Новосибирск -1.6 °C

Суд как барометр общественных настроений

01.08.2001 00:00:00

Сегодняшняя ситуация с точки зрения председателя суда

 «Как вы воспринимаете Железнодорожный район? Правильно, престижный. В центре города, небольшой, компактный, много серьезных учреждений. А вот помещения для районного суда нет. Считаю, это позор! Столько лет, и никто проблему не может решить. Третья власть на аренде, - председатель федерального суда Железнодорожного района Анатолий Горбов не сдерживает досады. - У нас восемь судей и всего один зал заседаний, да еще один дает облсуд, у которого мы арендуем помещение. Я пришел сюда из Бердского городского суда. Там тоже восемь судей, но залов шесть. Каждый день наши судьи начинают в очередь дожидаться, где им дела рассматривать. А ведь их становится все больше...»

Действительно, все суды в городе за последние годы или получают новые здания, или расширяют площади. Выделили и Железнодорожному несколько лет назад памятник архитектуры, а когда подсчитали, во сколько ремонт выльется, отказались от памятника. Начато строительство нового здания, но темпы долгостроевские... А между тем работы служителям Фемиды все прибавляется. Сравним цифры за первые шесть месяцев прошлого и этого годов. Тогда с вынесением приговора было закончено чуть больше трехсот дел на 380 человек. Нынче - четыре с половиной сотни дел, осужденных без малого шестьсот. Количество краж возросло на треть, грабежей чуть не в два раза. Мошенничеств было четыре, нынче семнадцать. А это все очень объемные дела, многотомные, со множеством свидетелей.

Анатолий Горбов уже полгода как назначен председателем и не скрывает серьезной озабоченности тем, «как ютится суд». Ведь в Железнодорожном и так свои особенности - дополнительные трудности в отправлении правосудия. Массу дел дает вокзал: потерпевшие, свидетели часто проезжие, жители городов от Калининграда до Владивостока. Дождаться их на судебный процесс - проблема. И подсудимых, если не под стражей, тоже не сразу дозовешься. На днях пришлось отложить дело о взятке - подсудимая живет в Киргизии и не стремится приехать.

В Железнодорожном суде впору открывать санпропускник: ежедневно с утра доставляются бомжи за мелкое хулиганство, кражонки и другие свойственные этому неприкаянному племени правонарушения.

Вокзал, увы, и пристанище безнадзорных, заброшенных детей и подростков. Бич этой категории изгоев, по мнению председателя суда, - наркомания и все сопутствующие прегрешения: воровство, грабежи... За полгода осуждено по наркотической статье 139 человек, из них две трети несовершеннолетние.

Гражданских дел тоже становится все больше, за полгода рассмотрено более полутысячи исков, заявлений.

«Эти дела чаще всего рассматриваются прямо в кабинете судьи. Представьте, какие страсти кипят, - рассказывает председатель, - сталкиваются амбиции, гордыня прет... Одному нужна справедливость, другой хочет обязательно наказать обидчика. Но в гражданском споре все довольны быть никак не могут. Потому и идут в суд, что не могут сами прийти к согласию. Мировые соглашения, пожалуй, составляют не более пяти процентов».

А появились ли новые предметы споров? Значительно чаще граждане стали обжаловать действия должностных лиц, например, решения ГИБДД. Нарушившие правила дорожного движения водители, наказанные стражами порядка, все чаще не соглашаются и идут в суд. Много дел по возмещению ущерба от автодорожных происшествий. Еще взыскание долгов. До пятисот минимальных размеров оплаты труда - к мировым судьям. Если долг выше, то в суд федеральный.

Анатолий Горбов отмечает новую тенденцию. Начали поступать иски о признании недействительными итогов приватизации: акционеры против руководителей акционерных обществ. Пожалуй, это серьезный симптом. Не начало ли передела собственности, идущее снизу? Например, еще не рассмотренное заявление: гендиректор АО у этого же АО купил здание. Само акционерное общество на грани банкротства, а директор - с имуществом. Такие дела, как разводы, в одночасье не решаются, требуют скрупулезного разбирательства. Действительно, суд можно считать барометром общественных настроений...

Естественный вопрос - о судебной реформе, в частности, готов ли суд давать санкции на арест, обыск? «Примут закон, и мы будем его выполнять, - объясняет Анатолий Алексеевич. - Санкции на эти процессуальные действия заложены в Конституции, что правильно с точки зрения защиты прав и свобод. Во всем мире так. Правда, у них есть так называемые следственные судьи, например, в Италии. Другая сторона вопроса, что это потребует увеличения штатов, кому-то одному из судей, скорее всего председателю или заместителю, придется на санкциях сидеть. Но закон еще не принят и, кажется, вводить его будут не сразу. Вообще же давно нужны новые Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: