Новосибирск 2.5 °C

Пилоты полетят без памперсов после реставрации вертолетов на Новосибирском авиаремонтном заводе

24.08.2001 00:00:00

И уж совсем ошеломил директор, сообщив «по секрету», что с «бегемота» можно сбрасывать крылатые и... баллистические ракеты. Потому-то к нам и тянутся клиенты со всего света

 Авиаремонтный завод родился в Новосибирске 60 лет назад - во время войны. Сначала были ремонтные мастерские, а сейчас это одно из ведущих предприятий в России своего профиля. Заказы новосибирцам поступают из Казахстана и Узбекистана, Китая и Монголии, Вьетнама и Перу, из всех тех десятков стран, где летают наши вертолеты. Не так давно на заводе выполнили суперзаказ - провели реконструкцию и модернизацию вертолета для президента Судана.

- Обычно схема сотрудничества заключается в следующем, - говорит генеральный директор предприятия Владимир Костин. - Бригада наших специалистов вылетает в страну-заказчик, на месте вертолет разбирается, затем его транспортируют в Новосибирск. Здесь проводится капитальный ремонт, замена узлов и деталей, сборка и летно-эксплуатационные испытания. После этого, опять же в разобранном виде, вместе с бригадой вертолет отправляется к заказчику. Однако повседневная жизнь завода, его будни состоят из обычного ремонта вертолетов Ми-8, Ми-10, огромных Ми-26 для гражданской авиации, пожарных и МЧС, пограничников и Министерства обороны. Если раньше, до перестройки, предприятие «лечило» до 30 машин в месяц, то в настоящее время только 5-6. Зато удалось сохранить высококлассных специалистов, способных выполнить заказ любой сложности. Потому-то к нам и тянутся клиенты со всего света, зная наши преимущества перед другими: умеренная стоимость работ, надежность и высокое качество.

Директор, вероятно боясь сглазить, вскользь сказал также о планах дополнительного расширения предприятия с тем, чтобы взяться за ремонт самолетов Ан-2, Ан-24, Ан-26.

В ангаре авиапредприятия тесно, не разбежишься, аккуратно в ряд стоят несколько машин. Владимир Викторович с гордостью показывает уникальную модификацию вертолета Ми-10. Это единственный, как он говорит, вертолет в мире с такими характеристиками - кран-монтажник. Его уникальность в том, что с помощью подвески и автономной кабины, расположенной под фюзеляжем, можно не только перемещать грузы по воздуху, но и из него же монтировать конструкции. Эта красивая машина принадлежит тюменским нефтяникам, но применялась и в Новосибирске на некоторых объектах, в частности, на восстановлении трубы трикотажной фабрики. Сейчас идет восстановление этой машины.

Ми-26 похож на гигантского бегемота. Мощность его турбин равна табуну, в котором 22 тысячи лошадиных сил. Он способен поднимать 20 тонн груза и подниматься на высоту более 6000 метров. Можно, конечно, и выше, но зачем? С этой машины может десантироваться взвод десантников вместе с боевым БТРом. И уж совсем ошеломил директор, сообщив «по секрету», что с «бегемота» можно сбрасывать крылатые и... баллистические ракеты.

У завода, разумеется, тесные партнерские связи с вертолетным КБ им. Миля. И неудивительно, что специалисты-конструкторы, вместе с их дочерним московским предприятием «Пластавиа» доверили новосибирцам освоить новую технологию отделки вертолета Ми-8 под салон повышенной комфортности VIP-класса.

Салон что надо, а проще говоря - VIP! Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 Те, кому доводилось летать на вертолете, знают, что, помимо неоспоримых положительных сторон (мобильность, компактный взлет и посадка), он имеет такие отрицательные качества, как выматывающая вибрация и сильный шум. С вибрацией специалисты в последнее время разобрались - в машине стало спокойнее, особенно во время полета. А вот с шумом двигателя сложнее. И если пилоты защищаются от него с помощью наушников, то пассажирам не спрятаться, не скрыться. До недавнего времени салоны пассажирских вертолетов отделывали наборными конструкциями, деталями из дерева и легких металлов. Спецы

«Пластавиа» решили применить новый для российских машин материал - легкие и изящные сотовые стеклопластиковые панели. Они способны значительно увеличить звуко- и шумонепроницаемость, так что в салоне можно не напрягаясь разговаривать, слушать музыку без наушников и смотреть видео.

Для внедрения новой технологии был избран Ми-8, принадлежащий «Норильскому никелю». Вертолет уже реконструирован и подготовлен к сдаче заказчику. Он во многом необычен и отличается не только внутренней обшивкой. Два топливных бака вынесены за пределы салона и находятся, как и другие, по внешним сторонам корпуса, за счет чего салон стал более вместительным. Сейчас он приобрел вид небольшой уютной комнаты с мягкими креслами-диванами, столиком, кондиционером, гардеробом и... туалетом.

Со смехом рассказывали, как когда-то, после очередных испытаний Ми-26 на время и дальность полета, у экипажа спросили: «Что для вас было самое сложное?» На что командир ответил - отсутствие туалета. И на самом деле, мужикам было проще справиться с проблемой. А женщинам, которые восемь часов испытывали вертолет на прочность, пришлось дополнительно испытать и себя - открывать люк в центре огромного салона, предназначенный для подвески, и держать друг друга за руки. Говорят, дуло страшно, но никто не заболел.

Короче говоря, авиаремонтники и себе к празднику, Дню авиации, и заказчику сделали неплохой подарок: машина и внутри смотрится замечательно, и снаружи словно яркая игрушка.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: