Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Клепать или покупать?

09.08.2001
Во всем мире принято, что делом должны заниматься профессионалы.Тем не менее, похоже, в нашей мэрии отнюдь не все разделяют эту точку зрения. Взять, допустим, поступившую из городского здания номер один информацию о перспективах организации в Новосибирске автобусного производства на базе модели МАЗ-104 минского завода...
Фото Сергея ПЕРМИНА

 Во всем мире принято, что делом должны заниматься профессионалы. Помнится, еще дедушка Крылов два с лишним века назад утверждал, что беда, коль мастер по ремонту обуви уходит в хлебопекарное производство и наоборот.

Тем не менее, похоже, в нашей мэрии отнюдь не все разделяют эту точку зрения. Взять, допустим, поступившую из городского здания номер один информацию о перспективах организации в Новосибирске автобусного производства на базе модели МАЗ-104 минского завода. Дескать, и рабочая группа уже сформирована, и специалисты поездили в поисках подходящего нам автобуса, да и изношенность автопарка в наших ПАТП, по словам начальника отдела промышленности мэрии Сергея Земляницына, составляет более 70%...

Все это так. Чуть-чуть, правда, непонятна последняя и единственная цифра - своей относительностью, ибо и 70,01% износа парка автобусов, и 99,99% его износа с точки зрения арифметики превышают те самые 70%. Но в принципе, чего греха таить - реальный износ сегодня ближе ко второй величине, чем к первой, особенно, если, как и было принято во все транспортные времена, не считать предназначенные для сельских перевозок, но расплодившиеся у нас в последнее время «пазики» полноценными городскими машинами.

Тем не менее, хоть ситуация и не из веселых, это еще не повод, чтобы повторно наступать на давно и основательно опробованные на собственном лбу грабли. Давайте вспомним не такие уж далекие восьмидесятые годы, когда в еще благополучной экономике Новосибирска мэрией было принято решение... правильно, о выпуске городских автобусов на базе сравнительно мощного в те времена новосибирского авторемонтного завода во главе с господином (тогда товарищем) Федором Суковым.

Фанфар, помнится, тогда гремело - аж на ближайшем к Новосибирску Курганском автобусном заводе было слышно. Курганцы, много лет занимающиеся автобусами, как и профессионалы этого дела из подмосковного Ликино и поднижегородского Павлово-на-Оке, говорят, только пальцами у висков крутили в общемировом жесте по поводу новосибирской инициативы. Наши энтузиасты, правда, сей факт гордо игнорировали: чем бы злобные конкуренты не тешились, лишь бы плакали горючими, как бензин, слезами потом, когда колонны автобусов «мэйд ин Новосибирск» завоюют советские города, а там, глядишь, и до мирового рынка докатятся.

Увы, вышел из этой затеи, как и следовало ожидать, пшик. Новосибирских автобусов с гордой маркой «Альтерна» (дескать, знай наших - хоть и не полновесная «альтернатива», но все же...) было выпущено ровно 2 (две) штуки. Работали эти неказистые агрегаты на городских маршрутах ПАТП-2. Там же они бесславно закончили свою жизнь под забором раньше отведенного им срока. Кстати, их ровесники по возрасту ЛИАЗы и «пазики» трудятся по сей день.

Старожилы-транспортники по сей день вспоминают те две «Альтерны» с улыбкой как блестящий пример того, что может сотворить дилетант с нормальными, в общем-то, исходными компонентами. Кузов у новосибирского автобуса и по дизайну, и по прочности получился, как у сельского трактора. Движок был взят камазовский, лучший по тем временам, и вмонтирован в кузов наглухо, без единого зазора: ни клапаны отрегулировать, ни мелкий ремонт произвести, ни просто крышку блока цилиндров снять... Так что повозились слесари и водители с самопальными бедолагами-«Альтернами» от души под густой русский мат, да и сплавили их на вечную стоянку при первой же возможности.

Словом, вышли те самые испеченные сапожником булочки, только ценой подороже. Но битым, как говорится, неймется - несмотря на то, что и авторемонтный завод в Новосибирске уже не тот, что раньше, и отец проекта «Альтерна» господин Суков погиб несколько лет назад от руки неизвестного киллера...

Еще более странным выглядит желание наших городских командиров производить все, что движется, своими руками, если учесть, что клепать кустарным образом автобусы пробовали во многих российских городах - ближайший к нам пример, по-моему, Кемерово. Итог был чаще всего один и тот же: с примитивного конвейера сходило несколько «железных дровосеков» по цене, близкой к самолету той же вместимости, и этим дело заканчивалось. Оно и понятно - по всем экономическим законам штучные изделия народных автопромыслов не могут стоить дешевле, чем профессионально выпускаемые серийные машины. Да и сам белорусский автобус-прототип, по большому счету, любительская разработка - минчане, как известно, всю жизнь на грузовиках специализировались.

Впрочем, наши энтузиасты теперь ссылаются на пример города Ярославля: дескать, там выпускают минские автобусы по цене ниже белорусской за счет собственных двигателей, автопокрышек, красок и эмали. Правильно - есть у ярославцев еще с советских времен знаменитый завод по производству автомобильных дизелей, им и автобус в руки. А у нас?

Так все-таки как быть - зарабатывать деньги в бюджет и покупать продукцию, сделанную профессионалами, или вбухать не меньшие, по-видимому, суммы в кустарное производство неведомых металлических «зверушек» из братского Минска, где их тоже начали делать недавно и от большой нужды? Как ни крути - такая вот «альтерна» получается...

Резонанс
Новости
Самой красивой девочке России, которая живет в Новосибирске, сломали нос на уроке физкультуры. Мать ребенка возмутил тот факт, что ее дочери не оказали никакой помощи.
В избиении учеников обвиняют директора сельской школы под Колыванью. Адвокат бывшего директора утверждает, что в деле есть обратная сторона: его подзащитный, назначенный «варягом» в сельскую школу, сам стал жертвой интриг в женском педагогическом коллективе. Бывшему директору, недавно награжденному медалью ГУФСИН, теперь грозит внушительный срок.
Показательный снос незаконных построек устроили в Новосибирске. Как показывает практика, автомойки и шиномонтажки в частном секторе организуют сами жильцы, возводят целые предприятия, только ни с кем не согласовывают.
Этот район можно назвать особенным: на карте области трудно найти другое такое место, которое бы привлекало столько туристов. Но, по словам главы Сузунского района Лилии Некрасовой, живут здесь не только туризмом, хотя эта отрасль весьма перспективна. В районе производят зерно и молоко, перерабатывают сельхозпродукцию, развивают социальную сферу и верят в будущее.
На 25% увеличат размер страховой пенсии неработающим гражданам, живущим в сельской местности и имеющим сельскохозяйственный стаж не менее 30 лет. Новый закон предусматривает перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности неработающим пенсионерам. Об этом сообщает ОПФР по Новосибирской области.
Значительно вырастает количество аварий и травмированных на улицах новосибирцев во время сильного гололеда. В связи с этим МЧС рекомендует тщательно выбирать маршрут следования, брать с собой все необходимое на случай непредвиденной ситуации и выбирать правильную обувь.