Новосибирск 4.4 °C

Дети в беде

19.07.2001 00:00:00

Ни школу, ни чиновников органов образования не заботит,
что дети «проблемных» родителей остаются неучами

Что их ждет завтра? Но для взрослых главное - вовремя заметить неблагополучие. перестал ребенок на занятия ходить, нужно выяснить, в чем дело. Фото «Итоги»

 Семнадцатилетний Андрей В. невзлюбил соседнего мальчика и как-то во дворе набросился на него с кулаками, оскорблял, называя «неформалом». Что он вкладывал в это слово, и сам толком объяснить не мог. Да и какие объяснения, если Андрей учился в школе всего три года, едва читать умеет. А на его счету уже и вымогательство, и кражи. Дмитрий П. в колонию загремел за грабеж в пятнадцать лет, к этому возрасту сумел одолеть пять классов.

На учете в милиции в отделах профилактики правонарушений несовершеннолетних сейчас 260 неграмотных наших юных земляков. Дети или вообще не ходили в школу, или бросили учиться, едва поняв, что такое буквы, а потом и это забыли. О них никто не вспомнил, не имею в виду родителей, ни школа, ни чиновники из органов образования. А такая забывчивость - нарушение закона, правда, не уголовного. Но у него есть точное название - «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Принятый два года назад, он свел воедино многочисленные законы, постановления, касающиеся, без преувеличения, судеб многих детей, которых угораздило появиться на свет от плохих родителей. Так вот статьей 14 этого закона учет недорослей, забывших о том, что надо учиться, возложен именно на школу.

Напоминаю об этом вслед за прокуратурой, где состоялось координационное совещание, анализировавшее выполнение названного выше закона за два года его существования. А перед этим прошла проверка. Несколько цифр по преступности несовершеннолетних. Налицо общее ее снижение, но все равно каждое третье преступление - на счету подростков и рост в каждом третьем районе. В городе это Центральный, Октябрьский. А более восьмидесяти процентов подросткового криминала относится к тяжким статьям Уголовного кодекса.

Очень остро встала проблема наркомании. На учете в прошлом году стояло более тысячи семисот несовершеннолетних. По принятым негласным расчетам, чтобы узнать истинную картину, надо цифру умножить в десять раз. Выявлено десять детей до четырнадцати лет, которые не просто попробовали наркотики, но уже имеют синдром зависимости. Хуже становится в этом смысле ситуация в сельской местности. О том, что там нет нормальной наркологической службы, разговоры идут давно. Есть постановление, по которому на двадцать тысяч детского населения должна быть ставка детского врача-нарколога. В городе положение более-менее нормальное, к тому же много платных возможностей. Из тридцати двух сельских районов только в девяти есть врач-нарколог.

«Выявлено очень много недостатков в результате проверки, - говорит прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области Лариса Ульрих. - Не осуществляется должным образом финансирование. Хотя бы такой пример. Растет число детей-сирот при живых родителях. Пьяницы, наркоманы, бездельники, насильники лишаются родительских прав. Но другие родственники неохотно принимают опекунство, к такой ответственности слишком низкое пособие. Оно должно быть не менее восьмисот рублей, в некоторых сельских районах доходит до четырехсот. А там, где главы администраций думают о детях, находят способы им помочь. В Венгеровском, например, пособие - тысяча двести рублей. Хорошо работают с детьми в Куйбышевском районе. Мы пришли к выводу, что наиболее полно используют возможности закона органы внутренних дел, взаимодействуя с другими структурами. А органы образования, соцзащиты еще активно не подключились. Приютов не хватает, особенно на селе. Необходим один на город санпропускник, чтобы обследовать детей перед помещением в приют. Уже чуть не десятки лет ставим вопрос об открытии в области спецшколы для детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста четырнадцати лет. Третий город в России не имеет такой спецшколы!»

Монолог обеспокоенного человека можно продолжить. Проблемные семьи, безнадзорность вместе дают жестокое обращение с детьми. В прошлом году было возбуждено 133 уголовных дела по такой статье. А еще несколько лет назад таких дел были единицы. Санкции статьи невелики - штраф чаще всего. А как его возьмешь, если семьи бедные? Лишение свободы предусматривает столь малый срок, что все осужденные попадают под амнистию. И снова возвращаются к своим детям. Речь и не идет о том, чтобы плохих родителей пересажать - колоний не хватит. Но хотя бы устрашить, вразумить... Главное же - вовремя заметить неблагополучие! Но еще медлят органы опеки, комиссии, считая, что жестокое обращение - это только побои. Когда ребенка не кормят, оставляют надолго одного в холодном доме, не пускают в квартиру, да мало ли какое пренебрежительно опасное для здоровья действие или, наоборот, бездействие...

В Татарске мать с годовалым истощенным ребенком поместили в больницу. Через неделю, не долечив пневмонию сына, мамаша сбежала. Мальчик умер. В Барабинске приемная мать отказывалась от ребенка, не хотела его воспитывать. Органы опеки мер не приняли, ребенок погиб. Девочка-подросток несколько лет подвергалась сексуальному насилию со стороны соседских парней, но опекунша не обращала внимания на ее жалобы. Еще одна семья целый год жила за счет того, что дети просили милостыню... Жестокие примеры можно множить. Годами длятся мучения детей... А ведь предусмотрена ответственность за это, причем уголовная. Имеется статья в Уголовном кодексе о вовлечении несовершеннолетних в преступление, она используется очень редко: следствие не стремится точно доказать такие действия, обвинение часто рассыпается в суде. А статья о вовлечении подростков в совершение антиобщественных действий вообще не работает. Пьянство, попрошайничество, бродяжничество дети начинают не сами, их обязательно кто-то склоняет, вынуждает, но, увы, никто за это не отвечает. Хотя все по тому же закону о системе профилактики безнадзорности о таких фактах обязаны сообщать абсолютно все органы, занимающиеся детьми. Школа, соцзащита, комиссии по делам несовершеннолетних, милиция... Перестал ребенок в класс ходить, обязан учитель и директор выяснить, в чем дело, и принять меры.

Вот мы и вернулись к тому, с чего начали. Неграмотный ребенок - потенциальный преступник или жертва. Если соседи, учителя, участковый, работник детского клуба не обратит внимания на безнадзорного, его сын или дочь могут стать жертвой того самого заброшенного. Все связано... Цифры и факты хладнокровно показывают тревожность положения с несовершеннолетними. Да, явный недостаток средств у государства. Но, может, не только в этом причина детской заброшенности? Скорее нехватка внимания со стороны органов и структур, обязанных по долгу службы исполнять упомянутый закон. Если бы за его неисполнение наказывали, что называется, рублем, от проблемных детей в школах бы не избавлялись со всеми вытекающими последствиями... Все сказанное выше лишь штрихи, фрагменты бедственного положения немалой части наших юных сограждан.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: