Новосибирск 2.9 °C

Умелец на маршруте

01.08.2001 00:00:00

«Являясь пассажиром маршрутных такси «Газель», практически ежедневно сталкиваюсь с тем, что салон микроавтобуса переоборудован и установлены дополнительно от одного до трех сидений. Это создает неудобства как при посадке-высадке, так и в процессе движения: некуда девать ноги, пассажиры упираются коленями друг в друга или в спинку сиденья впереди. Самое же главное - при аварии в переоборудованном таким образом автомобиле пассажиры могут получить серьезные травмы. Кроме того, насколько я знаю, в качестве базовой модели для перевозки пассажиров в качестве маршрутного такси принята «Газель» с числом мест для сидения 13 единиц.
Исходя из этого, сообщаю информацию о маршрутных такси «Газелях» с переоборудованными салонами (список прилагается. - С. К.). Прошу провести проверку данных автомобилей и принять необходимые меры к их собственникам с тем, чтобы привести салоны в соответствие с действующими нормами и правилами».
А.А. Светильников

Фото Сергея ПЕРМИНА

 О народных умельцах, способных сделать из автобуса скотовоз, а из «маршрутки» - душегубку, мы писали, и не раз. Тем не менее, есть смысл вернуться к теме хотя бы потому, что сегодня найти в Новосибирске на линии нормативную 13-местную «Газель» модели 322132 (а только такие машины сертифицированы для пассажирских перевозок) сложнее, чем поймать крокодила в реке Обь. Причем переделками грешат и муниципальные ПАТП, а уж «частникам», как говорится, в погоне за прибылью сам Бог велел напрячь фантазию.

Рекорд среди частных «извозчиков» в приводимом в письме списке держит лично мне знакомая «Газель» с номером В794ХА с 15-го маршрута «Вокзал - Академгородок». Проезд - 12 рублей, время в пути - без малого час, число мест - 16 вместо 13. Что такое три лишних пассажира на малом «газельном» пространстве, пояснять не надо: за твой же «червонец» с хвостиком у тебя всю дорогу колени к ушам будут прижаты. Впрочем, это еще не предел - мне довелось видеть 17-местную самоделку, а легенды ходили и о 19-местной...

Тем не менее лишние сидячие места - только внешний антураж, наиболее докучающий пассажирам. Начнем с того, что, согласно данным Российской транспортной инспекции, добрая половина «частных» «Газелей» на новосибирских маршрутах - если точно, 354 машины - грузовые ГАЗ-2705, самовольно переделанные под пассажирские. В глухом салоне аккуратно прорезаются окна, всобачиваются сиденья, снятые со списанного хлама, - и средство для перевозки наших нетребовательных сограждан готово. Обычно свирепствующую на дорогах ГИБДД это дело особо не волнует. Почему, можно только догадываться. РТИ периодически бомбардирует официальные инстанции возмущенными письмами (навернись такой транспорт в кювет с пассажирами - кто отвечать будет?), получая в ответ ноль внимания.

Следующая стадия работы умельца - то самое уплотнение клиентов. Тут уже начинаются и налоговые финты. Скажем, по документам «Газель» нормальная - 13-местная. Естественно, вмененный налог платится с этого количества. Все, что удается загнать в салон сверх «чертовой дюжины», составляет не облагаемый налогом чистый доход владельца. Риск минимальный - вероятность нарваться на проверку налоговой инспекции на линии ниже, чем шанс наступить на гадюку в Центральном парке. Козлами отпущения оказываются сидящие в итоге чуть ли не друг на друге пассажиры, причем в данной ситуации за козлов никто не отвечает - ни в прямом, ни в переносном смысле.

Приемы уплотнения обычно стандартные. К трем сиденьям первого ряда добавляется четвертое у самой двери. Проход сужается до ширины спичечного коробка. Не дай Бог, пожар или авария - из такой машины не выбраться...

Есть в этой сфере и артисты своего дела. Лично я присудил бы большую медаль из переделанной под золото меди владельцу «Газели» О390ВР54 (1048-й маршрут) господину Толмачеву за самую симпатичную идею. Все гениальное просто: в стандартном салоне к законным сиденьям болтами крепятся откидные табуреточки, как в дешевом кинотеатре. При этом проход исчезает полностью: каждый квадратный метр приносит живые рубли. А у пассажира всего за пять рублей возникает неповторимое чувство хорошо упакованной в бочку селедки - опробовано лично.

Можно ли навести порядок на «Газелях» - хотя бы во имя безопасности? Можно, но, похоже, никому не нужно - и в первую очередь ГИБДД. Так что клиентам «маршруток» остается разве что благословлять наш сибирский климат: если бы не морозы зимой, наверняка те же умельцы монтировали бы сиденья и на крышах «Газелей»...

P.S. Так уж вышло, что довелось мне везти этот материал в редакцию на дребезжащем «пазике» 607-го маршрута с номером А427КР54. В салоне одно сиденье отсутствует, другое шатается, у третьего оторвана спинка, а четвертое вообще связано веревочкой, чтобы не развалилось. Единственная информация для пассажира - удовольствие проезда стоит пять рублей. Ради интереса звоню в РТИ и узнаю, что некогда этот рыдван принадлежал гражданину Осетинскому, кому принадлежит сейчас - никто не знает, лицензии на перевозку вообще нет, соответственно, налогов в казну тоже. Уж если такое чудо техники на глазах «гаишников» благополучно приносит кому-то по нескольку тысяч «чистыми» в день, чего уж тут придираться к «Газелям»...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: