Новосибирск 11.6 °C

С берегов Волги, с берегов сердца...

28.08.2001 00:00:00

К 60-летию депортации российских немцев
из их автономной республики на Волге

 Со времен Петра и Екатерины Россия гордилась этим щедрым, богатым и красивым краем. Немецкая республика, созданная на берегах Волги, во многом была эталоном и образцом экономического процветания, умелого хозяйствования на земле, высокой культуры.

Но грянула Великая Отечественная... В августе 1941 года по указанию Сталина Немецкая республика на Волге была разгромлена, а российские немцы подвергнуты безжалостной депортации.

Много лет минуло с той поры... И сегодня особенно интересно узнать, как сложились судьбы российских немцев с волжских берегов, как живут они в современной России.

Своими впечатлениями делится г-н Бернд Эберманн, представитель одной из самых солидных и уважаемых в мире правительственных организаций Германии GTZ («Общество развития»). С ним беседует журналист Александр Георгиади.

- Господин Эберманн, вы не единожды рассказывали мне, что более всего вас интересовала судьба тех волжских немцев, которых в их прошлой многотрудной жизни не сломила судьба, которые не утратили духовных и нравственных ориентиров, приобретенных ими на берегах Волги.

- Я всегда преклонялся перед людьми, которые живут не прошлыми бедами, лишениями и страданиями, а радуются каждому новому дню, работая не на прошлое, а на будущее.

- И какие из этих встреч наиболее запомнились вам?

- Особенно памятной для меня была встреча с одной бабушкой - российской немкой. Она из деревни под Красноярском, и ей далеко за 70. Ее отличал какой-то особый внутренний порядок, слаженность и целостность натуры. Она живет полнокровной и полноценной жизнью, в полном единении с людьми и природой. Она открыта для жизни, готова помочь любому и каждому, за все берется двумя руками. И огород, и сад, и красивый уютный домик с летней кухонькой в полном порядке, все ухожено, чисто, прибрано, светло. Все имеет свое место, гармонирует с остальным.

В ее дружной жизнерадостной семье - живое общение, юмор, хохот. А как живо и заинтересованно сопереживает она всему, что делается в экономике и политике. Ей буквально не терпелось все это обсуждать с нами, с дочерью, свекровью, детьми. Ее отличает врожденное чувство такта: об увиденном и услышанном говорит спокойно и вдумчиво, никого не ругая и не осыпая проклятиями. На все смотрит беспристрастным взглядом, с иной высоты, с позиций здравомыслящего и искреннего человека. Ее оценки отличались зрелостью и глубиной. С особым чувством вспоминаю, как весело и радушно приветствовали ее проходящие мимо сельчане. В деревне к ней относятся с явной симпатией, уважают как отзывчивого и мудрого человека. Чем-то она очень похожа на Г.А. Думрауф из областной организации российских немцев «Видергебурт» («Возрождение») - тот же напор, жизнелюбие, оптимизм.

- Да, этих людей не сломила депортация, не сломила трудармия - они остались людьми. А что вам рассказывала эта женщина из-под Красноярска о депортации?

- Вы знаете, даже вспоминая эти мрачные и страшные времена, она в первую очередь говорила не о бедах и невзгодах. Она рассказывала о тех веселых минутах, которые были тогда в ее жизни.

А судьба так жестока... После депортации она оказалась в трудармии на берегах Ледовитого океана. Никто из трудармейцев не знал ни языка, ни полуфеодальных обычаев северных народов, живших в тех местах. А условия жизни в трудармии были ужасающими. От зари до зари приходилось работать в рыболовецком совхозе. В сезон рыба подходила к берегам, и ослабевших людей часами держали в ледяной воде, заставляя ставить и вынимать сети. Когда сезон кончался, рыбу начинали солить. Соль безжалостно разъедала руки. Вы только подумайте: одни кости на руках от соли... И эта соль ценилась выше человеческой жизни. Не могу сказать, что тогда произошло. Это трудно восстановить по ее скупым, отрывочным рассказам... Кажется, дождь подмочил склад с солью, за которым она присматривала. За это ее чуть-чуть не подвели под расстрел. Спасли добрые люди - один бывший партработник, другой - врач, давший приют в лазарете.

И на этих суровых берегах были люди и нелюди, и те, кто имел доброе сердце, и те, которые стали зверьми. Там было и горе, и страдание, и шутки, и смех, и радость, и слезы, и каторга, и жизнь. Та самая жизнь, в которой всегда есть те, кто сохранил человеческий облик, всегда есть рядом хороший человек - за него и надо держаться. Не это ли помогло ей сохранить юмор, жизнелюбие и оптимизм? А еще и мощные духовные опоры, заложенные в немецкой республике на Волге - общечеловеческие и библейские ценности, сила духа, нравственная чистота. И, конечно же, уважение к человеческой жизни, трудолюбие, готовность к солидарности в трудные времена, в минуты горя.

Именно здесь важно подчеркнуть: Волжская республика, волжские немцы достигли высокого уровня жизни. Все, что там происходило до 1941 года, можно характеризовать как полнокровную и динамичную общественную и хозяйственную жизнь.

- Да, Россия имела все основания гордиться Волжской республикой. Много раз мне об этом рассказывали люди старшего поколения - русские, украинцы, белорусы, греки, казахи и многие другие, побывавшие в 30-х годах на волжских берегах. Они же отмечали выдающийся вклад российских немцев в послевоенное освоение целинных и залежных земель Северного Казахстана и других районов страны.

- Это освоение было столь успешным, а урожаи настолько велики, что после войны российских немцев не отпускали - вплоть до 50-х годов - домой, на Волгу. Во многом целина держалась на них: до 90-х годов нигде на целине не было столь богатых и зажиточных колхозов - со своими котельными, клубами, парками, хорошими грунтовыми и асфальтовыми дорогами.

- Да, немецкие поселки и деревни на целине производили большое впечатление. Туда с удовольствием приезжали жить и работать люди всех национальностей. И здесь важно заметить, что немало российских немцев достаточно хорошо обустроились и в современной России.

- Мне приятно отметить, что этому также в немалой степени способствовало наше «Общество развития», которое давно и успешно работает в вашей стране в рамках двухсторонних межправительственных договоров между Россией и Германией. Вот лишь два примера. Не так давно GTZ помогло кредитом талантливой и предприимчивой женщине - российской немке из Бердска. Она дарит людям радость, открыв салон красоты. Важно и то, что благодаря этой инициативе были созданы дополнительные рабочие места для россиян.

Другой российский немец, имея связи с нефтяниками, приобретал у них вышедшие из строя, разрушенные в узлах и подшипниках турбобуры. Он изымал из них турбины, чинил, отлаживал, совершенствовал и делал отличные глубинные насосы. Он отправлял их на Алтай и в другие регионы. Там они качали кристально чистую и прозрачную воду из глубоких и сверхглубоких скважин. После безвременной кончины этого предпринимателя начатое им дело успешно продолжает его жена. Важно отметить, что в свое время именно GTZ поддержало эту инициативу, предоставив кредит и приобретя на условиях выкупа хорошую мастерскую, в которой было развернуто производство.

- Вы верите в истинно демократическое возрождение России?

- Я оптимист! Общество должно найти мощные духовные опоры. И такие опоры будут - они сейчас образуются. К примеру, мне понравилось, с каким воодушевлением вся Россия отмечала недавний юбилей академика А. Д. Сахарова. Средства массовой информации обстоятельно рассказывали о жизни и судьбе этого выдающегося ученого и борца за мир.

Каждый человек должен сказать себе: это моя страна, мой народ, мое прошлое и в то же время - мое будущее! И сделать все для экономического и духовного возрождения своей страны.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: