Деталь самолета, похоже, от колонки рулевого управления |
«Продукты кончились все. Съели последнюю кашу «Быстров» с дыней. У нас остались только шишки... Но надежда нас не покидает. Хорошо, хоть с погодой повезло - тепло и сухо». - Слова никак не вязались с веселым голосом и улыбкой. Женщина на видеозаписи явно была оптимисткой. Ей и ее спутнику предстояло еще больше двух суток выходить из гор и лесов, питаясь одними кедровыми орехами. И все-таки она донесла шестикилограммовую алюминиевую штуковину от американского самолета. Но начнем сначала.
Наша газета сообщала в июле об экспедиции, организованной отделом по делам молодежи администрации Ленинского района на поиски упавшего в горах Кузнецкого Алатау американского самолета «А20-Бостон». Случилось это в годы войны - в 1943-м, когда в рамках союзнической помощи по антигитлеровской коалиции с Аляски через Сибирь советскими летчиками перегонялись американские бомбардировщики. Один из них потерпел крушение. Найти машину, перевезти в Новосибирск, может быть, восстановить, выяснить судьбу летчиков и их имена - такую цель поставили энтузиасты: руководитель клуба «Взлет» Валерий Колобов и его единомышленники из патриотического центра «Пост N 1» и туристско-спортивного центра «Панда». Десять человек отправились в путь седьмого августа. Инструктор из «Панды» Геннадий Злобин и инженер, когда-то активная туристка с завода НВА Екатерина Кособокова присоединились к экспедиции за день, скажем так, неожиданно. Отказался ехать оператор - вот их и взяли. Но именно они первыми и нашли место падения «Бостона» и то, что от него осталось. Впрочем, что видели остальные, мы еще не знаем. В среду, 22 августа, пришла телеграмма от руководителя основной группы: «...были, все в порядке, задерживаемся на три дня». Я разговаривала с Геннадием Алексеевичем Злобиным на второй день после возвращения, во вторник, 21 августа, когда основная группа экспедиции еще не вернулась. И вот что он рассказал.
Гора Зеленая. На ее склоне потерпел крушение «А20-Бостон». Геннадий Злобин... |
Путь до горы Тарскыл, высота которой 1400 метров, занял три дня. Один из них стал сплошным испытанием дождем, который, казалось, вот-вот кончится, но моросил бесконечно, так что путешественники вымокли с ног до головы, насквозь. Виды, запечатленные видеокамерой, потрясают необъятным первозданным простором - гряды гор теснятся полоса за полосой до синего горизонта. Вершины их действительно гольцы - каменистые, голые, разве какая-то сухая травка стелется. Ветер шумит, гудит, перекатывается - так записал трепещущий микрофон. Пики высоченных пихт. А кедры ближе к вершине становятся совсем низкими. Так что шишки те самые - для пропитания - наши искатели приключений срывали на высоте своего роста. Как и медведи, которые не ленятся повыше залезть на гору за кедровыми орешками. Следы их пребывания Злобин и его спутница видели не раз. В лесу - кущеря, бурелом, выше - ветер и холод, ночью бывало до плюс пяти-восьми, днем на солнце теплее. Геннадий Алексеевич говорит, что в иные дни чуть руки себе не отморозил, а Екатерина, бывалая туристка, запаслась перчатками.
...и Екатерина Кособокова первыми нашли место падения самолета |
Но, похоже, они были здесь не первыми. Не исключено, по мнению Злобина, что сюда могли прилетать вертолеты, может быть, военные - заметны места их стоянок. Наверное, ставили палатки, топили привозными дровами походные печки. Но когда они были и с какой целью? Также заметны и запечатлены на видео следы мощных тягачей. Опять же, по мнению Злобина, самолет, похоже, на высоте где-то 1100 метров врезался в склон горы и разлетелся на множество частей. К такому же предварительному мнению приходят специалисты из клуба «Взлет» после первого просмотра видеозаписи. Теперь надо подождать, что привезет основная группа экспедиции. Как чаще всего бывает в подобных поисках, загадки только множатся. Теперь дело за специалистами, их выводы впереди.
Часть воздухозаборника, найденная на месте катастрофы. |
И снова дорога - разбитая бывшая леспромхозовская. Километра через три нагнал их «КамАЗ» с прицепом, нагруженный бревнами с разобранных домов в Медвежково. На верхотуре из этих бывших домов и пришлось три часа трястись, рискуя свалиться на каждой выбоине, на обветшавших мостиках. Но добрались до райцентра Крапивино. А там водитель на «уазике» домчал до Кемерова. И повезло с поездом - отходил до Новосибирска через считанные минуты.
...Место гибели американского «Бостона» найдено. Но тайна пока не разгадана... Думаю, мы еще вернемся к этой истории.