Новосибирск 11.3 °C

Река судьбы

07.08.2001 00:00:00

 24 ноября ему исполнится 75. Но дата его рождения условна: он появился на свет во время голода в Поволжье, когда люди умирали тысячами. И Виктор Славкин мальчонкой попал в детский дом в Пензенской области.

Но вот что интересно: ему бы сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, вспоминать эти годы с тоской и озлобленностью. Нет. С болью он говорит о судьбах сирот и вообще детей нынешних. «Поколение мы потеряли!» О своей сиротской доле особенно не тужит. Он попал в хороший детский дом, бывшую помещичью усадьбу. Получил полноценное среднее образование. В 45-м поступил в Тимирязевскую академию на гидротехнический факультет и успешно - вторым! - закончил ее. «Можешь выбирать любую работу. В том числе и в Москве», - сказали ему на распределении. «Поеду в Сибирь!» Так он оказался в Новосибирске. Какое-то время трудился в проектных организациях. А в 56-м его пригласили в дирекцию строящейся ОбьГЭС начальником технического отдела.

С тех пор вот уже 45 лет, как один день, он работает здесь. Сейчас - начальником гидротехнического цеха. Это пять с лишним километров напорного фронта.

Он хорошо помнит тот осенний день 1956 года, когда началось перекрытие реки. На строительстве, хотя тяжелой техники было достаточно, работали 8 тысяч человек. Перекрывать предполагалось фронтально, с понтонного моста. Но большая вода сорвала мост, и пришлось действовать пионерным способом. С правого берега отсыпали дамбу из огромных камней. И когда зажатая река стала уносить бетонные глыбы, стали связывать тросами их в гирлянды. Штурм реки продолжался недели две. А уже через год был пущен первый энергоблок. В 61-м началась постоянная эксплуатация ГЭС.

Виктор Славкин: «Все сооружения ГЭС рассчитывались с большим запасом прочности». Фото Сергея ПЕРМИНА
 - Виктор Иванович, но вот прошло уже сорок лет. Сколько может выдержать плотина?

- Бетон такого качества в принципе вечен. В его основе высочайшей марки цемент и очень крепкий щебень из Буготакского карьера. Но есть два явления физического характера: постоянные сезонные колебания температуры и кавитация, образование раковин от больших скоростей воды. Это явление со временем съедает также турбины, винты кораблей и т. д. Приходится реставрировать.

- А нет ли опасности для города? Всякое говорят.

- Ни малейшей. Все сооружения рассчитывались с большим запасом прочности. Это просто обывательские домыслы, что, мол, Новосибирск может затопить. Ерунда все это. Другое дело, что кто-то разрешил строить дачи и даже коттеджи в пойменной части реки. Но по всем технологическим нормам мы обязаны сбрасывать лишнюю воду из водохранилища.

Поэтому дачи регулярно в весну подтопляет. Но уж не жалуйтесь: вы сами строили свои дома в пойменной части реки. Пойма формируется тысячелетия. Река ходит туда и сюда. Та же ошибка произошла при строительстве Ленска. Нельзя надеяться на авось, река всегда может вернуться в прежнее русло.

- Нередко можно прочесть или услышать суждение, что гидроэлектростанции ничего, кроме вреда природе, не принесли?

- На мой взгляд, это уже не обывательские разговоры, а спекуляция в каких-нибудь иных целях. Даже относительно небольшая Новосибирская ГЭС позволила в то время снять проблему с обеспечением электроэнергией промышленности и населения быстро развивающегося Новосибирска. И посейчас она покрывает 20 процентов мощности. Вырабатывает каждый пятый киловатт. И также по всей Сибири.

Это самый дешевый, экологически чистый вид электроэнергии. А потом учтите: к крупным ГЭС привязана вся алюминиевая промышленность.

- Это из-за их мощности?

Самый дешевый и экологически чистый вид электроэнергии
 - Не только. Технологический процесс выплавки алюминия требует энергию очень высокого качества. Колебания в частоте недопустимы. А такую энергию могут обеспечить только ГЭС. На тепловых станциях то угля не хватает, то с турбиной что-нибудь вышло или с котлом. ГЭС надежнее.

- Но ведь берега-то съедаются. Неужели никто не предусмотрел этого?

- Ученые вели расчеты. Я сам участвовал в обследовании берегов. Не рассчитали. Не думали, что будет столь значительная переработка берега. Водохранилище получилось огромным: двести с лишним километров в длину и до двадцати в ширину. Волна хоть и не морская, но приличная. В одно время правительство выделяло деньги на укрепление берега. Благодаря этим работам удалось сохранить вот этот борок у станции на левом берегу. Проблема эта вполне решаемая, были бы деньги.

- А как себя чувствуют гидроагрегаты?

- С 92-го началось техническое перевооружение. Прежние были изготовлены в Харькове, сейчас генераторы нам делает «Элсиб». Меняем по очереди. Так что в нынешних условиях говорить о якобы ненужности ГЭС - дело неперспективное и неразумное.

***

16 лет назад мне довелось познакомиться со Славкиным при следующих обстоятельствах. К нему из Барселоны приезжал в гости старый друг, испанец Мигель Сан Висенто. Тоже энергетик. После гражданской войны в Испании Советский Союз приютил множество испанских ребятишек, оставшихся без родителей. Многие из них получили у нас высшее образование. В то время в Испании для них это было невозможно.

Но времена менялись. Менялся и сам Франко. И через два десятилетия, в 56-м году, он издал указ о полном амнистировании своих бывших противников. Тогда же на известном кладбище под Мадридом, где были похоронены и республиканцы, и франкисты, был вознесен огромный крест гражданского примирения. Когда-то он появится у нас? Если мы до сих пор выясняем отношения на поле политической брани.

Мигель женился в Москве тоже на испанке. Но к тому времени он принял подданство СССР. Виктор Славкин давал официальное поручительство за его невесту. Так что он и сейчас как бы отвечает за ее благонадежность. В прошлом году они приглашали его на пятидесятилетие свадьбы. Не смог поехать. Хотя уже ездил в гости к Мигелю по приглашению. Транспортные расходы оплатил его друг со своей пенсии. Он живет под Барселоной в прекрасном доме. На пенсию уже объехал полмира. Его русский друг, представитель некогда могущественной страны, давшей ему прекрасное образование после войны, на свою пенсию не смог бы просто существовать.

Что бы вы взяли из прошлого в двадцать первый век? - спросил я Славкина. Человек, переживший труднейшее детство, в сущности тоже некоторая жертва тридцатых годов, ответил однозначно: социальную защищенность. Он глубоко переживает за настоящий день и считает, что было огромной ошибкой Ельцина разрушать до основания сложившуюся при советской власти систему.

Он живет на берегу нашего водохранилища, на улице Новоморской. Большая часть его жизни связана с рекой.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: