Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Наталия Раевская: «Стране нужны «длинные» деньги»

28.08.2001
Кредитовать в необходимых размерах российскую промышленность могут только крупные банки с государственным участием. При том условии, что их западным конкурентам доступ на наш финансовый рынок будет затруднен. Такое мнение за круглым столом в редакции «Профиля» высказала председатель Автобанка Наталия Раевская, которая недавно отметила 10-летие пребывания на этом посту.
Председатель Автобанка Н.А. Раевская

 Кредитовать в необходимых размерах российскую промышленность могут только крупные банки с государственным участием. При том условии, что их западным конкурентам доступ на наш финансовый рынок будет затруднен. Такое мнение за круглым столом в редакции «Профиля» высказала председатель Автобанка Наталия РАЕВСКАЯ, которая недавно отметила 10-летие пребывания на этом посту.

«Профиль»: - Наталия Алексеевна, сейчас много говорят о необходимости реформирования банковской системы. Насколько и в каких формах это необходимо?

Наталия Раевская: - Я хотела бы ответить на этот вопрос не только как финансист, но и как человек, пользующийся услугами банковской системы. У меня есть масса родственников, знакомых, которые относятся к банкам только как потребители. Поэтому когда мы говорим, что надо реформировать банковскую систему, то сразу возникает вопрос: для чего и для кого? Для страны это необходимо, чтобы наконец-то появились «длинные» деньги, которые можно было бы инвестировать в экономику. С другой стороны, обыкновенному потребителю нужна надежная банковская система, куда частный клиент может вложить свои средства и без проблем получить их обратно с процентами в установленный срок. Это две самые главные проблемы, которые должна решить реструктуризация банковского сектора. Кроме того, я бы выделила еще одно важное направление: предоставление всех видов банковских услуг на территории всей страны. Ведь на сегодня банки обслуживают в основном Москву, Санкт-Петербург и крупные города. А нужно, чтобы банковский сервис был доступен везде.

«П.»: - Бытует мнение, что банковской системы как полноценного сектора экономики в России вообще не существует.

Н.Р.: - Я так не считаю. Банковская система в России есть, более того, по моему мнению, она представлена вполне приличными крупными институтами. Кстати, реформа затронет в первую очередь банки с большим капиталом, которые могут инвестировать значительные средства в промышленность. Я приветствую тенденцию, которая складывается сейчас в стране, - на укрупнение больших банков с государственным участием. Они могли бы решать государственные задачи. Хотя я, как руководитель коммерческого банка, конечно, выступаю и за развитие частных структур. Мелкие институты тоже должны существовать, занимать свою нишу, решать посильные задачи.

«П.»: - Вы сказали про банки, способные решать задачи государственного уровня. Сколько их должно быть? Что это за банки?

Н.Р.: - На сегодня это прежде всего Сбербанк, ВТБ, недавно созданный Россельхозбанк.

«П.»: - Тут сразу возникает вопрос, активно обсуждаемый в последнее время: о необходимости разделения Сбербанка. Или как минимум лишения его фактической монополии на работу с частными вкладчиками. Ваше мнение?

Н.Р.: - Для российской банковской системы большим достижением является сохранение Сбербанка как единой структуры. На сегодня это единственный банк, который может обеспечить свое присутствие во всех регионах. Нам нужен Сбербанк именно в таком виде. У него более 40 тысяч отделений по всей стране. Построить такую систему очень сложно. Если же разваливать ее, то получится куча маленьких неуправляемых региональных Сбербанков. Мы работаем со Сбербанком еще с советских времен. И могу определенно сказать, что он очень изменился в лучшую сторону с тех пор. Другое дело, мне не всегда понятна его коммерческая деятельность. В том числе кредитная политика.

«П.»: - Необходимость кредитования промышленности, о которой вы сказали, - это ведь иными словами сформулированная проблема «длинных» денег. Почему банки, за исключением того же «Сбера», не дают больших кредитов на длительные сроки?

Н.Р.: - Во-первых, сроки возврата длинных кредитов - три-пять лет. Это довольно много, принимая во внимание, что сами банки являются заемщиками, привлекая деньги у населения. А люди открывают вклады на три или шесть месяцев. Впрочем, в последнее время наметилась тенденция вложения средств на более длительные сроки - год-полтора. Во-вторых, действительно, надежных заемщиков, способных вернуть деньги в срок, в промышленности пока довольно мало.

«П.»: - В последнее время - и мы уже писали об этом в прошлом номере «Профиля» - наметилась тенденция перехода крупных российских структур на обслуживание в западные банки, в частности, «Сибнефть» перевела часть своих счетов в Райффайзенбанк, «Мосэнерго» - в Ситибанк. Как вы оцениваете этот процесс?

Н.Р.: - Это серьезная проблема. Мы должны сохранить национальную банковскую систему. Но до тех пор, пока у нас не возникнет достаточно надежных банков, клиенты будут уходить к иностранцам. Если честно, меня очень настораживает такая тенденция. Например, у меня много знакомых, которые, выбирая финансовый институт, отдают предпочтение именно западным банкам. Не хотелось бы, чтобы мы пошли по пути страны, у которой основной капитал в банковской системе будет принадлежать иностранцам.

«П.»: - А это реально - российским банкам конкурировать с иностранцами?

Н.Р.: - Да, но при условии принятия соответствующих ограничений для деятельности западных финансистов. К примеру, в нашем законодательстве по страховому бизнесу записано, что компании с иностранным участием не могут заниматься перестрахованием за границей. Весь страховой капитал должен оставаться в России. В банковской сфере такого нет. На самом деле были попытки ввести ограничения на участие западного капитала в банковской системе страны, однако со временем они сошли на нет. В результате сейчас таких ограничений не существует.

«П.»: - А что нужно сделать для того, чтобы привлечь бизнесменов в реальный сектор? Ведь тогда и банки туда пойдут охотнее.

Н.Р.: - Я считаю, это задача государства - создать благоприятный инвестиционный климат в экономике. В первую очередь это относится к проблеме возврата кредита. Ведь сейчас предприятие получает от банка деньги и переводит их на другую компанию, третью и так далее. Обратно получить ссуду мы уже не можем, потому как первоначальный наш заемщик себя искусственно банкротит. Пока у нас нет закона, по которому можно привлечь за это к ответственности руководство компании, кредитование реального сектора будет проблематичным.

«П.»: - Прошло уже почти три года с августа 1998 года. Финансовый кризис пошел на пользу нашей экономике?

Н.Р.: - Однозначного ответа дать не могу. Эффект от кризиса действительно положительный. Другой вопрос, стоит ли достигать цели любыми средствами. Я так не считаю.

«П.»: - История не терпит сослагательного наклонения. И все же - что, по вашему мнению, нужно было делать, к примеру, в апреле 1998 года, чтобы избежать августовских событий?

Н.Р.: - На самом деле очень много людей, так или иначе связанных с банковской системой, с властью, прекрасно понимали, к чему приведет игра на ГКО, рост денежной массы. И задача государства была предотвратить этот кризис, проще говоря, не доводить ситуацию до такого состояния. И потом, курс доллара тогда составлял 6 рублей, всем было ясно, что нужно ослаблять рубль. Тогда бы у нас не было обвала национальной валюты за несколько месяцев с 6 до 24 рублей.

«П.»: - Бытует мнение, что кризис 1998 года был продуманным ударом по «олигархам»...

Н.Р.: - Я не совсем точно понимаю, что подразумевается под словом «олигарх». Есть понятия «собственник», «крупный собственник». Если говорить, что кризис был ударом по таким собственникам, то да, это действительно так. Были и те, кто решал свои проблемы за счет государства, - но они-то как раз от дефолта не пострадали, так как успели все сделать еще до августа. Что же касается тех крупных банков, которые лопнули, - не хочу называть их поименно, - то они-то в любом случае развалились бы. Вне зависимости от кризиса. Просто это могло бы случиться немного позднее.

«П.»: - А как вашему банку удалось выйти из кризиса?

Н.Р.: - Дело в том, что изначально мы формировали наш капитал исключительно «живыми» деньгами. Мы не вкладывали свои средства в покупку заводов, предприятий, работали в чисто кредитной сфере - чем, собственно, и должен заниматься банк. Когда многие банки активно играли на ГКО, мы старались особо не рисковать. И потом, с февраля по июль 1999 года мы взяли у ЦБ стабилизационный кредит. Причем основную часть кредита мы получили к июлю, когда уже сами поняли, что сможем выжить и собственными силами. Но, конечно, деньги ЦБ помогли нам выкарабкаться быстрее.

«П.»: - И тем не менее, когда в минувшем феврале Автобанк должен был вернуть ЦБ этот кредит, вы решили его пролонгировать. Почему?

Н.Р.: - Теоретически мы могли бы вернуть деньги ЦБ в этом году. Однако в таком случае мы не смогли бы развивать многие наши программы. Это прекрасно понимают и в ЦБ, поэтому и пошли нам навстречу.

«П.»: - Вы упомянули некие программы. Нельзя ли о них поподробнее?

Н.Р.: - Прежде всего это карточные программы, высокие технологии, в основном в регионах. У нас 28 региональных филиалов, у которых еще около 30 отделений.

«П.»: - При открытии отделений или филиалов на местах вы не испытывали препятствий со стороны местных властей?

Н.Р.: - Сейчас проще договариваться с местными властями. Это раньше у многих чиновников была иллюзия, что маленькие местные банки в состоянии решить проблемы всего региона. Однако обслуживание региона - это не только открытие магазина или ресторана, это предоставление качественных банковских услуг крупным предприятиям. А для этого у мелких банков просто нет средств.

«П.»: - Сейчас в регионах идет конкуренция между филиалами московских банков или же вы соревнуетесь с местными?

Н.Р.: - В основном с московскими. Что касается местных, то, по моему определению, местный - это банк, чей бизнес не выходит за пределы города. А с крупными региональными структурами мы, конечно, тоже конкурируем.

«П.»: - Многие крупные московские банки идут в регионы путем покупок мелких местных финансовых институтов. Вы планируете расширять свою филиальную сеть таким образом?

Н.Р.: - После кризиса 1998 года мы планировали купить сразу два региональных банка. Но сам процесс покупки - это такая канитель... Нам легче с нуля создать филиал в том регионе, где мы хотим развивать бизнес.

«П.»: - Изначально Автобанк создавался как банк автомобильной промышленности. Какие у вас сейчас отношения с предприятиями автопрома?

Н.Р.: - В 1989 году мы действительно создавались как банк развития автомобильной промышленности. Тогда считалось, что отраслевые банки будут заниматься проблемами отрасли. На тот момент у нас был огромный уставный капитал - 250 млн рублей при курсе 60 копеек за доллар. И если в самом начале мы работали со всеми автомобильными предприятиями, то потом выбрали несколько, с кем продолжали сотрудничать. Довольно быстро мы поняли, что один банк не может заниматься обслуживанием целой отрасли. И потом многочисленные банковские кризисы показали, что в качестве заемщика средств автомобильная промышленность банку не подходит. Точнее, не подходила тогда. На сегодня крупные автомобильные клиенты в нашем банке представлены только Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ). Нам принадлежит 13% акций предприятия. Сейчас эти бумаги находятся в залоге у ЦБ под стабилизационный кредит, о котором я уже говорила.

«П.»: - А какие заемщики вам подходят?

Н.Р.: - Торговые предприятия, пищевая промышленность, высокотехнологичные компании. Иными словами, нам интересны те сферы экономики, где проекты быстро окупаются - в течение полугода или года.

«П.»: - Металлургические предприятия входят в список желанных клиентов? Какие у вас отношения с компанией «Стилтекс» - трейдером «Северстали»?

Н.Р.: - В свое время мы кредитовали «Северсталь», а потом и «Стилтекс» - трейдера «Северстали». Потом «Стилтекс» стал трейдером металлургической компании «Носта». И мы уже кредитовали «Стилтекс» как трейдера «Носты». Причем у «Стилтекса» до сих пор есть наши кредиты.

«П.»: - А ипотечным кредитованием Автобанк занимается?

Н.Р.: - Пока нет. Хотя само по себе направление, может быть, и интересное.

«П.»: - У вас были случаи невозврата кредитов?

Н.Р.: - Были, конечно. Особенно после кризиса. Часть этих займов мы реструктурировали, часть - списали на невозвратные. Согласно банковскому отчету за 2000 год, у нас 1,6% просроченных кредитов от всего портфеля.

«П.»: - В последнее время на рынке прослеживается тенденция к очень тесному сотрудничеству банков и страховых компаний. Вы вот тоже являетесь председателем совета директоров крупнейшей российской страховой компании «Ингосстрах». Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве со страховщиками.

Н.Р.: - Наши отношения с «Ингосстрахом» начались еще в советские времена. Банк вообще страхует все свои операции. В самом начале нашей деятельности у нас был негативный опыт работы с подразделениями КамАЗа. Мы выдали им кредиты, предприятие обанкротилось. Поэтому сейчас мы обязываем наших заемщиков застраховаться, чтобы в любом случае деньги вернули. Поэтому страховая компания-партнер нам просто необходима. Это что касается нашего сотрудничества с «Ингосстрахом». Вообще же сейчас страховой бизнес становится настоящим. Население начинает страховать свое имущество. И банкиры понимают, что этот бизнес - один из источников привлечения «длинных» денег. Поэтому банки и приобретают страховые компании.

«П.»: - А вы планируете объединиться?

Н.Р.: - Нет, это не нужно, да и по законодательству это практически невозможно. И потом, у нас есть участие в капитале друг друга. Сейчас мы проводим дополнительную эмиссию, по которой пакет акций «Ингосстраха» может возрасти до 30% (сейчас - 24%). И Автобанку принадлежит такой же пакет акций в «Ингосстрахе».

«П.»: - Какие у вас еще акционеры?

Н.Р.: - Я бы назвала ЕБРР. Они зачастую выступают в качестве наших консультантов по тем или иным вопросам стратегии развития. Сейчас у них чуть более 4% акций банка. Мы надеемся, что со временем их участие в нашем капитале возрастет.

«П.»: - Совсем недавно французский банк Credit Agricole Indosuez арестовал активы НРБ на $200 млн за границей в счет неуплаченных форвардных контрактов. У Автобанка тоже есть неурегулированная задолженность перед французами?

Н.Р.: - Да, есть. Но мы в отличие от НРБ решили договариваться с Credit Agricole Indosuez. Французы прекрасно понимали, что наши проблемы связаны с кризисом, а не с плохой работой банка. Сейчас у нас идут переговоры, результатом которых вполне может стать участие Credit Agricole Indosuez в капитале Автобанка. Какой именно пакет акций мы можем предложить коллегам, пока говорить рано.

«П.»: - Председателем наблюдательного совета Автобанка недавно был избран Юрий Трушин, глава Россельхозбанка. Значит ли это, что между двумя банками будет развиваться тесное сотрудничество?

Н.Р.: - На сегодня мы можем предложить Россельхозбанку, пожалуй, только зарплатные схемы по карточным программам. А так мы не планируем активно заниматься сельским хозяйством.

«П.»: - Успех банка, в том числе его надежность - это чаще всего правильно выбранные отношения владельца и менеджмента. На ваш взгляд, какими эти отношения должны быть?

Н.Р.: - Я думаю, что от собственников менеджмент должен получить определенные полномочия, причем довольно широкие. В том числе и пакет акций в управление, например, блокирующий. Ведь менеджеры отвечают за развитие бизнеса, часто принимают более правильные решения, чем собственники, которым важнее получение быстрой прибыли. Про себя могу сказать: у нас нет противоречий с акционерами в выработке стратегии развития бизнеса.

Резонанс
Новости
Комиссия по реализации контрольно-надзорной реформы в Новосибирской области будет создана под непосредственным руководством врио губернатора Андрея Травникова. Об этом руководитель региона сообщил 15 декабря по итогам встречи с министром РФ по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым в рамках его рабочей поездки в Новосибирскую область.
Роман Бобров стал новым главой Барабинска Новосибирской области. За кандидатуру бывшего заместителя главы города 15 декабря проголосовали больше половины присутствующих депутатов на сессии городского совета.
15.12.2017 ТРАНСПОРТ
В начале недели в Бердске появился первый автобус, оборудованный для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья. Он снабжен специальным подъемником для инвалидов-колясочников.
Калорийность рациона новосибирцев стала рекордно высокой с 2003 года. Она достигла 2675 ккал по итогам прошлого года, подсчитал Росстат. Молодежь не может устоять перед колбасой и шоколадом, а старшее поколение балует себя бужениной и ягодами.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников подписал распоряжение об освобождении Юрия Прощалыкина от временно замещаемой должности заместителя губернатора по собственному желанию. Распоряжение подписано 15 декабря.
Новые банкноты номиналом две тысячи рублей появятся в обиходе новосибирцев уже до конца этого года. Центробанк начал поставлять в регионы купюры, выпущенные еще в начале октября.