннадцатиклассник в июне за родным школьным столом, послал результаты ЕГЭ в пяток вузов и ждет, загорая на даче, результатов. Сильный ученик получит приглашение сразу из всех и выберет для себя лучший вуз, средний - то, что останется, а вчерашний двоечник будет надеяться на чудо.

Однако и бывшие школьники, и учителя забеспокоились: не разрушит ли реформа самое ценное, что создавалось десятилетиями в российском образовании? Но процесс уже пошел. Замминистра образования Виктор Болотов на встрече с журналистами из Новосибирска был настроен очень решительно. На все наши сомнения у него нашлись убедительные ответы.

- Начнем с того, что впервые модернизация в России начинается с блока образования. И впервые слова о приоритетности образования поддержаны финансово. Население будоражит недобросовестная интерпретация лишь двух-трех позиций планов действий правительства, - заявил Виктор Александрович.

Он сообщил, что в пяти регионах выпускники нынче сдавали этот самый единый экзамен. Выбирали специально разные зоны: Самарская и Ростовская области и три республики - Саха-Якутия, Чувашия, Марий Эл. Новосибирской области, кстати, поучаствовать никто и не предлагал. Результаты будут считать по осени, когда свой вердикт вынесут приемные комиссии вузов, которые согласились принимать абитуриентов по ЕГЭ (а вот новосибирские вузы в эксперименте есть).

- В разных формах ЕГЭ есть в Китае, США, Англии, Франции, - просветил нас замминистра и тут же перешел к описанию того, что есть у нас. - Московские вузы сегодня имеют договорные отношения со школами. Но мои земляки - я из Красноярска - не могут попасть в такие договорные школы. И в этом смысле априори находятся в невыгодных условиях. Нарушается конституционное право на конкурс по знаниям. Вузы стали развлекаться специфическими условиями приема. Все больше стало объявлений типа: сдача экзаменов в такой-то вуз, поступление гарантирую. Такое объявление можно нести в прокуратуру. Недавно у меня был скандал с московскими химиками. Они мне: «Да вы что, не понимаете, что вступительные на химфак МГУ, в Менделеевский и в «керосинку» (институт нефти и газа им. Губкина) совершенно разные!» «В чем?» - спрашиваю. «В МГУ готовят химиков-исследователей, а в «керосинке» - химиков для газопромыслов». «Вы что, у них разную химию спрашиваете?» «Да мы обязаны разную спрашивать!» «Вы что, у абитуриентов спрашиваете особенности крекинга? Вы хотите, чтобы вам школа уже готовила специалиста? А что вы будете делать в своем вузе?» И такой феномен везде есть. Получается, что школьная программа не нужна. Школа говорит: заставьте принимать в вузы по школьной программе. Но это тяжело контролировать.

Что же касается школ, то и тут Виктор Болотов не оторвался от реальности:

- Возьмем школу в Академгородке и школу в микрорайоне «Щ» или в деревне Последний Вокзал Новосибирской области. Там ведь ставят разные пятерки? А документ выдают один - государственный аттестат. Или напомню такой эксперимент советских времен. Помните, в вузах учитывали средний балл аттестата. Так за три года этот средний балл вырос на один балл. Как у нас сразу качество среднего образования выросло! Зато сейчас каждый год растет число золотых медалистов. Ну, в Новосибирске еще ничего, а вы бы видели сочинения таких медалистов из южных регионов. По семьдесят ошибок в сочинении!

Так что же это все-таки за зверь - ЕГЭ и откуда он берется? Вот разъяснения из первых уст:

 - Собираются люди из высшей школы и из средней школы и создают контрольно-измерительные материалы, так называемые КИМы, которые были бы адекватны и школьным представлениям о знаниях, и давали бы основания вузам отобрать абитуриентов. Мы договорились, что будет два документа: ЕГЭ с результатами до ста баллов и школьный аттестат с четырехбалльной оценкой: «три», «четыре», «пять». Почему не с пятибалльной? А вы «двойки» видели в аттестате? Задания по ЕГЭ состоят из трех частей.

Первая часть - это выбор правильного ответа, то есть тесты, которые больше всего ругают. Любимый вопрос журналистов: куда Волга впадает? В маразм, в истерику или в Каспийское море - покажи правильный ответ. Мы предлагаем журналистам похожий тест по географии, где приведены такие варианты ответов: в океан, в море или озеро. И тут начинает выясняться, что не все журналисты помнят, что Каспийское море - это озеро! То есть знания по географии проверяются просто: знаю я, что такое море, или не знаю. То есть тестами все-таки можно проверять знания.

Вторая часть - дать ответ. Сформулирован вопрос, а ответа нет. Например, «напиши корень уравнения такого-то», ты быстренько решаешь где-то на листочке и пишешь в определенной клеточке только корень.

Третья часть - это открытые задания. Ученику дается листик, где он просто должен написать что он думает по поводу того или иного вопроса.

Ответы по первой и второй частям кодируются и сразу сканируются (то есть вводятся в компьютер в «живом» виде как картинка. - Ред.). Экзамен, кстати, проводится не в той школе, где учится ученик, а в другой. Третья часть тоже кодируется и проверяется экспертами. Все считается и отправляется в Москву.

Тесты подобраны так, чтобы один ребенок мог с ними справиться за три часа. Результаты эксперимента таковы. Без малого 40 тысяч детей сдали ЕГЭ. Сто баллов набрали единицы, то есть тех, кто решил буквально все, было очень мало. А оценка «пять» ставилась при 70 баллах. Вроде парадокс: он не все решил - и «пятерка». Но тут считается прибавлением, а не вычитанием, как мы привыкли: две ошибки - «четыре», три - «тройка». Во всем мире по-другому: вот столько-то сделал - «тройка», а если еще и это сделал - «четверка». Компетентностный уровневый подход. Число медалистов осталось примерно то же, что говорит об адекватности наших требований. Правда, мы сделали нынче одну поблажку. Если у ребенка текущая была «четыре», а ЕГЭ - на «три», он в аттестате получал высшую оценку, то есть «четыре». О двоечниках: по результатам выпускных обычно их около одной десятой процента, а по результатам ЕГЭ процент получился выше - 6-8. Но аттестат нынче мы никому не испортили. И все же это несколько меньше, чем на вступительных в вузы, что говорит о том, что наша система менее жесткая, чем вступительные экзамены. На будущий год число регионов с ЕГЭ будет больше, уже есть заявки от нескольких областей. Но за уши никого тянуть не будем.

Еще Виктор Александрович добавил, что вузы искусства так и будут проводить свои творческие экзамены, никаких ЕГЭ для такого типа испытаний не будет. Не разработаны пока контрольно-измерительные материалы по литературе и по иностранным языкам (кроме английского). Кстати, Болотов заметил, что больше всего жалоб поступает именно от абитуриентов гуманитарных факультетов, а любимое клише при проверке сочинений на вступительных экзаменах - «нераскрытие образа». То есть эта проблема в равной мере как школьная, так и вузовская.

Итак, первая часть эксперимента - школьная - завершена. Дело за вузами. Там сейчас самая горячая пора. В сентябре мы подведем конечные результаты революции в образовании в пяти отдельно взятых регионах.

Редакция благодарит пресс-службу обладминистрации и представительство администрации Новосибирской области в Москве за организацию встречи с заместителем министра образования РФ.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: