Новосибирск 9.3 °C

Не так страшна реорганизация, как ее малюют

24.08.2001 00:00:00

 Первый автомобиль появился в нашем городе в благополучном 1912 году. А в 1926-м нэпман, или, как бы сейчас сказали, частный предприниматель, Сарычев вполне официально развозил благосостоятельных граждан на такси марки «Форд». Первые государственные такси появились у нас в 1938 году - четыре лимузина марки «М-1».

С тех пор новосибирский транспорт нельзя представить без этих машин, когда-то «Побед», «ЗИМов», «Волг», сегодня и «Жигулей», «Москвичей», но всегда - с приметными «шашечками» на крыльях. Общественный интерес к ним как-то поугас в последнее десятилетие, людей больше волновало состояние дел на муниципальном транспорте, обеспечивавшем массовые перевозки. Но намеченная властями города реорганизация двух таксопарков всколыхнула не только коллективы предприятий, но и многих горожан, давно уже и не пользующихся услугами таксомоторов. Что же заставило власти предпринять такой шаг? Истоки проблемы, как всегда, в прошлом.

ПАТП-5 было создано в середине 1950-х годов и состояло исключительно из такси. Производственная площадка в Октябрьском районе постепенно обросла административно-бытовым комплексом, теплой стоянкой на 550 машин, ремонтной зоной. Время шло, благосостояние советских людей неуклонно возрастало, соответственно росли и потребности: в 60-е, 70-е, 80-е годы «Волги» с шашечками не простаивали. Парк машин централизованно пополнялся Министерством автомобильного транспорта.

Но и город развивался. В конце 70-х от ПАТП-5 отпочковывается новое предприятие ПАТП-6, расположившееся на первых порах на улице Станционной. За несколько лет для этого таксопарка была создана новая производственная площадка на улице Доватора. Здесь под одной крышей разместились многоэтажная автостоянка на 600 «теплых» мест, ремонтная база с полным набором технологий, мойка.

В самые лучшие годы в обоих ПАТП насчитывалось 1450 машин, из них более 200 находились на линии постоянно, не имея даже места в теплом гараже. Машины эксплуатировались в две-три смены. Срок службы такси до 100-процентной амортизации исчислялся четырьмя годами, потом - списание. За этим всегда строго следила ГАИ.

Во второй половине 80-х советское правительство решило рассчитаться с Китаем по поставкам автомобилей и сократило снабжение отечественных таксопарков легковушками: все заводы работали на Китай. За пять лет количество новосибирских таксомоторов сократилось вдвое.

Потом, в девяностые, галопирующая инфляция, рост тарифов на перевозки, сокращение доходов у большей части населения резко снизили число потенциальных пассажиров такси. Этому способствовало и обогащение другой ее части: люди обзаводились собственными машинами. Появились у ПАТП конкуренты: безработица заставила бывших рабочих, инженеров, научных сотрудников освоить профессию Адама Козлевича. Сейчас они обзавелись лицензиями, создали частные предприятия, объединились.

Снижение количества пассажиров отразилось на доходах ПАТП и, в первую очередь, на заработной плате водителей. Они стали увольняться и уходить работать все в те же частные предприятия, становились личными шоферами «новых» русских. Министерство транспорта прекратило поставки машин в таксопарки. А ГАИ, за ним и ГИБДД с РТИ продолжали тщательно отслеживать процент амортизации таксомоторов. Ежегодно списывалось по 30-50 машин. Последний раз новые машины (три штуки) приходили в ПАТП-5 и 6 в конце 90-х: приобретались они на собственные средства предприятий.

Сегодня муниципальных легковых такси в Новосибирске 120 - в десять раз меньше, чем в годы процветания. Правда, парк ПАТП пополнился маршрутками - «Газелями» и рафиками: их около 190. Итак, чуть более 300 машин размещаются на площадях, способных вместить более тысячи...

По словам первого заместителя начальника управления пассажирских перевозок мэрии Игоря Синельникова, только на оплату водоснабжения, тепла и электроэнергии производственных площадей этих двух автотранспортных предприятий требуется ежегодно почти 2 миллиона рублей. А нужно еще закупать ГСМ, запчасти, ремонтировать помещения. Конечно, без внимания городских властей таксопарки не оставались. Но, согласитесь, если в городском бюджете выделяются средства на закупку автотранспорта, то приобретается в первую очередь автобус, троллейбус - машины, способные выполнять социальный заказ: перевозить пенсионеров, рабочих, бюджетников, ребятишек, студентов...

Таксопарки научились зарабатывать и на «прочих доходах» - оказывают различные услуги автолюбителям по техническому обслуживанию машин. Но пока работают себе в убыток: в год сумма потерь приближается к полутора миллионам.

Чтобы выйти из убыточности, руководство приняло решение создать муниципальное унитарное предприятие «Городское такси», которое предполагает слияние двух таксопарков. Что это дает?

Объясняет Игорь Синельников:

- Главная идея - сохранить производственную базу. И не только сохранить, но и развить, заработать средства для приобретения подвижного состава. На базе имеющихся производственных мощностей планируется создание технического сервисного центра, который будет заниматься техническим обслуживанием машин автолюбителей и предприятий (диагностика, все виды ремонта, покраска, мойка). Необходимое оборудование уже есть и в ПАТП-5, и в ПАТП-6. В «пятерке» есть возможность проводить даже ремонт иномарок. Кроме того, намечаем сдавать в аренду пустующие места на теплой автостоянке по договору на год. То есть будем зарабатывать деньги, покупать новые машины для своих таксопарков и снова завоевывать пассажиров. Опыт развитых стран показывает, что никакая сплошная автомобилизация не приводит к отмиранию такси. Эта услуга всегда востребована.

Самый болезненный вопрос при всякого рода реорганизациях: будут ли сокращения?

- Ни о каких увольнениях водителей речи быть не может: таксопарки в последнее время испытывают постоянный дефицит кадров. Например, только в ПАТП-6 из 62 такси марки «Волга» каждый день простаивают из-за отсутствия водителей 17 машин. Не хватает ремонтников и итээровцев. Перед нами, честно говоря, стоит прямо противоположная проблема: как зазвать на небольшую, по меркам автомобильной отрасли, зарплату водителей. Ведь даже «Газели» стоят без них. А мы хотим, чтобы машины снова начали работать в двухсменном режиме. Возможно, будут сокращения в административном аппарате. Конечно, останется один директор, один главный бухгалтер, один отдел эксплуатации. Но всем освобожденным будет предложена работа. Скорее всего, здесь же, но на другом участке, что потребует повышения квалификации и от бухгалтеров, и от слесарей. И вообще изменения отношения к труду. Нам нужны опытные высококвалифицированные кадры, мы приглашаем и молодежь. Кстати, реорганизация, в частности, перевод на новую систему оплаты труда дает возможность поднять зарплату нашим работникам. Так, проводимый в ПАТП-5 эксперимент позволяет водителям вполне официально зарабатывать по 6 тысяч рублей в месяц. Так что бояться реорганизации не следует.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: