Новосибирск 0.5 °C

Хочу, смогу и ...?

31.08.2001 00:00:00

 Мы уже привыкли к тому, что сравнение того, как у них и как у нас, не в нашу пользу. И когда мы говорим о построении у нас гражданского общества, мы понимаем, что на строительство это у нас уйдут не годы - десятки лет. Но начинать надо. С чего? Да с самого главного. С выстраивания системы контроля над деятельностью органов власти и местного самоуправления, которые призваны решать весь комплекс проблем в стране, в области, в городе. Призваны решать, а вот решают ли и как решают - спросите себя, соседа, коллегу. Для того же, чтобы контролировать, нужно иметь информацию, нужно знать, где ее получить и иметь к ней доступ. И у нас есть право на информацию, оно, как мы не раз говорили, подтверждено законами. Но жизнь показала и показывает, что между правом и его реализацией большая разница. Потому мы и затеяли работу по совершенствованию тех документов, которые декларируют наши права на информацию.

Эксперты, занимающиеся этой проблемой давно и серьезно, считают, что одним из основных препятствий на пути реализации права граждан на информацию является отсутствие специального закона «О праве на доступ к информации». И сразу возникает вопрос: а как у них, и где такие законы уже есть, и как они работают, и чему мы можем научиться. А где вопрос - там ответ.

В 1966 году Конгресс США принял Закон о свободе информации. Чтобы получить информацию у федерального правительства согласно этому закону, любой человек, даже иностранец, должен подать письменную просьбу с указанием, какая информация ему требуется, чиновнику того учреждения, где находятся необходимые документы. Документы должны быть предоставлены в десятидневный срок, либо должно быть указано положение Закона, согласно которому в их выдаче отказано. Отказ в выдаче документов можно обжаловать через суд. Замечу, что у нас время ответа на запрос сегодня ограничивается тридцатью днями. А что касается обращений в суд, то чиновники из мэрии Новосибирска не без гордости говорят, что нет случаев обращения в суд по поводу нарушения прав граждан на информацию, что, по их мнению, означает: горожане получают необходимое количество информации и нет проблем с недостатком сведений по вопросам, представляющим общественный интерес. Надо сказать, что до принятия в США Закона о свободе информации получение информации во многом зависело от должностных лиц. В принятом там в 1946 году Законе об административной процедуре говорилось, что официальные документы должны быть доступны для широкой публики, но добавлялось, что органы управления могут ограничить доступ к своим документам «по веской причине» или «в интересах государства». Понятно, что права на информацию у американских граждан таким уточнением были ущемлены, и новый закон устранил это ограничение, дабы не ставить граждан в зависимость от некомпетентности клерков.

Канадский Закон о доступе к информации от 1983 года построен аналогично американскому Закону о свободе информации. К уникальным положениям канадского закона о доступе к информации можно отнести описание методов, имеющихся в распоряжении граждан в тех случаях, когда они добиваются доступа к правительственной информации. В целях содействия гражданам закон обязывает публиковать так называемый «Указатель доступа к информации». Этот указатель делится на отдельные главы, соответствующие основным государственным учреждениям, и в каждой из них дается описание всех учетных документов, находящихся под контролем данного учреждения, причем это описание является настолько подробным, что позволяет гражданам запрашивать различные конкретные материалы. Экземпляры упомянутого указателя можно найти в сотнях библиотек и тысячах почтовых отделений Канады. Хочется сразу сказать о том, что концепция информатизации муниципалитета Новосибирска предполагает среди многих других требующих разработки документов, разработку Положения о владении, распоряжении и пользовании муниципальными информационными ресурсами. А комиссия городского Совета по вопросам самоуправления и взаимодействия со СМИ задумывает создание Бюллетеня нормативно-правовых актов муниципалитета. Быть может, тогда у нас не будет неопубликованных положений, так или иначе влияющих на нашу жизнь.

В отличие от США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и многих европейских стран, в Соединенном Королевстве долгое время отсутствовало законодательство, обеспечивающее общую свободу информации. Вместо него там действовал ряд законов, предоставляющих общественности доступ к документам государственных учреждений в конкретных областях профессиональной деятельности. Пришедшее к власти в 1996 году лейбористское правительство Тони Блэра взяло на себя обязательство принять Закон о свободе информации. Однако 4 апреля 1994 года вступил в силу Практический кодекс по доступу к правительственной информации, а в 1997 году парламент принял кодекс как минимальный стандарт открытости. Существует отдельная статистика обращения граждан в государственные органы Великобритании. Что касается отказов на информационные запросы, то, мотивируя отказ предоставить информацию в соответствии с кодексом, министерства должны уведомить просителя об исключениях кодекса, на которые они ссылаются, а также сообщить им об их праве на обжалование отказа.

Польский сейм (нижняя палата парламента) принял 25 июля 2001 года Закон о доступе к публичной информации. Этот закон конкретизирует содержащееся в статье 61 Конституции Польши право гражданина на получение информации о деятельности органов государственной власти, локального самоуправления, а также лиц, занимающих должности в публичных службах, то есть практически всех, чья деятельность связана с расходованием общественных денег. Основным методом распространения информации такого рода будет помещение этих сведений в унифицированную информационную сеть под названием «Бюллетень публичной информации», надзор за которой будет вести министерство внутренних дел. На первой странице этого бюллетеня будет помещен список тех институций, которые обязаны предоставлять информацию.

Что же касается тех государств, которые находятся на территории бывшего СССР, то совсем недавно, 11 мая 2001 года, парламентом Молдавии принят Закон о доступе к информации, а проект аналогичного украинского закона прошел первое чтение в Верховной Раде.

Но наибольший интерес, безусловно, представляет опыт Эстонии, о котором мы рассказали в прошлом выпуске «Прозрачный город» в статье «О чем молчали горячие эстонские парни». Напомню только, что в 1992 году в Эстонии был принят Закон о публичной информации.

В других городах России предпринимаются попытки, не дожидаясь принятия Федерального закона «О праве на доступ к информации», на местном уровне способствовать реализации прав граждан на официальную информацию. Так, в 1995 году был принят Закон Санкт-Петербурга «О гарантиях конституционных прав граждан на информацию о решениях органов власти Санкт-Петербурга», регламентирующий порядок публикации принятых (и только!) законов.

В Москве внесен на рассмотрение в городскую думу проект Закона «О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов власти города Москвы». В этом проекте речь идет не только о принятых документах, но и об их проектах, что позволяет общественности узнавать не только о том, что органы власти делают, но и что затевают.

Разрабатывая проект Положения «О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов власти города Новосибирска», мы стремимся на муниципальном уровне устранить правовые, а затем организационные, технические, финансовые барьеры на пути получения информации. Сегодня нам кажется это архиважным. А поддержка в этом со стороны депутатов и общественных организаций дает надежду на то, что Новосибирск заявит о себе не только как самое большое в России муниципальное образование, но и как самое открытое. А значит - потенциально сильное участием своих граждан в самоуправлении.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: