Новосибирск 9.2 °C

Хватило одного патрона

20.07.2001 00:00:00

В селе разбойничают спонтанно, решив все в одну минуту...

 ...Кочегар двадцати четырех лет от роду Коля Лисин ночью, в конце сентября прошлого года, шел к себе домой. «По дороге почувствовал себя плохо, ему привиделась поляна, роща, музыка, и он почувствовал нехватку денег в жизни. Почему-то посчитал, что в этом виноваты его дальние родственники. С этого момента он не мог руководить собой и пошел на улицу, где они проживали. Около магазина подобрал металлический прут...»

В кавычках - записанные в протокол показания Лисина в зале суда. Он красочно объяснял свое состояние, в котором «не мог руководить собой». Как крался в ночи, лез через забор, стучал, и почти девяностолетняя старушка открыла, признав его по голосу. Как он расправлялся с ней, а потом с ее двадцатилетним внуком - почти своим сверстником. Как увязывал в узел скромное чужое добро, тащил, а дома... лег спать. На другой день раздавал вещи, потому что ему лично не нужны были. И весь этот фантастический рассказ завершил выводом: убил и похитил в невменяемом состоянии.

Наверное, в криминальных анналах найдется немало историй с невменяемостью, потерей памяти, аффектом, да и просто навеянных больным воображением. Однако не история Лисина, хотя очень ему хотелось выглядеть дурачком. Но слишком уж сам рассказ логично построен: все помнил, но ничего не осознавал. Такого не бывает... Тем более что Коля Лисин в тот вечер и ночь выпивал активно - и в котельной, где работал и куда на отдых наведывался, и у знакомых, где опять же пил и смотрел фотографии из «зоны». А роща, музыка и поляна не имеют ничего общего с тем, что рассказывал ему в ту ночь новый знакомец Николай Мещеряков, мужик чуть не в два раза самого Коли старше. Да суд и не поверил фантазиям, посчитав их привычным способом самозащиты негодяев...

...В райцентре Венгерово случилась эта история из нынешней сельской жизни. Увы, не первый такой факт нападения бессердечных подонков на людей знакомых, даже родню. Настолько пали нравы, что иные жители сел и маленьких городков, осознавая даже, что их нетрудно будет вычислить, идут с ножом и топором на слабых и старых. Как правило, всегда в сильно пьяном виде, что может означать полное внутреннее наплевательство на чужую, да и свою жизнь. Самое страшное, что, выбирая стариков, они вполне осознают, что не найдут у них никакого особо ценного имущества. Все, что взяли Лисин и его напарник у старухи и внука, оценено меньше, чем в три тысячи рублей. Когда бандиты нападают на квартиры в городе, на магазины, они идут за большой добычей, по крайней мере надеются. В селе же по большей части разбойничают спонтанно, решив все в одну минуту. Жуткое подтверждение тому - дело Лисина и Мещерякова. Но в нем есть некоторые и другие необычные обстоятельства.

...После гулянки в кочегарке, где Лисин впервые увидел Мещерякова, пьянку продолжили у знакомых определенного образа жизни. Когда хозяева захрапели, новый приятель показал Лисину фотографии из колонии. Сам Мещеряков если и был судим, то тогда ходил «чистенький», видимо, судимости были погашены. Но Коля, как сам рассказывал на предварительном следствии, знал о криминальном авторитете собутыльника. Показывая фото, тот объяснял, что «многие хорошие люди отбывают сроки, им нужно помочь. А для этого надобны деньги, добыть же их можно только преступным путем. Может, он знает кого-нибудь, кто ему сам бы двери открыл. Убивать они не будут, в крайнем случае оглушат». Уроки из «зоны»! Кажется, Мещеряков, неплохо разбирался в психологии таких лапотников, как Лисин. Тот как-то сразу раскололся, проникся доверием, вспомнил дальнюю родственницу - дряхлую старушку. Мещеряков расспросил, что у нее есть, рассчитывал, подонок, стоит ли мараться. И рассчитал, что стоит. Тем более видел азарт пьяного и глупого парня. Тот его надежды вполне оправдал.

...Лисин, как договаривались, постучал в окно, назвал себя. Его узнали, и старуха, не ведая беды, открыла. Он сразу же ударил ее прутом по голове. Отступив в глубь веранды, она закричала, на нее посыпались удары железной палки. Выбежал внук с ножом, и его прикончил тем же способом Лисин. Предварительное следствие и суд пришли к выводу, что убивать соучастники не договаривались, что это инициатива молодого. А потому обвинение в убийстве было предъявлено только Лисину. А вместе они признаны виновными лишь в разбойном нападении. А потому сроки в «зоне» по приговору по первой инстанции областной суд определил им разные. Лисину - девятнадцать лет строгого режима, Мещерякову - семь лет того же режима. Приговор может быть обжалован.

Какой еще нужен пример криминальной заразы?! За вовлечение в преступление Мещерякова нельзя осудить, его подельник взрослый - по годам, но не по рассудку. И все же не совсем понятно: почему он столь легко согласился? Неужели только выпитое могло помутить разум, ударить так в голову, что выбить способность к рассуждению? Не верится. А если нет, то, выходит, Лисин был готов к убийству. Но это еще страшнее...

Двадцатитрехлетний Кавраков, уроженец Душанбе, решившись покинуть Сибирь, но не имея средств на проезд, не стал долго мудрствовать. Планчик разработал простенький и эффективный. Сначала попросил у знакомого обрез, якобы собаку больную пристрелить. Тот дал, и, заметьте, с единственным патроном. Но его хватило - на одну человеческую жизнь. Кавраков на Вокзальной магистрали остановил «Жигули» и попросил подбросить на улицу Штурвальную за сто рублей. Владелец машины, мужчина в два раза старше пассажира, ничего дурного не заподозрил. Когда прибыли, пассажир пригласил его во двор помочь телевизор вытащить, вроде его надо в ремонт везти. Заметим, времени было всего час дня. Зашли, и Кавраков, приставив обрез к груди водителя, потребовал вот так запросто отдать машину. Мужчина на угрозы отреагировал как и должно - бросился бежать к калитке. Но не добежал. Раздался выстрел. Человек умер на месте, как сказано в акте судмедэкспертизы, «повреждение легкого, разрушение сердца». Кавраков затащил его в сарай, где потом закопал. Да не постеснялся туфли снять. Задержан был через две недели, когда почти разобрал машину на запчасти.

Можно назвать некоторые особенности его личности, выявленные амбулаторной психолого-психиатрической экспертизой. Такие черты присущи убийце: изобретательное мышление (он раз восемь менял показания, придумал неких своих земляков, которые вроде и убили), конфликтность в контактах, жестокость, чувство соперничества, уязвленное самолюбие, стремление доказывать свои позиции через упорство и требовательность к окружающим. Есть над чем подумать... Приговор по первой инстанции - семнадцать лет.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: