Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Частник» надежды нашей

26.07.2001
Как любила выражаться наша комендантша в университетском общежитии, «унитаз - лицо студента». Точно так же и маршрутный транспорт - лицо Новосибирска, с той только разницей, что времяпрепровождение на упомянутом выше сантехническом устройстве слишком уж часто оказывается не в пример комфортабельнее и дешевле...

 Раннее июльское утро. Наша рейдовая бригада в составе представителей Российской транспортной инспекции, контрольно-ревизорской службы управления пассажирских перевозок, налоговой инспекции Октябрьского района и вашего покорного слуги десантируется на станции метро «Речной вокзал». Транспорта вроде бы хоть пруд им пруди, хоть реку Обь им же перегораживай, но вот если приглядеться не к количеству, а к качеству...

Начальник отдела пассажирских перевозок НОО РТИ Владимир Барымский:

- Согласно закону о защите прав потребителей, в салоне каждого автобуса или маршрутной «Газели» должна быть четкая информация для пассажира: координаты владельца, тариф, местонахождение средств безопасности. Разумеется, что транспортное средство должно соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к маршрутным перевозкам. Иначе нельзя - не дрова, как говорится, возим, а людей.

Что ж, первые впечатления от того, что мы называем подвижным составом независимых перевозчиков, появляются ровно через пять минут. Выразить их можно коротко: для перевозки дров эта техника в самый раз.

Начинаем с сугубо частного маршрута - 1203. Красный «пазик» частного предпринимателя Антипова Сергея Ивановича А646УН - тариф в салоне не указан, сиденье перед входной дверью выдрано с корнем. И он не один такой на этой линии.

Симпатичная кондукторша с другого переделанного таким же образом частного «пазика» К929СО поясняет: «Сиденья? Специально убираем, чтобы пассажирам удобнее было. Да и сумки ставить некуда, если кто с ними едет».

Интересная, прямо скажем, логика: дескать, стоять пассажиру удобнее, чем сидеть - при том, что ехать по этой трассе без малого час. А вот везти стоячих клиентов явно выгоднее - больше вмещается. Может, дело именно в этом?

14-й маршрут, «Газель» А419УЕ - тарифа нет, путевой лист водителя просрочен почти на две недели, медосмотр перед выездом на линию не пройден. Мое внимание привлекает симпатичный плакатик: «Второй огнетушитель в салоне у входной двери». Дверь находим без проблем, а вот противопожарное средство как корова языком слизала.

Придираемся? Мелочи? Увы, известны на российском транспорте случаи, когда и маршрутные «рафики», и «Газели» горели синим пламенем прямо на линии. Так что огнетушитель в салоне - отнюдь не роскошь. Но чего нет, того, как говорится, нет.

Впрочем, не дай Бог на «частнике» попасть в аварию по-настоящему. Основной документ пассажира - билет - здесь, как правило, не выдается. В отличие от муниципальных машин, ни в одном из проверенных нами в тот день нескольких десятков независимых автобусов и «Газелей» нам не удалось обнаружить координат владельца. В лучшем случае в салоне была вывешена некая фамилия - а где искать конкретного хозяина, к примеру, Иванова Ивана Ивановича, разве что одной мэрии ведомо. Для хамства водителей и кондукторов, не такого, кстати, и редкого у частных перевозчиков - самое раздолье.

Информация к размышлению - не так давно в городе Томске решили убрать с маршрутов все независимые «кавзики». Причина - завод не продлил сертификацию на эти машины. Разумно? Пожалуй, безопасность пассажиров превыше всего.

В отличие от предусмотрительных соседей, у нас в Новосибирске, похоже, дают зеленый маршрутный свет всему, что движется. О «кавзиках» я и не говорю - этого добра у нас, как бродячих собак. А вот жемчужиной наших перевозок, на мой взгляд, являются железные ящики иностранной марки «Таджик» производства города Худжанда. Это среднеазиатское чудо техники не то, что город - уважающая себя деревня на линию пускать не должна. Тем не менее, трудятся они у нас в немалом количестве на радость владельцам и на тоску пассажирам.

Вот только один такой экземпляр - К613ВЕ господина Сафонова с маршрута N 1208. Сиденья почти на половине салона отсутствуют принципиально - заменены на железные поручни, к которым удобно разве что лошадей привязывать. Кондуктор на этой автобусной модели едет верхом на двигателе: другого места конструкторами просто не предусмотрено. Единственная узкая дверца расположена раза в полтора выше, чем у «пазика» - лезешь в автобус, как тот самый таджик в седло. Строго говоря, пять рублей за проезд в данном случае - форменный грабеж: за поездку на подобной страхолюдине пассажиру еще и доплачивать должны.

Владимир Барымский: - Действительно, эти машины не предназначены для маршрутных перевозок - это, скорее, техника для вахтовиков или для персонального использования. Но дело в том, что транспортная инспекция выдает лицензии только на вид деятельности: иначе говоря, если хотя бы семью к теще на блины везти можно, мы отказать не имеем права. А дальше хозяин автобуса заключает договор с муниципалитетом и получает допуск на маршрут: вот здесь и должен происходить отсев, но не происходит. А расплачивается в итоге пассажир - и в прямом, и в переносном смысле.

«Речной вокзал» оказался более чем типичной точкой для наблюдений. Восточный жилмассив, «барахолка», совхоз «Новосибирский» - во всех обследованных нами местах картина независимых перевозок не сильно отличалась. Наш налоговый инспектор план по актам на нарушителей перевыполнил в два раза - с этим делом у маршрутных «частников» тоже далеко не все благополучно.

Впрочем, бесспорное первое место по беспределу занял «блатной» маршрут N 1101 - от вещевого рынка до площади Маркса. Муниципалитет здесь, похоже, окончательно умыл руки и, как выражаются «братки» с барахолки, сделал ноги. Тариф уже дополз до «червонца», древние автобусы - страшнее атомной войны. О правах потребителя на этой трассе лучше не заикаться: у него, бедолаги, есть только обязанность платить.

В общем, как любила выражаться наша комендантша в университетском общежитии, «унитаз - лицо студента». Точно так же и маршрутный транспорт - лицо Новосибирска, с той только разницей, что времяпрепровождение на упомянутом выше сантехническом устройстве слишком уж часто оказывается не в пример комфортабельнее и дешевле...

Резонанс
Новости
В жаркую погоду сотни новосибирцев отправляются к водоемам, как результат - всплеск несчастных случаев. Где категорически нельзя купаться, и почему старая пословица «Не зная броду, не суйся в воду» сегодня актуальна как никогда, узнали корреспонденты ОТС.
20.07.2018
Бывший ДК «Строитель», а ныне КТЦ «Евразия» около станции метро «Березовая роща» может лишиться мозаичного панно «Строители коммунизма» на фасаде. Известный советский и российский художник-монументалист, скульптор и профессор Зураб Церетели отправил письмо главе региона Андрею Травникову с просьбой сохранить панно времен соцреализма.
Предложения по проекту развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0»  обсуждались в рамках информационного дня мэрии в администрации Советского района 19 июля. Встреча была малочисленной, в основном известные общественники и зампредседателя СО РАН Иван Благодырь. Но дискуссии получились жаркими, особенно вокруг маршрута Восточного объезда и радикальных идей, типа выноса научных институтов за пределы Академгородка.
Соседи одной из самых старых улиц Сузунского района Новосибирской области устроили себе праздник. Они так долго живут вместе, что посторонние люди отмечают даже внешнее сходство. Все как в семье – тайн не бывает, все достижения на виду.
На выезде из Новосибирска скоро станет меньше пробок - строители начали монтировать вторую очередь путепровода в Ленинск-Кузнецком направлении.
«Я невиновен, это произвол и беспредел», — заявил 35-летний хоккеист из Куйбышева Новосибирской области Роман Л., которого обвиняют в расстреле наряда полиции. Это случилось в марте 2013 года после переименования милиции в полицию. Младший сержант Виктор Кабак стал первым в России погибшим полицейским после реформы МВД.  
x^