Новосибирск 7.7 °C

Новые тарифы: не панацея, но неизбежность

16.08.2001 00:00:00

 С 1 августа, согласно решению региональной энергетической комиссии (РЭК), для новосибирцев стоимость электрической энергии возросла на 12 процентов, тепловой - на девять. Чем обернется решение РЭК для полуторамиллионного Новосибирска?

Уже сейчас нетрудно прогнозировать, что августовское повышение энерготарифов запускает цепную реакцию роста цен на товары и услуги первой необходимости. При том, что официальная заработная плата у нас одна из самых низких, цена электрической энергии в Новосибирске - одна из самых высоких по Сибирскому федеральному округу. А повышение тарифа с 1 августа передвигает нас на четвертое место в округе по дороговизне электроэнергии. Для сравнения (данные на конец июля): в Томске 1 кВт/час обходится населению в 46 копеек, в Омске - в 33. В Кузбассе лишь с 1 августа тариф поднялся до 35 копеек, а до того был одним из самых низких в России - 23 копейки. В Москве тариф равен 53,5 копейки, в Санкт-Петербурге - 35.

Дело специалистов - рассудить, насколько убедительны экономические обоснования энергетиков. Но жители Новосибирска вправе задать вопрос: почему федеральное законодательство распорядилось так, что представитель власти огромного города-миллионника даже не входит в состав РЭК и не имеет возможности выразить свое отношение к происходящему, представить свои расчеты и обоснования? Ведь РЭК, например, утверждает, что нагрузка на бюджет Новосибирска увеличится в связи с новыми энерготарифами на 100 миллионов рублей, а финансисты мэрии считают - на все 150-170.

Хуже всего, что энерготарифы вновь пересматриваются тогда, когда бюджет давно сверстан и сбалансирован по доходам и расходам. Этой порочной практике, которая идет по сути вразрез с Бюджетным кодексом и ставит власти на местах в сложнейшую ситуацию, следует положить конец! Таково мнение руководителей многих городов. О недопустимости изменения естественными монополиями «правил игры» в середине финансового года не раз с тревогой говорил мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Он намерен отстаивать свою позицию на всех уровнях - ведь для полуторамиллионного города последствия односторонних решений монополистов могут быть очень тяжелыми.

Вспомним, что предыдущее, февральское, повышение тарифов на тепло и электроэнергию обернулось для города дополнительной нагрузкой в 900 с лишним миллионов рублей, не учтенных в бюджете. Прибавив теперешние минимум 150 миллионов, получим более миллиарда рублей - таковы в этом году дополнительные расходы на энергетику. Эта сумма равна почти 25% всего нашего годового бюджета! Городская власть делает все возможное, чтобы закрыть образовавшуюся брешь, привлечь дополнительные доходы, но понятно, что найти такую сумму до конца года просто нереально.

А ведь расходы по жизненно важным статьям сократить невозможно - от тепла и горячего водоснабжения дома не отключишь. Были, правда, уже прецеденты (в том же Приморье), когда городская власть просто разводила руками - ну нет денег! И стены подъездов обрастали толстым слоем льда и инея, а холодные батареи в квартирах не подавали признаков жизни. Но разве это выход?

Наш город - новосибирские власти твердо об этом заявляют - будет подготовлен к зиме так, как надо. Но отремонтировать теплотрассы, водоводы, заменить тепловое оборудование, подлатать дырявые кровли на домах, законопатить швы, остеклить лестничные клетки и т. д. - все это средства, и немалые. Между тем, уже сейчас лимит финансирования на подготовку к зиме исчерпан.

В такой ситуации повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги становится неизбежным. Часть возросшей на бюджет нагрузки населению города придется взять на себя.

Рост тарифов на услуги ЖКХ предопределен тем, что энерготарифы впрямую влияют на расходы по их оказанию. Например, в себестоимости кубометра воды 50% - энергетическая составляющая. Освещение, отопление мест общего пользования в домах, работа лифтов - это также энергозатраты. Теперь они, соответственно, вырастут. Вода выше пятого этажа подается в дома с помощью мощных электронасосов, а 9-12-этажек в городе - 30% от всего жилфонда. В себестоимости гигакалории тепла удельный вес энергозатрат также велик. Следовательно, и в этой части нагрузка на бюджет резко возрастет. Перечисление можно продолжать.

А положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве и без того не блестящее. Растут убытки. У организаций ЖКХ арестована большая часть счетов - поступающие на них средства снимаются налоговиками в безакцептном порядке в счет долгов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Зашкаливает кредиторка - рассчитываться с подрядчиками нечем. Зарплата жилищникам выдается с задержкой. Да и зарплата невелика - в среднем чуть больше полутора тысяч рублей. Неудивительно, что квалифицированные слесари-сантехники, электрики потянулись на производство, как только задышали заводы. В ЖКХ - недокомплект кадров. Так что, хоть и непатриотично, но жилищно-коммунальное начальство подъему производства в стране, в отличие от своих соотечественников, не радуется.

Хватает и других проблем. Мало денег на ремонт лифтов - ежедневно в городе стоят на приколе 350-400. Наш тариф для населения на техобслуживание лифтов самый низкий в регионе - 50 процентов. А в Кемерове, например, жители оплачивают все 100 процентов, и проблемы лифтов в городе просто не существует.

Самый низкий на сегодня по России и действующий в Новосибирске тариф на услуги по вывозу ТБО. Он утверждался еще в 1998 году, причем на базе расчетов предыдущего, 1997 года. В результате в МУП «Спецавтохозяйство», которое освобождает от мусора наш огромный город, сегодня сложное финансовое положение. Через два года из 82 мусоровозов останется 16. Остальные, отработавшие свой срок, по-хорошему, нужно будет списывать. Но где взять деньги на новые? Впрочем, уже сейчас 55 процентов всего машинного парка «Спецавтохозяйства» работает сверх нормативного срока.

Ветшают дома и коммуникации. Горожане ропщут из-за отключений горячей воды, ремонтники с весны до осени не вылезают из раскопанных теплотрасс. А что делать! Трассы, особенно бывшие ведомственные, - порой просто проржавленная труха. Между прочим, года через 2-3, предрекают ученые, если не принимать мер, по стране может прокатиться волна техногенных катастроф. Всему же есть предел.

Такова сегодня ситуация. И решение региональной энергетической комиссии ставит городскую власть перед необходимостью уменьшить из бюджета дотации населению на оплату жилищно-коммунальных услуг. Мера непопулярная, но мы, жители города, должны понимать - единственно возможная. Все необходимые расчеты сейчас ведутся финансистами мэрии.

При этом власть, как и раньше, исходит из того, что малообеспеченные горожане должны быть защищены максимально - для них сохраняется система субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Уже сейчас 120 тысяч новосибирцев получают субсидии, а 425 тысяч, то есть практически каждый третий горожанан, имеют льготы.

Конечно, огромную дыру в бюджете лишь за счет пересмотра тарифов на услуги ЖКХ не закрыть. Поэтому работа по экономии и оптимизации расходов, поиску дополнительных доходов должна вестись по всем направлениям районными администрациями, всеми подразделениями мэрии, муниципальными организациями и предприятиями. Этого еще раз потребовал на последнем заседании президиума мэрии мэр Владимир Городецкий. Мелочей здесь нет, важно все - работа с предприятиями-недоимщиками, более эффективное использование муниципального имущества, городской земли, вывод доходов «из тени» на потребительском рынке и т. д. Город сейчас в трудном положении, и его благополучие зависит от всех нас.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: