Новосибирск 12.1 °C

Дороги будущего года

24.08.2001 00:00:00

 Нынешний год выдался для новосибирских дорожников более чем сложным. Но и в условиях затяжных дождей работа по строительству и содержанию дорог области не останавливается ни на день. Успешно трудится, к примеру, самая мощная подрядная организация ОАО «Новосибирскавтодор» - несмотря на все капризы погоды, плановые задания выполняются практически по графику. Есть, правда, и существенно сбавившие темпы работ: так, некоторые подрядчики пока что осваивают выделяемые областной администрацией средства всего на 25-30%. Впрочем, шансы выбраться из долговых ям у них есть - надо только собраться с силами хоть к концу рабочего сезона.

А пока дороги этого года строятся и содержатся, в штабе дорожной отрасли области начата разработка программы действий на 2002 год.

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук: «В эпоху застоя и перестройки дорожники области ежегодно вводили в строй до 300 километров автодорог. Сегодня финансовая ситуация региона не позволяет выйти на такие темпы - даже при том, что нынешняя областная администрация считает развитие дорожной сети области безусловным приоритетом. Поэтому сейчас как никогда важен выбор стратегии этого развития.

Что имеется в виду? Можно разбросать все средства мелкими суммами: там ввести полкилометра дороги в эксплуатацию, здесь отремонтировать сто метров... Потребности такого рода были, есть и будут. Но при такой, с позволения сказать, генеральной линии наш транспорт далеко не уедет - разве что до следующего ухаба».

В принципе, никто бы, конечно же, не возражал, чтобы вся сеть наших дорог была благоустроена по европейским стандартам. Жаль одно - при нынешней дорожной ситуации в области обеспечить персональным асфальтом каждую деревеньку не то что областного - российского бюджета не хватит. Поэтому именно сейчас важно содержать в проезжем состоянии то, что мы уже имеем.

Сергей Полещук: «К сожалению, и в будущем году мы не будем настолько богаты, чтобы осчастливить всех желающих. Тем более должна быть исключена ситуация недавнего прошлого, когда были заброшены или по-черепашьи ремонтировались такие ключевые для области трассы, как Новосибирск-Камень-на-Оби, Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий, Новосибирск-Карасук-Павлодар, в то время как лихими темпами строились второстепенные дороги, а то и вовсе спешно приводился в магистральный вид полевой проселок до места хорошей рыбалки.

Сегодня глава областной администрации Виктор Толоконский поставил четкую задачу для дорожников - определить приоритеты дорожного строительства с точки зрения интересов области. А область прежде всего должна быть заинтересована в опорной базе дорожной сети. И в ближайшие годы, мы считаем, деньги должны вкладываться именно сюда».

В отличие от частных инвестиций государственные деньги, на которые и осуществляется дорожное строительство, отнюдь не всегда должны обеспечивать сиюминутную прибыль или чьи-то сиюминутные пожелания. Речь идет прежде всего о стратегических расходах. Можно вспомнить строительство Транссиба, благодаря которому и вырос Новосибирск, - тогда, как известно, деревня Кривощеково не представляла никакого коммерческого интереса.

Сергей Полещук: «Среди дорожных объектов первостепенной важности, на наш взгляд, необходимо бросить основные финансовые ресурсы и технику на дороги, связывающие нашу область с окружающим миром. Реально, на мой взгляд, за будущий год пробиться до границы Алтайского края на трассе Новосибирск-Камень-на-Оби. Необходимо поддерживать высокие темпы строительства дороги Карасук - граница Казахстана, закрепляющей прямые торговые связи с ближним зарубежьем. Очень важны дороги на север области к нашим нефтяным месторождениям Северного и Кыштовского районов. И, конечно, базовые для опорной сети дорог два «окна» на восток - трассы на Томск и Ленинск-Кузнецкий».

Одновременно - и это очень важный аспект политики нынешнего руководства области - областные дорожники должны усилить помощь дорожному строительству в самом областном центре. Сегодня, что греха таить, можно со свистом промчаться от Омска до Новосибирска и отдать нашей мэрии душу на выбоинах улиц сибирской столицы.

Сергей Полещук: «Разумеется, эта часть программы тоже разрабатывается. Здесь два направления главных ударов: новая трасса Новосибирск-Толмачево, кратчайшим путем соединяющая федеральный центр с федеральной автодорогой «Байкал» и аэропортом, а также Ипподромская магистраль. При разумной концентрации сил и средств реально завершить оба этих ключевых объекта за пару лет, а затем наметить новые цели».

Потенциал новосибирских дорожников сегодня вполне достаточен для выполнения намеченных задач. Но и здесь есть свои резервы.

Сергей Полещук: «Когда-то, в минувшую финансовую эпоху, денег было столько, что ни один подрядчик не простаивал и без дела не оставался. Сегодня опять же время вносит коррективы. И здесь стоит подумать - а все ли у нас оптимально организовано?

С моей точки зрения, сегодня дорожник должен быть мобилен, как птица орел: сегодня его видят здесь, а завтра там. Построили объект, свернулись и перегруппировались на новое место. Да, с личной точки зрения, это, может, и не всегда удобно - но государственная точка зрения не обязана совпадать с личной».

Что мы имеем сегодня? Нередко сидят в какой-нибудь точке районного значения три маломощные дорожные конторы и стонут: нет работы, загрузите нас! А в нескольких сотнях километров работы может быть невпроворот - но это же пошевелиться надо.

Сергей Полещук: «В этой сфере не придумано ничего лучше естественного отбора по господину Дарвину. Деньги и объекты уже несколько лет распределяются по системе тендеров: доказал, что ты лучше, - получай работу! И с другой стороны, получил работу, но ее не тянешь - соответственно, или остаешься без денег, или без работы. Не осваивает подрядчик деньги - пересматриваем договор в сторону ужесточения. Сейчас пока мы применяем такие санкции по разным причинам реже, чем хотелось бы, но я думаю, что мы все равно придем к такой существенно более суровой системе. А при ней и самих подрядчиков жизнь заставит перегруппироваться в сторону выживания сильнейших или объединившихся - так это опять же на пользу общему делу».

Так что цели намечены - но работа продолжается. На очереди разработка стратегии дорожного развития уже до 2008 года: доживем - и про нее расскажем.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: