Новосибирск 3.2 °C

Новосибирский крематорий: полное одобрение академиков архитектуры

20.07.2001 00:00:00

Крематорий в Минске, постройка 1986 г.
Слежу за вашими публикациями. Как строителя, меня интересует архитектура будущего крематория. Вы несколько раз упоминали, что здание будет выстроено в стиле классицизма. В 40-50 гг. у нас было много таких сооружений. Их очень любил И. Сталин. Неужели крематорный комплекс будет иметь такую же лепнину, что и многочисленные дворцы культуры? Лично я ничего против не имею, меня это даже очень порадует, глаза устали от безликого модерна. Но меня беспокоит, где вы найдете мастеров, чтобы эту работу выполнить. Больше полвека этой техникой бетонного орнамента никто не занимается. Формы для литья утеряны, рабочих-лепщиков многих уже нет в живых. Работы эти сложные. Мало кто из сегодняшних строителей способен выполнить ордер колонн. А колонн со сложным коринфским ордером, лепестками, валютами (завитками) у вас по проекту не мало, если судить по эскизам, которые вы опубликовали. Есть и другое мнение по поводу фасадных орнаментов. Например, моя супруга - она архитектор в прошлом, считает, что крематорий должен быть в строгих линиях, стиль его - обязательно сдержанный, лаконичный, без лишнего эстетства и бутафории. Со мной она не согласна и не хотела бы видеть лепнину в этом здании, потому что в траурные минуты, по ее мнению, людям не до декора, который может только отвлекать.
Никита Афанасьевич Головин, пенсионер,
заслуженный строитель с 40 летним стажем

 Трудно не согласиться с вашей супругой, уважаемый Никита Афанасьевич, хотя и не во всем. Один известный немецкий архитектор Алекс Шультс, автор нового огромного крематория в Берлине, где лишь одно трупохранилище рассчитано на 700 гробов, сравнивал кремационную архитектуру с хорошими ботинками, которые незаметны, удобны, не создают дополнительных напряжений. В ней нет места художественным излишествам, изобразительному декоративизму и не может быть такого лукавства: обувь жмет, но приходится мириться с этим ради ее красоты. Установка кремационной архитектуры, - если это красиво, но людям в трудную минуту не помогает и лишнее - это уже плохо. В этом, пожалуй, была главная трудность, с которой пришлось столкнуться новосибирским архитекторам (руководитель проекта Л.Г. Казакова).

Новосибирский крематорий, окончательный вариант проекта
 Мы сразу решили не заказывать проект в Москве или Санкт-Петербурге у более опытных архитекторов - специалистов в области инфернальной архитектуры (inferno - загробный мир). Знали, что наши архитекторы выполняли такой проект впервые. Но мы хотели сами активно участвовать в проектировании, быть вместе и рядом, чтобы помогать архитекторам добывать необходимую информацию.

Неделю назад состоялось решающее событие - градостроительный совет утвердил проект крематория. Работа получила хвалебные отзывы и полное одобрение. Мы отправляли наш проект на экспертизу коллегам. По мнению директоров крематориев Новокузнецка, Минска, Нижнего Тагила, Москвы - Новосибирский крематорий обещает быть одним из лучших в России.

Но вернемся к мнению вашей супруги, Никита Афанасьевич. Действительно, не просто увидеть тот момент, различить ту полоску, после которой кремационная архитектура превращается в изобразительную и скатывается в невостребованное сентиментальное эстетство. К сожалению, такие примеры есть, в том числе у нас в России, когда в монументализме видели самоцель, а сама смерть становилась объектом эстетического любования.

Пятый крематорий в Москве, построенный на средства частных инвесторов
 Как видите, на позициях, очень похожих, что и у вашей супруги, мы стояли, когда архитекторам давали задание на проектирование. Но в ходе архитектурных и строительных работ нам приходилось узнавать новые важные детали. Например, первоначально мы не хотели, чтобы на здании была лепнина в виде цветочных гирлянд. Нам тогда, как и вашей супруге, казалось, что такая траурная символика будет избыточна. «Не нужно красно-черной цветовой гаммы, - говорили мы архитекторам, - чтобы дополнительно не травмировать людей в их горе».

И вдруг, пролистывая старые книги по архитектуре Древней Греции - а именно туда восходят корни классицизма, - мы узнаем, что гирлянды, каменная резьба - это не просто декоративные элементы. В их присутствии на здании - глубокий смысл. Орнаментальные ленты порталов, гирлянды на фасадах - по представлениям древних народов Европы - это своеобразные обереги от дьявола и его козней.

Так оберегались от нечисти романские храмы. А в Древней Греции, например, порталы зданий обязательно были резными. Для нас - это декор, а для древних греков - это была каменная тайнопись. Для нас - просто красивый резной вход, а для средневекового человека портал олицетворялся с вратами Рая. Это открытие нас взволновало. Ведь, по сути, крематорий - это место, где душа навечно разделяется с телом и, оберегаемая ангелами, на крыльях белых голубей (колумбарий - колумбус - обиталище голубей), взлетает на небо - через портал и купол здания, устремляясь к небесным вратам.

Крематорий в Нижнем Тагиле, постройка 1998 г.
 Словом, когда мы это все узнали, мы поняли, что совершили ошибку. И хотя проект здания уже к тому времени был готов для того, чтобы вынести его на обсуждение на градостроительном Совете, мы убедили архитекторов внести изменения. Надо сказать, что с нашими архитекторами мы нашли понимание с самого начала сотрудничества, и на суд академиков от архитектуры был вынесен новый проект. Проект всем членам архитектурного Совета очень понравился и получил всецелую поддержку.

Что же касается профессиональных исполнителей проекта, то вы правы, Никита Афанасьевич, найти специалистов по лепнине сегодня трудно. Но, кажется, и эта проблема решается. На «Сибирской Ярмарке» мы познакомились с группой специалистов в области архитектурной пластики из Москвы. Они взялись за дело.

Как выбросы от труб кремационного комплекса отразятся на состоянии окружающей среды? По телевизору показывают: и овощи-мутанты, и статистику по ухудшению здоровья Мы живем неподалеку от будущего крематория, хотелось бы знать наверняка..
Любовь Андреевна, пенсионерка

 Общая оценка экологов и специалистов санитарно-эпидемиологической службы Новосибирской области такова: строительство крематория в выбранном районе соответствует требованиям природоохранного законодательства. И это подтверждено всеми необходимыми бумагами, сертификатами, расчетами. У нас имеется на этот счет и заключение главного санитарного врача России.

Крематорий в Екатеринбурге, постройка 1984 г.
 Экологическая безопасность - вот главное достоинство печи «TABO», которая будет установлена в Новосибирском крематории. По данным Департамента природных ресурсов по Сибирскому региону и экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, ожидаемые расчетные приземные концентрации по всем ингредиентам, кроме диоксида азота составят 0,05 ПДК, а по диоксиду азота в районе жилых ближайших домов, располагающихся в 350 метрах от крематория, - 0,51 ПДК. Это означает, что даже в самые неблагоприятные дни, когда безветрие, предельно допустимая концентрация вредных веществ будет наполовину меньше допустимо возможной. Даже с учетом фоновых показателей общий уровень загрязнения составил 0,96 ПДК, что ниже предельно допустимых концентраций.

История современной кремации насчитывает более 100 лет. Много ученых в мире трудились над этой задачей. При всей кажущейся простоте конструкции печи сама кремация, как технология, - емкий, высокотехнологичный инженерно-биологический, последовательно управляемый с помощью электроники процесс. Кремационный процесс возвращает природе тела усопших после предварительного сжигания в кремационной печи. Чтобы превратить мертвое тело в пепел, требуется высокая температура 860-1100С°. Технологически такую температуру возможно достичь, сжигая не твердое топливо, а газ, который дает более высокую, необходимую для сжигания трупа температуру, с помощью которой сжигание тела происходит не в пламени огня, а в струе раскаленного воздуха. В этом случае будет гарантия, что останки не смешаются с продуктами горения топлива и при этом никак не пострадает окружающая среда.

Крематорий в Ростове-на-Дону, постройка 1999 г.
 Словом, никакого вреда жителям близлежащих домов, огородов, дачных участков, коттеджей крематорий не принесет. А лесопарковая зона, в которой расположен комплекс, со временем будет расширяться. Крематорий гармонично впишется в окружающий ландшафт. Мы убеждены, только гармония природного и рукотворного способна вернуть мятущейся человеческой душе покой.

Обеими руками за кремацию. Но меня смущает одно обстоятельство. Вы говорите, что тело после смерти эвакуируется из дома в холодильник крематория, и затем родственникам назначается время для прощания. А последняя ночь у гроба покойного? Как с этим быть? Сколько уже пытались убрать похороны из домов? А все равно люди хоронят из квартир, потому что хотят быть в последние часы рядом с покойным!
Макар Евгеньевич Стариков, «мешочник»,
как нас называют в народе

 Действительно, на Руси всегда было заведено, чтобы последнюю ночь накануне похорон все родственники собирались, съезжались в дом, где выставлен гроб с телом покойного. В эту ночь никто не спал, так как считалось, что душа усопшего еще дома. Все родственники стремились пообщаться с ней перед тем, как она после похорон переселится на могилу и на девятый день окончательно улетит на небо. Кстати, эта традиция «всенощной у гроба» соблюдается и у других народов. Например, в еврейских семьях, которые тяготеют к семейной клановости, это у них почти обязательное правило.

Хочу вас заверить, уважаемый Макар Евгеньевич, что то, как мы предлагаем в крематории прощаться с усопшими, никак не отрицает существующую традицию. Мы понимаем, что последняя ночь с покойным - это не только традиция. Для каждого из нас, провожающего близкого в вечность, важно вспомнить прожитый путь, с благодарностью пролистать все прожитые совместно страницы жизни, извлечь уроки и, конечно, дать напутствия душе, которая в тот момент еще рядом.

Крематорий в Новокузнецке, постройка 1999 г.
 Учитывая это, мы сделали так, чтобы у людей была возможность остаться у гроба на ночь. Для этого в крематории предусмотрена специальная комната. Обстановка в ней во многом напоминает домашнюю. В комнате тумбочка с вазами для цветов, комод, на котором можно выставить портрет и награды усопшего, фотографии, вещи, дорогие и любимые усопшим. Интерьер комнаты решен в спокойных тонах, и только гирлянды на керамическом бордюре, на тумбочке и на комоде свидетельствуют о специальном скорбном предназначении этой комнаты. Гроб с телом покойного устанавливается на специальный стол с четырьмя электрическими канделябрами с позолотой. В изголовье - художественное панно на ткани. Цвет, стиль, изображение на панно выбирает заказчик. Поскольку эта комната будет сдаваться в аренду на ночь, предусмотрено отдельное, примыкающее к ней помещение с диваном, креслами с тем, чтобы люди могли хотя бы на короткое время уединиться, выпить чай, кофе - здесь же холодильник, чайник, кофеварка, необходимая посуда, приборы, разумеется, раковина, отдельный санузел и аптечка.

Как видите, Макар Евгеньевич, мы уважительно относимся к устоям и традициям и не хотим что-либо разрушать. Наша задача организовать похороны так, чтобы максимально полно учесть все традиционные представления о прощании с близкими и одновременно заложить новую похоронную традицию, соответствующую духу времени. Ведь все мы уже в ХХI веке, и, конечно, многие воззрения людей меняются, сообразуясь с современными представлениями об экологии жизни и духовности смерти.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: