Новосибирск 12.3 °C

Загадка захороненного младенца, возможно, будет решена в следующем году

23.08.2001 00:00:00

 «Сибирская Троя», «переворот в археологии», «ровесник Трои» - так в погоне за сенсацией описывают некоторые журналисты открытие сибирских археологов в Здвинском районе у озера Малая Чича. Разумеется, не стоит умалять значения этого открытия в научном мире: для Сибирского региона памятник играет не менее важную роль, чем Троя в аналогичный период в Азии. Но заметим, что Троя окончила свои дни задолго до появления этого городища, веке в 13-м до н. э. Эпоха, о которой идет речь, - это 8-7 века до нашей эры...

В Греции появились города-полисы, впервые были проведены Олимпийские игры, увидели свет поэмы Гомера. В 753 г. до н. э. был основан Рим. В Лидии начали чеканить первую в мире монету из сплава серебра и золота. В Европе враждовали между собой племена варваров. А в Западной Сибири на территории современного Здвинского района Новосибирской области на берегу озера Малая Чича основательно разместился древний протогород, равный по площади средневековому европейскому городу.

Традиционно возникновение российской цивилизации связывают географически исключительно с Прикарпатьем, устьями рек Днестра, Днепра, Буга. Свидетельства древних историков ясно дают понять, «откуда есть пошла земля Русская». Однако мало кто знает, что параллельно существовала неславянская цивилизация в Сибири. Местные бесписьменные народы не оставили следа в русской истории, зато стали предметом пристального внимания специалистов-этнографов и археологов. Памятников переходного от бронзы к железу времени, открытых в Западной Сибири в последние десятилетия, надо сказать, не так уж мало. Результаты их исследований позволили говорить о высоком развитии земледелия и металлургии и даже градостроения. Однако в Западной Сибири не встречалось аналогов «Чиче-1»(такое название получило городище как археологический объект) по масштабам и значению.

Такие выводы можно сделать уже после двух лет археологических исследований, проводимых российско-германской экспедицией под руководством новосибирского ученого, академика Вячеслава Молодина, и директора Евразийского отделения Германского археологического института, профессора Германа Парцингера. В раскопках приняли участие сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН, Германского археологического института, студенты НГУ и германских вузов, школьники Здвинска.

Памятник был обнаружен учеником Молодина Виктором Захом при прохождении разведкой по реке Каргат. В 1979 году Вячеслав Иванович провел там первые раскопки. Памятник изначально обещал хорошие результаты, но когда в 1999 году начались совместные исследования и был проведен геофизический мониторинг территории, все буквально ахнули: на магнитограмме проявились ряды домов, улицы, переулки. Оказалось, что часть памятника, которую было видно и невооруженным глазом, - примерно лишь одна пятая всей территории. Остальное долгие годы находилось под колхозной пашней.

Тогда-то и началось целенаправленное изучение «Чичи-1». Оно состояло из двух этапов исследования - геофизического и археологического. Вообще, следует сказать, что применение геофизических методов ново для России. В Сибири они использовались впервые. В 1999 году на Чиче работали немецкие специалисты из департамента геологической разведки и аэроархеологии Мюнхена. Ранее они имели наработки при исследованиях в Турции (Троя), Италии (Антика), Египте (пирамиды) и ряда археологических памятников в Германии. Позднее к работе подключились и российские геофизики.

На полученной магнитограмме были видны очертания городища, два оборонительных рва. Один из них внутренний: он выделяет на территории города «цитадель» - наиболее укрепленную его часть. Также можно было увидеть более сотни жилищных сооружений. Если представить, что в каждом доме жила семья, состоящая хотя бы из пяти-шести человек, можно сделать выводы о количестве населения.

Следующий этап - раскопки. Разумеется, копать 56 га никто не станет (да и надо ли?), поэтому были выбраны объекты в разных частях памятника.

В прошлом году перед археологами стояла задача выяснить, относится ли все, изображенное на магнитограмме, к одной исторической эпохе, или же это - различные поселения, существовавшие в разное время.

Среди обнаруженных находок были и узкодатируемые предметы, например, бронзовые ножи, так называемые «ножи с аркой на кронштейне», наконечники стрел листовидной формы. Они, во-первых, подтвердили первоначальную датировку памятника 8-7 вв. до н. э., а во-вторых, найденные в разных концах городища, позволили говорить о его хронологической однородности.

Однако найденные фрагменты глиняной посуды озадачили исследователей. Изделия относились к совершенно разным культурам. Получается, на территории памятника проживал не один, а несколько древних народов. Во всяком случае, это было смешанное население европеоидно-монголоидного типа, где превалировала европеоидность, объясняет В. Молодин.

Так выглядит древняя столица Сибири сегодня
 Большую часть керамики в этой части городища относят к так называемой гамаюнской культуре, которая существовала в северо-западном Прииртышье и Зауралье. Обнаружена была также посуда «с крестиками», обычно она встречается далеко на севере (атлымская культура), а найденые осколки крашеных горшков свидетельствуют о каких-то южных связях. Как эта посуда попала в Сибирь? Может быть, вследствие активных торговых отношений или межкультурных брачных союзов? Может быть, по какой иной причине? Это еще предстоит выяснить.

Вообще, этот нетривиальный памятник подкинул археологам не одну загадку. Например, вопрос номер два касается мощной оборонительной системы. От кого охраняли свой покой жители городища? Академик Молодин считает, что в это время происходило похолодание, которое привело к сильному заболачиванию на севере, очень много промысловых озер, где ловили рыбу, больше не могли эксплуатироваться. Значительная часть населения вынуждена была уйти с севера на юг. От этих людей и оборонялись жители «Чичи».

В раскопанных жилищах «цитадели» видны следы пожара. Похоже, это следствие осады. Большое количество разбитой посуды, кости на полу посреди жилища свидетельствуют о том, что эту часть поселения беда застигла врасплох. Покидали городище в спешке...

Куда ушли «чичинцы» ? Были ли атакованы, уничтожены?.. Вопросы, на которые пока нет ответов, добавили находки этого года. В раскопках на территории древнейшей части городища были найдены глиняные шары размером с бильярдные. Вряд ли древние люди играли в бильярд. Скорее всего, шары использовались в обороне, может быть, как метательные снаряды, а может быть, и в быту. Почему из глины? А камня в условиях Барабинской лесостепи не было. Весь камень привозился. И в этом году специалисты должны определить откуда.

Еще одна «находка» нынешнего сезона - зольник, проще говоря, свалка. В свою очередь, здесь нашли лицевую часть человеческого черепа. Академик Молодин не исключает, что это след каннибализма. Кстати, данные сибирской этнографии дают очень много тому подтверждений.

Помимо зольника открытием сезона можно считать и могильник, расположенный к северо-западу от городища. Вообще для переходного от бронзы к железу времени, в частности, для позднеирменской культуры, погребения фактически не известны. Умерших предпочитали предавать воздушному захоронению: оставляли на съедение диким животным и птицам. Только в одном из раскопанных погребений оказался целый скелет женщины. В остальных же найдены только части скелета. Можно предположить, что это так называемые «вторичные захоронения», связанные как раз с явлением каннибализма.

Что касается скелета найденной женщины, умершая лежала на правом боку в «скорченном» положении - позе эмбриона - головой на юго-восток. Так хоронили в ирменский период. Напомним, что в прошлом году также обнаружили погребение женщины 30-35 лет (как установили антропологи). Однако она лежала на спине с подогнутыми коленями, и, что удивительно, могила находилась не на территории некрополя, а в двух метрах от дома. Выводы относительно этих черт погребального обряда можно будет делать позднее.

Более всего ошеломило другое захоронение - младенца внутри жилища. Потом на другом раскопе еще и еще - в каждом раскопе по детской могилке. Можно строить предположения, выдвигать гипотезы в силу своей фантазии, но объективно сказать, с чем это связано, пока трудно. Эти новые загадки предстоит разгадать, возможно, в следующем сезоне.

...Закончился очередной археологический сезон. Городище, которое превращается летом в ПМЖ археологов, опустело - лагерь сняли. Смолкли песни у костра, погас и сам костер, не будет больше шумного посвящения, праздника немецкой кухни, студенческого бесшабашного веселья... до следующего лета.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: