А. Кравчук в крематории Ростова-на-Дону; позади печь, собранная из английских и отечественных комплектующих |
Дискуссия на страницах «ВН» о строительстве кремационного комплекса в Новосибирске вызвала интерес широкого круга читателей. Мы продолжаем публикацию ответов и разъяснений на наиболее часто задаваемые вопросы генерального директора Новосибирского крематория А. М. Кравчука.
Благодарю за разъяснения, которые вы дали по сути нашего с вами конфликта. Я - одна из тех, кто в свое время, не разобравшись, подписали протест в связи со строительством крематория. Так вот, хочу сообщить, что те, кто собирали подписи в наших домах, нам говорили, что Вы закупаете кремационные печи, бывшие в употреблении. Поэтому они дешевые. Еще они утверждали, что это старая, экологически грязная технология, от которой хотят избавиться в Европе. Вот и сбывают они по дешевой цене негодные технологии в далекую Сибирь. Все ваши аргументы, что были в «ВН», я полностью приняла. Но прошу дать разъяснения еще и по этому вопросу.
Бывший оппонент, теперь сторонница крематория
Печь фирмы «All», США (легкий тип печи) |
Теперь по поводу того, что приобретенная нами технология - устаревшая. Мы гордимся, что нашему городу посчастливилось получить выгодное, на льготных условиях предложение от самого лучшего в мире производителя кремационных печей - англо-франко-голландской фирмы «Facultatieve Technologies», у которой обширное производство в Чехии (фирма «ТАВО»). Фирма с таким названием образовалась совсем недавно в результате приобретения завода в Англии («Evans Universal»), который более 40 лет был лидером в Европе по производству кремационных печей. Но за последние 5 лет дела у английских производителей шли с каждым годом все хуже, так как большим спросом на рынках в Китае, Америке, Европе стала пользоваться модернизированная, усовершенствованная модель «ТАВО» - во всем мире установлено более 300 таких печей! В результате, год назад президент компании «Evans Universal» господин Ричардсон признал, что печи «ТАВО» - лучшие в мире и заявил о слиянии двух фирм.
Печь производства г. Нижний Тагил |
Нам очень легко кому угодно в мире доказать, что наша печь лучшая. Мы тщательно, скрупулезно провели маркетинг. Например, печи китайского производства (8 разных производителей в Китае) не выдерживают критики - они дымят, нередки выбросы языков пламени, огромный расход газа, а продолжительность кремации в 1,5-2 раза больше.
Печь «Органика», г. Москва |
Пять лет назад на нашем рынке эти печи активно предлагались французскими посредниками. Одну такую печь приобрели в Москве и одну в Нижнем Тагиле. Так вот, через год в Московском крематории, построенном на средства частных инвесторов, футеровка (кладка из особого кирпича) печи «полетела», печь дала трещину. Эти печи не могут работать в интенсивном режиме: если печи «ТАВО» способны производить до 18 и даже 20 кремаций в сутки, то американская печь «IEE» - только 12-14. Москвичи не знают, что делать. Ресурс печи по инструкции - до 5 лет, а в реальности она проработала полтора года. Средний срок работы печей «ТАБО» - 8-11 лет, а максимальный срок службы без капитального ремонта - 23 года!
Печь фирмы «Newton», Англия (снята с производства) |
Давайте возьмем такой показатель, как выбросы в атмосферу. Приведу сравнительную таблицу, из которой наглядно видно, что наша печь кратно превосходит все допустимые нормы выбросов, применяемых в Германии - стране-законодательнице правил и норм по охране окружающей среды, которые, кстати, самые жесткие в Европе (см. таблицу).
Печь фирмы «Fdi», Франция |
Печь китайского производства |
Работники московских крематориев ропщут. 30 лет назад они начали работать на английских печах «Evans». Сегодня эта фирма разорилась, а мэрия заставляет работать на отечественных печах. В машинном зале - копоть, потребляемость газа высокая, производительность низкая, экология страдает, загрузочных тележек нет. Для рабочих это тяжелый, изнурительный труд - отправлять вручную гробы в печь. Наши московские коллеги разделяют нашу позицию: нужно поощрять, инвестировать лишь те разработки и ту продукцию, которая отвечает мировым стандартам. Пока же наши производители ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге не смогли создать конкурентоспособный кремационный комплекс и доказать, что их печи не хуже зарубежных. А мэрия Москвы настаивает на приобретении все новых печей местного производства. И в этом трагедия московских крематориев.
Марта Григорьевна Фукс,
учительница, директор школьного музея
Решение о строительстве культовых зданий скорее иррациональное, чем рациональное. Если следовать формальной логике, то ваше предложение можно считать оправданным. Но вера - это часть нашей общей культуры, включая культуру похоронную. Веру, духовность рациональным мышлением постичь трудно. Святые отцы призывают нас: «Возлюби свободный плен веры».
Если говорить о похоронах и кремации, то значение церкви трудно переоценить - у людей должно быть место, где можно поставить свечку за своих усопших родных, почтить их память, вспомнить пройденный умершими путь, чтобы научить молодых не повторять ошибок.
В молитвенной памяти о покойниках наша любовь проявляется как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. Люди становятся безжалостными, когда забывают об усопших. Единственное, в чем нуждаются покойники, - это молитва, молитва и благотворение за их души. Чем больше мы молимся об ушедших, тем выше взлетают их души. Православие учит, мы должны верить, что молясь об умерших, мы молимся в то же время о себе, потому, что за нашу милость и память об ушедших Господь нам посылает свою милость.
Крематорий - это светское здание, но у него большое духовное содержание: таинство смерти, смысл земного существования, приобщение к вечности. В первых проектах крематориев пролетарской России была заложена атеистическая идея кремации. Космизм, устремленность в бесконечность неба - были главной особенностью в архитектуре крематориев прошлого века. В западной кремационной архитектуре нередко подчеркивалась мистическая сторона смерти - противоположная церковным воззрениям.
Сегодняшние представления о кремации основаны на том, что тело - это лишь временная, тленная оболочка для вечной души, которая после смерти воссоединяется с небесными силами. В здании нашего крематория, как и большинстве крематориев мира, отсутствует религиозная символика, - она вынесена в ниши по периметру с внешней стороны здания. Сделано это не потому, что авторы проекта - безбожники. Новосибирск - город, где живут люди нескольких десятков вероисповеданий. Чтобы не оскорблять религиозные чувства, христианские, буддистские символы решено разместить в колумбарном парке, который строится как с учетом профессиональной принадлежности усопших (военные, артисты, художники, водители, врачи, спортсмены, учителя, известные государственные и общественные деятели), так и с учетом вероисповедания.
Русская православная церковь будет представлена храмом, часовней в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» и нишей в здании колумбария. В проекте колумбарного парка культовым сооружениям отводится центральное место. Другого не может быть. Ведь отрицая или забывая о вере, мы отрезаем часть себя, своего духовного наследия. Строя новые, реставрируя старые церкви, мы платим за ту ошибку, которую совершили предыдущие поколения, разрушив их, погубив тем самым многие души. Вот почему, уважаемая Марта Григорьевна, инвесторы крематория финансируют строительство храма и трех часовен.
Мы убеждены, когда церковь засияет куполами в самых удаленных деревнях, то их жители выполют сорняки и крапиву перед своими домами. «Можно жить в бедности, но нельзя жить в запустении», - учит церковь. Для утешения, чтобы, и бедный, и богатый смог творить молитву об усопших, мы строим скорбященскую часовню и храм.