Крематорий в Минске, постройка 1986 г. |
Никита Афанасьевич Головин, пенсионер,
заслуженный строитель с 40 летним стажем
Трудно не согласиться с вашей супругой, уважаемый Никита Афанасьевич, хотя и не во всем. Один известный немецкий архитектор Алекс Шультс, автор нового огромного крематория в Берлине, где лишь одно трупохранилище рассчитано на 700 гробов, сравнивал кремационную архитектуру с хорошими ботинками, которые незаметны, удобны, не создают дополнительных напряжений. В ней нет места художественным излишествам, изобразительному декоративизму и не может быть такого лукавства: обувь жмет, но приходится мириться с этим ради ее красоты. Установка кремационной архитектуры, - если это красиво, но людям в трудную минуту не помогает и лишнее - это уже плохо. В этом, пожалуй, была главная трудность, с которой пришлось столкнуться новосибирским архитекторам (руководитель проекта Л.Г. Казакова).
Новосибирский крематорий, окончательный вариант проекта |
Неделю назад состоялось решающее событие - градостроительный совет утвердил проект крематория. Работа получила хвалебные отзывы и полное одобрение. Мы отправляли наш проект на экспертизу коллегам. По мнению директоров крематориев Новокузнецка, Минска, Нижнего Тагила, Москвы - Новосибирский крематорий обещает быть одним из лучших в России.
Но вернемся к мнению вашей супруги, Никита Афанасьевич. Действительно, не просто увидеть тот момент, различить ту полоску, после которой кремационная архитектура превращается в изобразительную и скатывается в невостребованное сентиментальное эстетство. К сожалению, такие примеры есть, в том числе у нас в России, когда в монументализме видели самоцель, а сама смерть становилась объектом эстетического любования.
Пятый крематорий в Москве, построенный на средства частных инвесторов |
И вдруг, пролистывая старые книги по архитектуре Древней Греции - а именно туда восходят корни классицизма, - мы узнаем, что гирлянды, каменная резьба - это не просто декоративные элементы. В их присутствии на здании - глубокий смысл. Орнаментальные ленты порталов, гирлянды на фасадах - по представлениям древних народов Европы - это своеобразные обереги от дьявола и его козней.
Так оберегались от нечисти романские храмы. А в Древней Греции, например, порталы зданий обязательно были резными. Для нас - это декор, а для древних греков - это была каменная тайнопись. Для нас - просто красивый резной вход, а для средневекового человека портал олицетворялся с вратами Рая. Это открытие нас взволновало. Ведь, по сути, крематорий - это место, где душа навечно разделяется с телом и, оберегаемая ангелами, на крыльях белых голубей (колумбарий - колумбус - обиталище голубей), взлетает на небо - через портал и купол здания, устремляясь к небесным вратам.
Крематорий в Нижнем Тагиле, постройка 1998 г. |
Что же касается профессиональных исполнителей проекта, то вы правы, Никита Афанасьевич, найти специалистов по лепнине сегодня трудно. Но, кажется, и эта проблема решается. На «Сибирской Ярмарке» мы познакомились с группой специалистов в области архитектурной пластики из Москвы. Они взялись за дело.
Любовь Андреевна, пенсионерка
Общая оценка экологов и специалистов санитарно-эпидемиологической службы Новосибирской области такова: строительство крематория в выбранном районе соответствует требованиям природоохранного законодательства. И это подтверждено всеми необходимыми бумагами, сертификатами, расчетами. У нас имеется на этот счет и заключение главного санитарного врача России.
Крематорий в Екатеринбурге, постройка 1984 г. |
История современной кремации насчитывает более 100 лет. Много ученых в мире трудились над этой задачей. При всей кажущейся простоте конструкции печи сама кремация, как технология, - емкий, высокотехнологичный инженерно-биологический, последовательно управляемый с помощью электроники процесс. Кремационный процесс возвращает природе тела усопших после предварительного сжигания в кремационной печи. Чтобы превратить мертвое тело в пепел, требуется высокая температура 860-1100С°. Технологически такую температуру возможно достичь, сжигая не твердое топливо, а газ, который дает более высокую, необходимую для сжигания трупа температуру, с помощью которой сжигание тела происходит не в пламени огня, а в струе раскаленного воздуха. В этом случае будет гарантия, что останки не смешаются с продуктами горения топлива и при этом никак не пострадает окружающая среда.
Крематорий в Ростове-на-Дону, постройка 1999 г. |
Обеими руками за кремацию. Но меня смущает одно обстоятельство. Вы говорите, что тело после смерти эвакуируется из дома в холодильник крематория, и затем родственникам назначается время для прощания. А последняя ночь у гроба покойного? Как с этим быть? Сколько уже пытались убрать похороны из домов? А все равно люди хоронят из квартир, потому что хотят быть в последние часы рядом с покойным!
Макар Евгеньевич Стариков, «мешочник»,
как нас называют в народе
Действительно, на Руси всегда было заведено, чтобы последнюю ночь накануне похорон все родственники собирались, съезжались в дом, где выставлен гроб с телом покойного. В эту ночь никто не спал, так как считалось, что душа усопшего еще дома. Все родственники стремились пообщаться с ней перед тем, как она после похорон переселится на могилу и на девятый день окончательно улетит на небо. Кстати, эта традиция «всенощной у гроба» соблюдается и у других народов. Например, в еврейских семьях, которые тяготеют к семейной клановости, это у них почти обязательное правило.
Хочу вас заверить, уважаемый Макар Евгеньевич, что то, как мы предлагаем в крематории прощаться с усопшими, никак не отрицает существующую традицию. Мы понимаем, что последняя ночь с покойным - это не только традиция. Для каждого из нас, провожающего близкого в вечность, важно вспомнить прожитый путь, с благодарностью пролистать все прожитые совместно страницы жизни, извлечь уроки и, конечно, дать напутствия душе, которая в тот момент еще рядом.
Крематорий в Новокузнецке, постройка 1999 г. |
Как видите, Макар Евгеньевич, мы уважительно относимся к устоям и традициям и не хотим что-либо разрушать. Наша задача организовать похороны так, чтобы максимально полно учесть все традиционные представления о прощании с близкими и одновременно заложить новую похоронную традицию, соответствующую духу времени. Ведь все мы уже в ХХI веке, и, конечно, многие воззрения людей меняются, сообразуясь с современными представлениями об экологии жизни и духовности смерти.