Новосибирск 13 °C

«Служебной тайны» у органов власти и местного самоуправления быть не может

27.07.2001 00:00:00

Еще раз о секретности

Правовое заключение о содержании термина «служебная тайна»

 5 мая в рамках проекта «Прозрачный город» проходил «круглый стол» по теме «Доступ граждан к муниципальной информации: проблемы и решения». В процессе диалога возникла полемика по поводу термина «служебная тайна». Консультант Правового управления мэрии Новосибирска Михаил Потапов говорил о том, что понятие «служебная тайна» закреплено в Гражданском кодексе РФ, и это дает основания органам местного самоуправления ограничивать доступ к муниципальной информации. Мы попросили Михаила Морозова, юриста Сибирского филиала Института развития прессы, прокомментировать содержание термина «служебная тайна».

По вопросу о статусе служебной информации, исходя из действующих нормативных актов, можно сделать следующие выводы.

Нормативная база, дающая понятие служебной информации, служебной тайны и определяющая порядок ее оборота, практически отсутствует. Так, на сегодня действуют следующие нормативные акты:

- статья 139 ГК РФ - дает общее определение информации, составляющей коммерческую или служебную тайну. Определение каждого вида тайны и их отличие друг от друга отсутствует;

- Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» N 188 от 06.03.1997 г.

Исходя из этих нормативных источников, можно сделать следующий вывод о содержании термина «служебная информация».

Наиболее точное определение содержится в п. 3 Указа Президента. Служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами.

Из ГК РФ можно также выделить признаки служебной тайны: информация должна иметь коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам; к этой информации нет свободного доступа на законном основании; обладателем информации приняты меры к ее охране.

Таким образом, из указанных признаков служебной информации можно сделать следующие выводы: 1. Служебная информация должна обладать именно коммерческой ценностью в силу ее неизвестности третьим лицам. 2. Доступ к этой информации должен быть ограничен именно законами федерального уровня.

Это определение автоматически исключает из состава служебной тайны все сведения, которые не могут иметь коммерческой ценности. Таким образом, из состава служебной тайны нужно исключить информацию, которая обладает какой-либо иной ценностью, кроме коммерческой. И ценность этой информации должна заключаться именно в ее неизвестности третьим лицам. Следовательно, по этому критерию вряд ли можно отнести к служебной тайне информацию о действиях органов власти и местного самоуправления в отношении конкретных физических лиц или организаций.

Еще более существенным является то, что действующее законодательство не содержит ограничений по доступу к информации, имеющейся в органах государственной власти.

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» в статье 10, напротив, дает перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Обращает на себя внимание, что в этом перечне есть запрет на ограничение доступа к информации «Об использовании бюджетных средств, местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения». Таким образом, на местном уровне фактически информация о деятельности органов местного самоуправления подпадает под это определение, поскольку именно информация об экономических решениях и распределении ресурсов является наиболее часто запрашиваемой, и, как правило, именно она наиболее часто объявляется «служебной тайной».

Кроме того, статьи 12, 13 Закона закрепляют общий принцип открытости информационных ресурсов как гарантию общественного контроля над деятельностью этих органов.

Учитывая все вышеизложенное, на сегодняшний момент у органов государственной власти и управления, в том числе и у органов местного самоуправления, нет правовых оснований для использования термина «служебная тайна» как основания к ограничению доступа к информации. Такие ограничения могут быть введены только на федеральном уровне путем принятия соответствующего закона.

Таким образом, органы власти и местного самоуправления могут оперировать разве что термином «служебная информация ограниченного распространения». Причем вводить такие ограничения нужно также принятием нормативных актов, в которых должен содержаться (и обосновываться) исчерпывающий перечень сведений, не подлежащих широкому распространению. Хотя, действующее законодательство не дает определения и термина «служебная информация ограниченного распространения», тем не менее, очевидно, что ряд сведений, которыми обладают органы власти и управления, действительно должны быть ограничены к распространению. Принятие такого положения будет означать, что вся информация, не перечисленная в данном перечне, должна быть открытой и доступной для граждан.

Михаил МОРОЗОВ, юрист
Сибирского филиала Института развития прессы

Проект «Прозрачный город» осуществляется
НП «Сиб-Инфо-Центр» при поддержке Фонда «Евразия»
и филиала Сибирского региона Института развития прессы.
Тел. 46-48-95, e-mail: corruption@mail.n-sk.ru
Internet: www.infosib.ru/corruption

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: