Новосибирск 2.9 °C

Место гибели самолета найдено, но тайна осталась

24.08.2001 00:00:00

Деталь самолета, похоже, от колонки рулевого управления

 «Продукты кончились все. Съели последнюю кашу «Быстров» с дыней. У нас остались только шишки... Но надежда нас не покидает. Хорошо, хоть с погодой повезло - тепло и сухо». - Слова никак не вязались с веселым голосом и улыбкой. Женщина на видеозаписи явно была оптимисткой. Ей и ее спутнику предстояло еще больше двух суток выходить из гор и лесов, питаясь одними кедровыми орехами. И все-таки она донесла шестикилограммовую алюминиевую штуковину от американского самолета. Но начнем сначала.

Наша газета сообщала в июле об экспедиции, организованной отделом по делам молодежи администрации Ленинского района на поиски упавшего в горах Кузнецкого Алатау американского самолета «А20-Бостон». Случилось это в годы войны - в 1943-м, когда в рамках союзнической помощи по антигитлеровской коалиции с Аляски через Сибирь советскими летчиками перегонялись американские бомбардировщики. Один из них потерпел крушение. Найти машину, перевезти в Новосибирск, может быть, восстановить, выяснить судьбу летчиков и их имена - такую цель поставили энтузиасты: руководитель клуба «Взлет» Валерий Колобов и его единомышленники из патриотического центра «Пост N 1» и туристско-спортивного центра «Панда». Десять человек отправились в путь седьмого августа. Инструктор из «Панды» Геннадий Злобин и инженер, когда-то активная туристка с завода НВА Екатерина Кособокова присоединились к экспедиции за день, скажем так, неожиданно. Отказался ехать оператор - вот их и взяли. Но именно они первыми и нашли место падения «Бостона» и то, что от него осталось. Впрочем, что видели остальные, мы еще не знаем. В среду, 22 августа, пришла телеграмма от руководителя основной группы: «...были, все в порядке, задерживаемся на три дня». Я разговаривала с Геннадием Алексеевичем Злобиным на второй день после возвращения, во вторник, 21 августа, когда основная группа экспедиции еще не вернулась. И вот что он рассказал.

Гора Зеленая. На ее склоне потерпел крушение «А20-Бостон». Геннадий Злобин...
 ...Гора Зеленая, на которой предположительно разбился самолет, находится на территории заповедника «Кузнецкий Алатау» со строгой охранной зоной, в некоторых местах шириной до сорока километров. Охранники с карабинами зорко стерегут свои владения, населенные маралами, медведями, а в реках хариусами. В поселке Белогорск пришлось договариваться с администрацией заповедника, пустили на его территорию на один день. Довезли до кордона, откуда экспедиция направилась по реке Кия на своих трех катамаранах. После ночевки на следующем кордоне Федоровский было принято тактическое решение - разделиться, послать вперед разведку. Основная группа поплыла дальше по Кие, чтобы из поселка с одноименным названием отправиться до горы Зеленой. Разведчики Злобин и Кособокова, высадившись на берег, пошли иначе - сразу через невысокий хребет до горы Большой Тарскыл и далее до Зеленой. Этот путь и запечатлен на видео, кадры комментировал Геннадий Злобин, кстати - заслуженный путешественник России, участник походов высшей категории сложности по Саянам и Алтаю.

Путь до горы Тарскыл, высота которой 1400 метров, занял три дня. Один из них стал сплошным испытанием дождем, который, казалось, вот-вот кончится, но моросил бесконечно, так что путешественники вымокли с ног до головы, насквозь. Виды, запечатленные видеокамерой, потрясают необъятным первозданным простором - гряды гор теснятся полоса за полосой до синего горизонта. Вершины их действительно гольцы - каменистые, голые, разве какая-то сухая травка стелется. Ветер шумит, гудит, перекатывается - так записал трепещущий микрофон. Пики высоченных пихт. А кедры ближе к вершине становятся совсем низкими. Так что шишки те самые - для пропитания - наши искатели приключений срывали на высоте своего роста. Как и медведи, которые не ленятся повыше залезть на гору за кедровыми орешками. Следы их пребывания Злобин и его спутница видели не раз. В лесу - кущеря, бурелом, выше - ветер и холод, ночью бывало до плюс пяти-восьми, днем на солнце теплее. Геннадий Алексеевич говорит, что в иные дни чуть руки себе не отморозил, а Екатерина, бывалая туристка, запаслась перчатками.

...и Екатерина Кособокова первыми нашли место падения самолета
 К горе Зеленой высотой 1300 метров подошли с севера 14 августа утром. На видеозаписи видны ее снежники под отлогими голыми боками. И слышно гудение ветра. Может быть, так же могуче-монотонно он гудел и в тот роковой день или, скорее всего, ночь, когда летели здесь крылатые машины. И вот почти 60 лет спустя мужчина и женщина исследуют склоны, продираясь сквозь так называемую березку - низкий, до метра высотой, кустарник, растущий сплошным заграждением. На видео Екатерина в перчатках с палкой в руках. Она первая нашла какую-то трубу, как потом выяснилось, для охлаждения. Потом Злобин обнаружил часть колонки рулевого управления самолета. Детально это еще предстоит выяснить специалистам. Они до темноты облазили территорию в радиусе до полукилометра - такой был разброс. Детали обшивки из гофрированного алюминия, закрылки, части кожухов, стабилизаторов, трубки, стойки. Удивительно, но металл за шесть десятилетий не утратил свой первозданный матовый блеск. Они сносили свои находки в одно место и фиксировали на камеру, на всех частях ясно видны номера: например, 4058313-G.

Но, похоже, они были здесь не первыми. Не исключено, по мнению Злобина, что сюда могли прилетать вертолеты, может быть, военные - заметны места их стоянок. Наверное, ставили палатки, топили привозными дровами походные печки. Но когда они были и с какой целью? Также заметны и запечатлены на видео следы мощных тягачей. Опять же, по мнению Злобина, самолет, похоже, на высоте где-то 1100 метров врезался в склон горы и разлетелся на множество частей. К такому же предварительному мнению приходят специалисты из клуба «Взлет» после первого просмотра видеозаписи. Теперь надо подождать, что привезет основная группа экспедиции. Как чаще всего бывает в подобных поисках, загадки только множатся. Теперь дело за специалистами, их выводы впереди.

Часть воздухозаборника, найденная на месте катастрофы.
 Но вернемся к первооткрывателям. На следующий день продолжать поиски было невозможно. Туча наплыла на гору. Туман стоял такой, что видно было чуть дальше вытянутой руки. К тому же и срок поджимал. С основной группой была договоренность - ждать до 14 августа, а потом спускаться. Туман спутал им все карты: обратный путь занял больше четырех суток. Шли вдоль реки. Два дня все пропитание - лишь вода из речки да орехи. Потом встретили рыбаков, те поделились - дали две буханки хлеба да банку тушенки. В село Медвежково добрались 19 августа во второй половине дня. Путешественники купили молока, творога, хлеба, тут же, на травке, и поели наконец.

И снова дорога - разбитая бывшая леспромхозовская. Километра через три нагнал их «КамАЗ» с прицепом, нагруженный бревнами с разобранных домов в Медвежково. На верхотуре из этих бывших домов и пришлось три часа трястись, рискуя свалиться на каждой выбоине, на обветшавших мостиках. Но добрались до райцентра Крапивино. А там водитель на «уазике» домчал до Кемерова. И повезло с поездом - отходил до Новосибирска через считанные минуты.

...Место гибели американского «Бостона» найдено. Но тайна пока не разгадана... Думаю, мы еще вернемся к этой истории.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: