Новосибирск 1.8 °C

Кто построит жилье для народа?

17.08.2001 00:00:00

 Право на жилище - фундаментальное право человека, зафиксированное в Основном Законе Российской Федерации: «...Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату» (статья 40 Конституции РФ). Именно с уяснения этого положения Конституции необходимо начинать разговор о жилищных проблемах. Обеспечение граждан жильем - обязанность государства! Вся властная вертикаль государства снизу доверху обязана заботиться о жилье для всех граждан: тем, кто способен строить своими силами, - создавать для этого условия, тех, кто не может себе этого позволить, - обеспечивать жильем бесплатно. Иного не дано - живем мы в таких природных условиях, где большую часть года жизнь под открытым небом несовместима с жизнью. Как воплощается в жизнь наше фундаментальное право и как наша «властная вертикаль» выполняет одну из своих важнейших обязанностей?

Исторический опыт нашей страны доказывает, что обеспечить жильем основную массу нуждающегося населения может только массовое строительство на индустриальной основе. До 1990 года Новосибирск располагал достаточной базой стройиндустрии, в которую входили несколько заводов крупнопанельного домостроения, с десяток кирпичных заводов, четыре завода железобетонных изделий и завод строительных машин. На конец 80-х в городе сдавалось ежегодно до 700 тыс. кв. м жилья. Да, этого не хватало для сокращения очереди на получение квартир. Но микрорайон сдавался за микрорайоном, и надежда на получение жилья, пусть и через десять лет, у людей была.

С какими результатами мы завершили первое десятилетие «реформ»? По официальным данным, в 2000 году в Новосибирской области введено в строй 323,9 тыс. кв. м жилья, что составляет 72% от объемов 1999 года. В 1999 году было введено 452,1 тыс. кв. м, что, в свою очередь, составило 91% от показателей 1998 года («Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов» N 5 от 2 февраля 2001 года). Явное замедление темпов жилищного строительства налицо. В 2000 году построено 4,2 тыс. квартир. Однако не известна статистика распределения вводимого жилья по категориям элитного и социального. Можно уверенно предположить, что в Новосибирске строится больше дорогих квартир. Подтверждением может служить возрастание удельного веса кирпичных и каменных домов за счет сокращения доли крупнопанельного домостроения (с 55,9% в 1991 году до 43,7% в 1997). Мощная индустрия крупнопанельного и крупноблочного домостроения, способная решать задачи массового строительства, в своем прежнем виде оказалась невостребованной.

Другая статистика. По официальным данным, среднедушевые номинальные денежные доходы за 2000 год сложились в сумме 1303 руб. в среднем за месяц и увеличились по сравнению с соответствующим периодом 1999 года в 1,3 раза, в реальном выражении - на 3% («Ведомости» N 5 от 2.02.2001). В то же самое время, за период с 28.06.2000 года по 28.06.2001 года средняя цена квадратного метра жилья на риэлтерском рынке Новосибирска возросла с 5,4 тыс. руб. до 9,7 тыс. руб. Некоторыми категориями жилья, в частности однокомнатными квартирами и вообще типовыми квартирами, по всему городу успешно преодолен рубеж в 10 тыс. руб. за квадратный метр (журнал «Недвижимость» N 26 от 8.07.2001 года). Теперь сравним. «Увеличение денежных доходов в реальном выражении» на 3% и столь же реальный рост цены квадратного метра жилья почти в два раза! Это означает только одно - способность населения к приобретению жилья на рынке за счет собственных средств стремительно уменьшается. Это подтверждается статистикой ввода жилья индивидуальными застройщиками: в 2000 году ими введено в строй 92,5 тыс. кв. м, что составляет 87% от показателей 1999 года (106,8 тыс. кв. м, 107% к 1998 году) («Ведомости» N 5). За последний год люди стали строить меньше. Это неудивительно, если учесть, что, по оценкам специалистов, стоимость квадратного метра в современном так называемом «элитном» строительстве превышает рекомендованные стандарты в два, три и более раз. В первую очередь искусственное удорожание жилья определяется тем, что жилищная сфера стала полем деятельности многочисленных частных фирм. Строительство сплошь и рядом ведется при плохой организации производственного цикла с использованием дорогих малоэффективных строительных, теплоизоляционных и отделочных материалов.

Еще статистика. По данным облкомстата, в Новосибирской области самая высокая заработная плата и, соответственно, покупательная способность отмечена в 2000 году у работников финансовой системы и страховых компаний - 5614 руб. За ними по убывающей идут работники транспорта - 2213 руб., связисты - 2657 руб. и строители - 2273 руб. Ничтожно малым остается уровень зарплаты работников сельского хозяйства - в среднем 817 руб. Душевые доходы половины горожан не дотягивают до прожиточного минимума в 1347 руб. Социальная служба города зафиксировала за прошлый год прирост малообеспеченных на 40 тыс. человек и держит на учете 285,5 тыс. новосибирцев («Ведомости» N 14 от 6.06.2001 года). Вывод из этой статистики: поставленная в Федеральной целевой программе «Свой дом» задача снизить стоимость квадратного метра жилья до уровня двухмесячного среднего денежного дохода на душу населения не решена. Этому параметру соответствуют доходы только самой высокооплачиваемой категории граждан. Узок круг этих людей, страшно далеки они от народа!

На сегодняшний день в улучшении жилищных условий нуждаются 65 тыс. семей, из них 30 тыс. стоят в очереди на получение бесплатного жилья. За минувший год через администрации районов очередникам было предоставлено около двухсот бесплатных квартир и еще столько же по инвестиционным договорам, т. е. с оплатой на льготных условиях (за полцены и в рассрочку на несколько лет). Нетрудно подсчитать, что при сохранении нынешних темпов обеспечение жильем сегодняшних очередников растянется на 75 лет. В рамках программы «Социальное жилье Новосибирска и Новосибирской области» предполагается построить 20 тыс. кв. м жилья для очередников, в первую очередь бюджетников и жителей аварийных домов. Но ведь это тоже не более 400 квартир! Проблему они не решат.

Вывод очевиден, хотя и неприятен: за нарядными фасадами «элитных» домов скрывается углубляющийся кризис «социального» жилищного строительства. Кто же построит жилье для народа в условиях, когда бюджеты всех уровней пусты? Социальное жилье могут построить успешно работающие предприятия. Для меня, разумеется, ближе всего пример своего предприятия. Сибирская обувная компания «Вестфалика» за последние годы демонстрирует бурный рост производства. Каждый год в строй вступает новый завод. Стремительно растет численность трудового коллектива, уже перевалившая за 2000 человек. 7 августа у нас открылся новый овчинно-меховой завод с перспективой трудоустройства еще тысячи человек. Естественно, обостряется жилищная проблема. Мы просчитали, что способны строить по одному 200-квартирному дому в год. Генеральный директор «Вестфалики» М. В. Титов предварительно планирует решать эту проблему так: 50% стоимости жилья будет оплачивать предприятие, 50% работник будет выплачивать в течение десяти лет. Жилье будет распределяться по действующему законодательству через профсоюз. Обсуждается вопрос о строительстве общежития для молодых специалистов.

На недавнем совещании губернатор призывал: «Хотите привлечь и закрепить специалистов - стройте для них жилье!» Мы готовы строить! Наши планы получают одобрение на всех уровнях, но до той поры, когда заходит речь о конкретных действиях. Все согласны - для поддержки социального строительства власть должна использовать административный ресурс. Но в какой форме? Большую половину стоимости строящегося жилья составляет плата за землеотвод и коммуникации. Именно здесь кроется главный резерв удешевления, и пустить его в ход можно чисто волевым решением. Но как раз здесь нет взаимопонимания между властью и застройщиками. Например, городские власти хотели бы привлечь застройщиков к долевому финансированию систем водоснабжения и водоотведения. Застройщики с этим не соглашаются: нет уверенности в целевом использовании инвестируемых средств. К тому же за право аренды земельных участков мэрия взимает с каждой строительной организации от 2 до 7 млн руб. По самым скромным подсчетам, за год мэрия получает по этой статье до 90 млн руб. в год. Этой суммы вполне хватало бы на ремонт и развитие сетей водоснабжения и канализации, если бы все бюджетные средства расходовались по назначению. Депутатам надлежит разработать строгую систему контроля за расходованием поступающих средств.

С точки зрения застройщика, резервы очевидны, но власти предпочитают видеть их в другом месте. Постановлением N 416 от 14 мая 2001 года за подписью В. А. Толоконского образовано областное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства Новосибирской области под руководством С. Ф. Кибирева. Идея - вернуть в руки госвласти строительство элитных домов, а полученный на этом навар пустить на строительство социального жилья. Должен сказать, что ими избран самый длинный и кружной путь к достижению избранной цели. А на любом извилистом пути неизбежны неожиданности.

P. S. Недавно мне показали землянки, отрытые бомжами в лесополосе за Чемским кладбищем. Перекрытие из срубленных здесь же тополей, колченогий стол, явно притащенный со свалки, топчанчик из горбыльков... Печки, правда, уже нет - все же лето. Альтернатива? Грустно, конечно, но позитивных сдвигов и существенной помощи от властей пока не видно.

Владимир КОФТУНОВ, заместитель генерального директора
Сибирской обувной компании «Вестфалика»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: