Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Очередная программа бездеятельности

17.08.2001
Опубликован очередной «План мероприятий по восстановлению и развитию жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области в условиях его реформирования и социальной защите населения на 2001 год».

 Не далее, чем в начале августа в N 141 «Советской Сибири» был опубликован очередной «План мероприятий по восстановлению и развитию жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области в условиях его реформирования и социальной защите населения на 2001 год». К сожалению, настоящий документ не выносился на обозрение или утверждение областного Совета депутатов, я его увидел только в газете, не мог высказать своего отношения к намеченным мероприятиям раньше. А вот отношение к проблеме высказывал неоднократно, более того, полтора года назад я передал в администрацию области, в областной Совет и в мэрию «Предложения по разработке программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области». Но обсуждать или комментировать мои предложения нигде не сочли нужным, молча проглотили и не проявили заинтересованности или любой иной реакции. И вдруг выясняется (вообще-то это самое «вдруг» было ясно определено с 1997 года, с выхода «Концепции реформ жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации»), что без преобразований не жить, надо что-то делать или хотя бы сделать вид, что делаешь. И появляются разработки в виде планов мероприятий на оставшиеся пять месяцев текущего года, на которые рассчитывать как на работающие не приходится.

Я не могу и не хочу оставаться в стороне от столь «глобального» подхода к большим переменам в существовании всех жителей Новосибирской области за четко ограниченный срок времени. Жаль, конечно, что год на исходе, а мы только узнаем, что намечены преобразования, надо успеть их сделать до конца года, и это уже попахивает штурмовщиной. Но, может, на то и расчет? Что мы не все и не всё позабыли: штурмовщину и сверхурочный труд, перевыполнение заниженных норм в несколько раз и благодарности с Почетными грамотами при каждом удобном случае, даже премии для руководителей. Что мы, замученные своими жилищными проблемами, свято поверим в заинтересованность соответствующих департамента и служб областной администрации в улучшении нашего быта и благосостояния и проникнемся уважением к их новому документальному творению.

Мы, безусловно, помним многое, в том числе и обилие планов мероприятий, выступлений, жующих одну и ту же жвачку похожих слов и речевых оборотов, не приводящих к деятельности, а обозначающих полное отсутствие таковой. Но вот этот План мероприятий, утвержденный постановлением N 662 от 18.07.2001 г. главы администрации области, стал явным шедевром чиновничьего бумаготворческого мастерства и достоин не только напечатания в газетах, но и соответствующего места в специальном музее. Может, и впрямь надо создать такой музей, «чтобы другим неповадно было»? В свое время царь Петр Первый давал своим боярам высказаться прилюдно, «чтобы дурь каждого видна была». Очень похоже, что губернатор Виктор Толоконский руководствовался такими же высокими соображениями, дав чиновникам областной администрации возможность в полной мере проявить свои «таланты» при составлении Плана мероприятий, - уж слишком хорошо в последнем просматривается «переливание из пустого в порожнее». А нам, чтобы увидеть бездеятельность, прикрытую длинными словами, не надо ни особой подготовки, ни специального образования, разве только понадобится терпение, чтобы прочитать сей труд хотя бы до половины.

Это же сколько надо было пыжиться и придумывать наименования мероприятий, чтобы наполнить документ, который никогда не станет ни руководством к действию, ни помощником в работе жилищно-коммунальных подразделений муниципальных образований. И если кто-то действительно занимался подготовкой этого документа, то неужели нельзя было открыть программные документы правительства, прислушаться к действительности и изложить сложившуюся ситуацию, предложить новые подходы, наметить действия, определяющие изменения, а не описывать отдельные моменты своей ежедневной текущей работы?

Когда объявляется, что нужно «провести инвентаризацию взаимной задолженности бюджетов и предприятий-поставщиков», а также «инвентаризацию основных фондов и запасов материально-технических ресурсов», то возникает вопрос: а что, до сих пор никто не знал, что имеет на балансе, на складе и в гараже? А свои долги и должников каждый руководитель не должен знать как «Отче наш»? Впрочем, как раз молитву сегодня знают единицы, но любой хозяин должен знать свое владение, либо он заведомо плохой хозяин. Рачительный руководитель в любую минуту назовет свои обязательства и запросы, а учет погрешности амортизации не стоит того, чтобы ради него записывать отдельные мероприятия.

Далее «по плану» следует намерение «провести анализ дебиторской задолженности населения» с целью выделения её видов, переговоры с кредиторами по реструктуризации оставшейся кредиторской задолженности предприятий, но разве это не текущая работа? Какое отношение имеют каждодневные обязанности к восстановлению и реформированию жилищно-коммунального хозяйства? Или эти работы не делаются вообще, либо были забыты на долгие годы? Так чем же занимались жилищники областных подразделений все эти долгие годы разрухи? Сидели и наблюдали, как разваливается хозяйство, периодически выезжая с проверками и ревизиями «на периферию»? Например, ко Дню рыбака можно съездить в Чановский район за замечательной пелядью, а на Ивана Купалу лучше в Ордынский, ближе к Обскому морю. Опять же грибы под Тогучином... Наверное, в программу инвентаризации и проведения «ревизии соблюдения законодательства по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг» такие выезды впишутся отлично?

Мы знаем, что основные цели реформы ЖКХ, предлагаемые правительством: переход этой сферы на рыночные принципы хозяйствования, усиление мер социальной поддержки низкодоходных категорий граждан и создание условий для обеспечения стандартов качества проживания. В плане мероприятий таких целей не усматривается.

Очевидно, следовало бы вспомнить о формировании цивилизованных конкурентных отношений, рационализации потребления ресурсов, повышении качества услуг при снижении их стоимости. Учитывая изменения отношений в правах собственности на жилые помещения, необходимо уделить максимум внимания созданию условий для реализации прав собственников (напоминая им об обязанностях!) по управлению жилищным фондом. При всей сложности комплексного подхода к преобразованиям в жилищной сфере, нельзя забывать о дополнительной подготовке своих работников, а не только «изучать вопросы привлечения общественности и централизации доходов», как записано в мероприятиях. Скоро изучать вопросы будет некому, старые (по стажу!) жилищники уйдут, а вновь пришедшие ни старых методик не могут знать, ни к новым подходам не готовы. Мероприятие «активизировать процесс формирования товариществ собственников жилья» вообще вызывает более чем сомнение, так как активизировать можно то, что находится в действии, а настоящий процесс не существует, он умер. Причем умер, не родившись, как не нужное в нашем областном жилищно-коммунальном хозяйстве дитя. В Новосибирске объединениям домовладельцев несладко. А в области им просто нет жизни, создаются всяческие барьеры от незнания либо от боязни приобрести на своей территории неуправляемых «инакомыслящих».

Интересен сам порядок действий, предлагаемый Планом мероприятий: вначале «ввести 100-процентную оплату в третьем квартале 2001 года», а уже после этого «провести на предприятиях ЖКХ технологическую и экономическую экспертизу тарифов на жилищно-коммунальные услуги и разработать план мероприятий по сокращению непроизводительных затрат до конца 2001 года». Хотя логика подсказывает, что действия должны быть произведены в обратной последовательности. Даже если все мероприятия ведутся параллельно во времени, будут неувязки и возможно нарушение прав потребителей. Злоупотребление скрытыми механизмами формирования тарифов для населения становится повсеместным, и получается, что большие областные начальники своими документами её поощряют.

Если же вернуться к вопросу социальной защиты населения, дальше проведения ревизий начисления льгот и предоставления расчетов в Министерство финансов России на выделение средств субсидий фантазия разработчиков Плана мероприятий вообще не продвинулась. Хотя существуют еще направления системы обязательного страхования жилья, обеспечения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, есть варианты социального партнерства и сотрудничества, жилищных сбережений и замены гражданам жилья в пределах социальной нормы.

Из предлагаемого Плана мероприятий следует только одно: существующий Комитет ЖКХ администрации области расформирован не будет (я отнюдь не призываю к роспуску, а констатирую факт), вся текущая работа будет потихоньку, ни шатко и ни валко выполняться, но есть возможности и намерения поменять вывески на кабинетах и пересмотреть штатное расписание. В самом комитете, в жилищной инспекции области, потом еще проанализировать расходы по содержанию административно-управленческого персонала и подготовить «мероприятия по оптимизации структуры управления предприятия», что само по себе вселяет неукротимый оптимизм и обнадеживает, что уж эти мероприятия будут еще изобретательнее и достойнее увековечения в музейных витринах. Следующим действием будет издание аналогичных Планов на местах, и на этом преобразования закончатся. А как же быть с восстановлением и развитием жилищно-коммунального хозяйства?

Николай. МОЧАЛИН, депутат
областного Совета, директор ЗЖБИ-4
Резонанс
Новости
Комиссия по реализации контрольно-надзорной реформы в Новосибирской области будет создана под непосредственным руководством врио губернатора Андрея Травникова. Об этом руководитель региона сообщил 15 декабря по итогам встречи с министром РФ по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым в рамках его рабочей поездки в Новосибирскую область.
Роман Бобров стал новым главой Барабинска Новосибирской области. За кандидатуру бывшего заместителя главы города 15 декабря проголосовали больше половины присутствующих депутатов на сессии городского совета.
15.12.2017 ТРАНСПОРТ
В начале недели в Бердске появился первый автобус, оборудованный для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья. Он снабжен специальным подъемником для инвалидов-колясочников.
Калорийность рациона новосибирцев стала рекордно высокой с 2003 года. Она достигла 2675 ккал по итогам прошлого года, подсчитал Росстат. Молодежь не может устоять перед колбасой и шоколадом, а старшее поколение балует себя бужениной и ягодами.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников подписал распоряжение об освобождении Юрия Прощалыкина от временно замещаемой должности заместителя губернатора по собственному желанию. Распоряжение подписано 15 декабря.
Новые банкноты номиналом две тысячи рублей появятся в обиходе новосибирцев уже до конца этого года. Центробанк начал поставлять в регионы купюры, выпущенные еще в начале октября.