Новосибирск 2.9 °C

Клепать или покупать?

09.08.2001 00:00:00

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Во всем мире принято, что делом должны заниматься профессионалы. Помнится, еще дедушка Крылов два с лишним века назад утверждал, что беда, коль мастер по ремонту обуви уходит в хлебопекарное производство и наоборот.

Тем не менее, похоже, в нашей мэрии отнюдь не все разделяют эту точку зрения. Взять, допустим, поступившую из городского здания номер один информацию о перспективах организации в Новосибирске автобусного производства на базе модели МАЗ-104 минского завода. Дескать, и рабочая группа уже сформирована, и специалисты поездили в поисках подходящего нам автобуса, да и изношенность автопарка в наших ПАТП, по словам начальника отдела промышленности мэрии Сергея Земляницына, составляет более 70%...

Все это так. Чуть-чуть, правда, непонятна последняя и единственная цифра - своей относительностью, ибо и 70,01% износа парка автобусов, и 99,99% его износа с точки зрения арифметики превышают те самые 70%. Но в принципе, чего греха таить - реальный износ сегодня ближе ко второй величине, чем к первой, особенно, если, как и было принято во все транспортные времена, не считать предназначенные для сельских перевозок, но расплодившиеся у нас в последнее время «пазики» полноценными городскими машинами.

Тем не менее, хоть ситуация и не из веселых, это еще не повод, чтобы повторно наступать на давно и основательно опробованные на собственном лбу грабли. Давайте вспомним не такие уж далекие восьмидесятые годы, когда в еще благополучной экономике Новосибирска мэрией было принято решение... правильно, о выпуске городских автобусов на базе сравнительно мощного в те времена новосибирского авторемонтного завода во главе с господином (тогда товарищем) Федором Суковым.

Фанфар, помнится, тогда гремело - аж на ближайшем к Новосибирску Курганском автобусном заводе было слышно. Курганцы, много лет занимающиеся автобусами, как и профессионалы этого дела из подмосковного Ликино и поднижегородского Павлово-на-Оке, говорят, только пальцами у висков крутили в общемировом жесте по поводу новосибирской инициативы. Наши энтузиасты, правда, сей факт гордо игнорировали: чем бы злобные конкуренты не тешились, лишь бы плакали горючими, как бензин, слезами потом, когда колонны автобусов «мэйд ин Новосибирск» завоюют советские города, а там, глядишь, и до мирового рынка докатятся.

Увы, вышел из этой затеи, как и следовало ожидать, пшик. Новосибирских автобусов с гордой маркой «Альтерна» (дескать, знай наших - хоть и не полновесная «альтернатива», но все же...) было выпущено ровно 2 (две) штуки. Работали эти неказистые агрегаты на городских маршрутах ПАТП-2. Там же они бесславно закончили свою жизнь под забором раньше отведенного им срока. Кстати, их ровесники по возрасту ЛИАЗы и «пазики» трудятся по сей день.

Старожилы-транспортники по сей день вспоминают те две «Альтерны» с улыбкой как блестящий пример того, что может сотворить дилетант с нормальными, в общем-то, исходными компонентами. Кузов у новосибирского автобуса и по дизайну, и по прочности получился, как у сельского трактора. Движок был взят камазовский, лучший по тем временам, и вмонтирован в кузов наглухо, без единого зазора: ни клапаны отрегулировать, ни мелкий ремонт произвести, ни просто крышку блока цилиндров снять... Так что повозились слесари и водители с самопальными бедолагами-«Альтернами» от души под густой русский мат, да и сплавили их на вечную стоянку при первой же возможности.

Словом, вышли те самые испеченные сапожником булочки, только ценой подороже. Но битым, как говорится, неймется - несмотря на то, что и авторемонтный завод в Новосибирске уже не тот, что раньше, и отец проекта «Альтерна» господин Суков погиб несколько лет назад от руки неизвестного киллера...

Еще более странным выглядит желание наших городских командиров производить все, что движется, своими руками, если учесть, что клепать кустарным образом автобусы пробовали во многих российских городах - ближайший к нам пример, по-моему, Кемерово. Итог был чаще всего один и тот же: с примитивного конвейера сходило несколько «железных дровосеков» по цене, близкой к самолету той же вместимости, и этим дело заканчивалось. Оно и понятно - по всем экономическим законам штучные изделия народных автопромыслов не могут стоить дешевле, чем профессионально выпускаемые серийные машины. Да и сам белорусский автобус-прототип, по большому счету, любительская разработка - минчане, как известно, всю жизнь на грузовиках специализировались.

Впрочем, наши энтузиасты теперь ссылаются на пример города Ярославля: дескать, там выпускают минские автобусы по цене ниже белорусской за счет собственных двигателей, автопокрышек, красок и эмали. Правильно - есть у ярославцев еще с советских времен знаменитый завод по производству автомобильных дизелей, им и автобус в руки. А у нас?

Так все-таки как быть - зарабатывать деньги в бюджет и покупать продукцию, сделанную профессионалами, или вбухать не меньшие, по-видимому, суммы в кустарное производство неведомых металлических «зверушек» из братского Минска, где их тоже начали делать недавно и от большой нужды? Как ни крути - такая вот «альтерна» получается...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: