Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Юрий Шиллер: «Профессиональная совесть - это для меня не пустой звук»

30.07.2001
Имя новосибирского режиссера, кинодокументалиста Юрия Шиллера хорошо известно в творческих кругах России. Высочайший профессиональный уровень его работ подтвержден десятками премий и призов на различных международных фестивалях. Два из последних: Гран-при на Краковском фестивале за фильм «Грешный человек» и специальный приз на международном фестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге за картину «Время кукушки». Поводом для встречи с режиссером стало его назначение на должность художественного руководителя Западно-Сибирской киностудии.

 Имя новосибирского режиссера, кинодокументалиста Юрия Шиллера хорошо известно в творческих кругах России. Высочайший профессиональный уровень его работ подтвержден десятками премий и призов на различных международных фестивалях. Достаточно назвать только два из последних: Гран-при на Краковском фестивале за фильм «Грешный человек» и специальный приз на международном фестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге за картину «Время кукушки». Поводом для встречи с режиссером стало его назначение на должность художественного руководителя Западно-Сибирской киностудии. С этого и начался разговор.

- Вы, творческий человек, получаете вдруг должность административную. Что значит - быть художественным руководителем одной из крупнейших в стране киностудий?

- Меня самого удивляет, как я согласился. Но если коллеги доверяют - надо работать.

Приходит много молодых режиссеров, стараются, и им надо подсказать, как сделать картину качественно. Для этого важно понять, чего режиссер хочет, и, исходя из этого, попытаться помочь выразить его мысль просто и ясно. Мне хочется также возродить атмосферу творческих профессиональных обсуждений фильмов на киностудии, чтобы мы были не так разрозненны, как сейчас. И еще нужно заняться воссозданием современной, качественной кинопериодики, каковым является киножурнал «Сибирь на экране».

- Все ваши фильмы имеют свой неповторимый фирменный стиль, почерк, тональность. Они узнаваемы. В частности, ни в одной вашей картине нет закадрового текста или комментария, говорят только герои. Еще фильмы Юрия Шиллера отличает особый, лиричный ритм, похожий на неторопливое повествование. И «Русское пространство», и «Полет шмеля», и «Вечерний звон» оставляют глубокое впечатление. Как вы приходите или подходите к выбору темы для своей будущей работы? Есть ли сценарий, сюжет или он оформляется уже в процессе съемок?

- Для меня это наиболее сложный момент в творческом процессе. Есть художник, который идет «от темы», ему что-то хочется высказать языком жанра, он «зреет», затем пишет постановочный сценарий, возникает сюжет. Иногда режиссеры вынашивают свою тему десятками лет. Я хожу по такому пути очень редко, чаще вначале возникает только какой-то неоформившийся образ, приблизительные очертания...

Мы живем в определенном диалоге с миром, в котором находимся, стоим перед массой вопросов, нам что-то не ясно. Поэтому искусство для меня - это диалог с миром, чтобы попытаться лучше понять его, уяснить происходящие процессы. Мои картины бессюжетные. Канва и формальное построение картины не главное, важно другое - энергетика фильма. Она идет от меня, изнутри, как от режиссера и от моих героев, от натуры. Это - спонтанное кино, которое ощущается и воспринимается зрителем только в виде каких-то контуров, «второстепенностей», недоговоренных фраз или обрывков слов. Из всего этого и возникает некая аура фильма.

- Но так «хаотично» отснятый материал требует определенной дисциплины, последовательности, формы - того, что, собственно, и называется фильмом. Как много времени приходится отдавать работе в монтажном кабинете?

- Разумеется, чтобы картина не была размазней, она должна иметь определенную форму, и это делается в процессе монтажа. А монтаж - это, грубо говоря, сборка, склейка кусков отснятого материала. На это уходит очень много времени. Но часто именно в момент такого конструктивного построения в «монтажке» - работы чисто технологической - приходят новые композиционные идеи.

Однако все идет от материала. Как у строителя: каким бы ни был великолепный проект, архитектура, но если нет хороших кирпичей, качественных несущих конструкций, то и дома полноценного не будет. Так и в кино. Если в материале есть добротность, разрозненные эпизоды на монтаже поставлены в определенной правильной последовательности, то отсюда и хороший результат. И тогда даже случающаяся грязноватость, неряшливость монтажа не так заметна, если есть что смотреть.

- Ваши фильмы всегда оставляют ощущение недосказанности, недоговоренности о чем-то главном. Похоже, вы предлагаете зрителю самому ответить на те или иные вопросы?

- В картине я не ставлю для себя однозначных вопросов, как нет и однозначных ответов. Например, я никогда не ставил вопросов: почему Россия живет так плохо? Кто виноват и что делать? И по себе чувствую, что исследование мировых проблем - это не мое. Я живу, чувствую, думаю - то и снимаю. Например, купил кассету Жанны Бичевской. Там в каждой песне: ты, Россия, предала, продала, превратилась в нечто, потеряла свои кресты, веру, ты, избитая, забитая, такая-сякая. Слушаю и думаю: а так ли это на самом деле? Эти мысли возвращаются ко мне во время съемок, отображаются в материале, и оказывается, что в мире не совсем так плохо, как об этом слагают целые песенные баллады.

Я всегда пытаюсь создать некую модель того, каким бы хотел видеть наших людей и мою родину. Поэтому ищу своих героев в русскости, в широте характера, в философичности ума. Ведь удивительное дело: обыкновенный мужик, наш, сузунский, не читая книг и газет, мучается какими-то сложными вопросами, ищет что-то моральное, озабочен высокими человеческими ценностями, хочет посовеститься перед кем-то. Это, наверное, то и есть, что называется загадкой русской души. Ее никогда и никто не разгадает, эту загадку.

- А где и как вы находите своих героев?

- Есть единый путь, основа профессии журналиста и художника - чутье. Он, как охотник, «умеет» знать, «где куропатка селится». Без этого качества мимо будут проходить люди, и ты не обратишь внимания, упустишь главное. Скажу больше. Сегодня человек очень закрыт. Мы не знаем, насколько он остроумен, весел, какие его мысли. Поэтому в начале работы очень важен психологический контакт, важно, чтобы он раскрепостился, раскрылся, высунулся, как улитка из ракушки. Но чаще, к сожалению, этого сразу не происходит. Нет, он нормально сидит с тобой, разговаривает, речь накатанная, правильная, но, уйдя, ты так и не поймешь, кто он был, интересен ли он как человек вообще и для картины в частности. И только через день-другой вдруг сталкиваешься с ним в другой ситуации, замечаешь его среди мужиков, да с такими словами-оборотами, с такими мыслями! У таких чудиков какой-то свой мир, своеобразное мышление...

- Как известно, весьма и весьма раскрепощает спиртное - водочка, например, стопочка самогонки. Многие артисты, а с ними и режиссеры прямо на съемочной площадке принимают, чтобы выглядеть «натурально». Как у вас с этим?

- Я никогда не ставлю бутылку в начале, чтобы расшевелить, разговорить человека. Бывает, когда познакомимся поближе, говорят: ну, Андреич, давай «за жизнь»... Но это никогда не является целью, тем более выпивший человек говорит НЕ ТАК. Он будет развязным, свободным, но не будет той пронзительности и душевности, которая присуща лишь трезвому.

Иное дело гулянка, пьяная беседа - она может стать частью общего материала. Сидят, например, два мужика пьяненькие за столом среди общего веселья и начинают рассуждать: о-о, а вот в Японии-то умеют ведь работать, ишь што придумали.., и Курильские острова им подавай ишшо. Или как в «Живы будем» - с лету брали героев. Едем, останавливаю машину в деревне, говорю оператору: вон мужик у магазина - идем снимать. Как он меня примет, может, пошлет подальше, что ему говорить, кто он вообще - ничего не знаю, я только вижу - стоит мужик и смотрит на ухабистую, неказистую улицу. Лихорадочно соображаю, а он сразу и говорит: «Я прошел Китай, воевал - и зачем я живу?». Или бабка кряхтит на завалинке: «Господи, сколько лет прожила, помирать уже пора» - и все, и мне больше ничего не надо. А эта фраза соединяется с фразой оптимистичной - так по кирпичику и складывается картина.

- Как начиналась ваша карьера кинорежиссера?

- Закончил ВГИК в 1970-м и первый свой фильм, игровой и полнометражный снял на Алма-Атинской киностудии. Назывался он «Необычный день». Так что по диплому я «режиссер художественного кино и телефильма». Но, еще учась во ВГИКе, съездил на Дальний Восток и снял документальный фильм о лове лосося. Так вот получилось, что режиссер-игровик защищал диплом документальной картиной, и у меня ее приняли. Она понравилась, и я получил тогда свой первый приз на фестивале вгиковцев. Таким образом вырулил на документалистику.

- Игровое кино шире, масштабнее, массовее, оно приносит доход. А о чем думаете вы, когда снимаете свою документальную картину, ведь ее увидит только ограниченный круг людей?

- Мы, документалисты, порой лукавим, когда говорим, что наши картины не показывают. Сегодня хороший, классный фильм обязательно будет показан и найдет своего зрителя. Не в кинотеатре, конечно, - на телевидении. Российское телевидение покажет, дециметровые каналы, канал «Культура». Все картины, которые я делал, прошли по «Культуре» и не раз. Фильмы идут на международные фестивали, завоевывают призы, их покупают западные телеканалы - их видит мир. Сейчас на Западе даже больше стали смотреть наше неигровое кино, чем раньше. Появились мощные мастера, темы интересные. Поэтому грех жаловаться.

- А клип вы бы взялись снимать за хорошие деньги?

- Нет. Хотя кое-что и снимал.

- А за очень хорошие деньги?

- Знаю, хочешь напомнить поговорку «нет таких, кто не берет, просто мало дают»? Я на самом деле думаю, что в России много людей, которые по этому принципу не живут и их не прошибешь деньгами. Искренне скажу, возьмусь только за ту работу, которую самому делать захочется. Я могу жить материально лучше, чем сейчас живу. И знаю, что для этого нужно делать, но я этого не делаю по двум причинам: во-первых, я очень ленив и делаю только то, что нравится, второе, есть такое понятие, как профессиональная совесть. А это для меня не пустой звук и не просто фраза.

Резонанс
Новости
В Новосибирске владельцы «ГАЗелей» вышли на пикет. Причина недовольства – подорожание газового топлива. С начала года оно вдвое выросло в цене. Перевозчики пока не поднимают тарифы, но петицию в российское правительство уже составили и просят Москву повлиять на ситуацию.
Миллиард в одной коробке, вагон измельченных банкнот и императорские монеты показали 300 новосибирцам в самом закрытом здании на площади Ленина – Сибирском отделении Госбанка. Что происходит с грязными и рваными купюрами,  ошибается ли счетная техника, и сколько миллионов рублей может унести в руках один человек, рассказали сотрудники Банка России в День открытых дверей Госбанка.
Рискнувший перебежать площадь Ленина пешеход погиб под колесами Volkswagen Polo. Момент с трагическим исходом был снят на камеру видеонаблюдения и размещен в интернете.

Страшные находки времен раннего неолита обнаружены в Венгеровском районе Новосибирской области. В яме для консервирования были найдены человеческие кости, заготовленные в качестве «консервов», что доказывает существование каннибализма на территории Западной Сибири.

Столица Сибири вошла в рейтинг наиболее криминогенных городов Земли, составленный сервисом Numbeo. Всего в списке 327 городов, из них три – российских, и Новосибирск в этой тройке – самый опасный.

Исчезла еще одна бесплатная парковка в центре Новосибирска – около сквера на ул. Орджоникидзе (перекресток с ул. Советской). На ее месте мэрия обустраивает платную парковку на 40 машино-мест, которая начнет работать в тестовом режиме с 30 сентября.