Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Самолет найден, бортовой номер установлен. Кто вел боевую машину?

31.08.2001
Теперь можно точно сказать - научно-исследовательская экспедиция школьников Ленинского района в горы Кузнецкого Алатау, организованная районным отделом по делам молодежи, успешно завершена. Найдено огромное количество, в том числе и больших, фрагментов американского самолета «А20-Бостон». Он разбился в годы войны при перегоне с Аляски через Сибирь советскими летчиками в рамках союзнической помощи по антигитлеровской коалиции.
Один из фрагментов, найденных экспедицией

 Теперь можно точно сказать - научно-исследовательская экспедиция школьников Ленинского района в горы Кузнецкого Алатау, организованная районным отделом по делам молодежи, успешно завершена. Найдено огромное количество, в том числе и больших, фрагментов американского самолета «А20-Бостон». Он разбился в годы войны при перегоне с Аляски через Сибирь советскими летчиками в рамках союзнической помощи по антигитлеровской коалиции.

Без всякого преувеличения можно утверждать, что этой экспедицией начат новый виток в изучении истории Второй мировой войны, той ее скрытой до времени части, о которой мы пока знаем не так и много. Новосибирские ребята стали пионерами в поиске упавших крылатых машин на труднейшей длинной перегонной трассе через горы, тайгу, совершенно необжитые места. Этим путем в годы войны самолетов «А20-Бостон» в СССР из США было доставлено около двух тысяч. Как подчеркнул начальник экспедиции, руководитель клуба «Взлет» Валерий Колобов, долгий поиск только начинается, дальше на восток трасса еще сложнее. Из небытия возродятся эпизоды и люди, о которых мы совсем ничего не знаем, но обязаны знать, если не хотим считать себя Иванами, не помнящими родства. Так получилось, что возвращение нашей молодежной поисковой группы совпало с празднованием шестидесятилетия Северного конвоя, доставившего из стран-союзников в Мурманск и Архангельск огромное количество грузов. Разные по масштабам, эти явления одного порядка. Летчики из дивизий перегонщиков и моряки из конвоев - героические «рабочие лошадки» войны.

Мы рассказывали об отъезде экспедиции, о возвращении 20 августа группы разведки - двоих участников, нашедших первые фрагменты машины. Основная группа - одиннадцатиклассники во главе с инструктором спортивно-туристического центра «Панда» Александром Ридным - сделала, казалось бы, невероятное: найдены двигатель, фюзеляж, крупные фрагменты самолета. Гора Зеленая была прочесана с восточной стороны от вершины до подножья тщательным образом. Но по порядку.

Фрагмент самолета - двигатель
 ...Сто километров пешком, сто шестьдесят сплавом по реке Киле. Стартовый вес рюкзаков вместо терпимых двадцати кг по двадцать пять и даже больше. Крутизна склонов до пятидесяти градусов... И две девушки среди шести парней... Из рассказа Веры Пронькиной: «Был момент - я села и думаю: ну зачем он нам нужен, этот самолет? Но это длилось всего несколько минут. И самолет нужен, и эти горы, и уникальная возможность проверить себя, друзей, соприкоснуться с историей. Хотя неизвестность пугала... На гору залезли - видимость ноль, туман, температура плюс пять, ну, восемь от силы, ветер до сорока метров в секунду. А то шли по кочкам, темнеет, чуть не туда ступил - и провалился выше колена. Или очень крутой подъем, хватаюсь за кустик, он у меня в руках остается, за другой - то же самое, а вниз метров пятьсот лететь. Тут меня за рюкзак один из ребят - Женя Усов - ухватил, спас. Вообще, без Ридного мы бы никуда не дошли». Девочке к лицу делиться такими приключениями, а парнишки помалкивают, наверное, только между собой можно выплескивать эмоции, да с близкими друзьями. Думаю, осмысление пережитого еще впереди. А сегодня благодарность за возможность таких приключений: администрации района, комитету по делам молодежи мэрии, депутатам городского Совета Эдуарду Кожемякину, Андрею Аникину, учредителю фонда «Никольский» Николаю Алькову.

...Семь суток группа добиралась до горы Зеленой. Двое суток потеряли из-за погоды. А потом прочесывали склоны, продираясь сквозь заросли так называемой березки - низкорослого, но густого и цепкого кустарника. Крупные фрагменты самолета были видны, более мелкие находили, когда шли цепью. Главное - определен бортовой номер самолета: Ф216. Теперь научный поиск в архивах - Министерства обороны, дивизии Мазурука, пилоты которой перегоняли боевые машины. Это основная цель экспедиции, задача непростая, но выполнимая, по мнению Валерия Колобова, прямо-таки неистового энтузиаста поиска: «Открыть ребятам новую грань войны, наполнить конкретным смыслом слова «небоевые потери», вернуть близким имя погибших, может, они до сих пор числятся в без вести пропавших. Ведь на восток еще никто взоры не обращал...»

Как погиб «Бостон»? По мнению Колобова, летчики пытались перетянуть через хребет. Мог отказать высотомер, самолет задел верхушки елей, погнулись винты, тяга упала, и машина рухнула, разбившись на множество частей, разброс их очень велик. Пилоты погибли, останков их, похоже, уже не найти. «А20-Бостон» с двумя двигателями выпускался в нескольких модификациях, этот мог быть штурмового варианта, с экипажем два человека - пилота и стрелка.

На отдыхе. В центре Александр Ридный
 О погибшем самолете было кое-кому известно. Колобов рассказал, что примерно году в 1976 местный охотник пришел в местное ПВО с сообщением, что на горе разбитый американский самолет - звезды на нем не советские. Поднялся переполох, а вдруг шпионская машина. Было доложено куда следует. На место были отправлены вертолеты. Все выяснилось. Самолеты, конечно, летели с советскими опознавательными знаками. Когда они прилетали с Аляски, их из серого американского цвета перекрашивали в наш зелено-защитный с красными звездами. Но со времен войны до семидесятых годов наша краска частично облезла, и показались не наши звезды. Такие вот «шпионские страсти»...

Можно ли вывезти и собрать, восстановить самолет? Такую возможность организаторы экспедиции не исключали, когда планировали поиск. Теперь, после успешного завершения, после столь зримой находки, что ждет машину? Валерий Колобов считает: восстановление было бы возможно, если бы «Бостон» не столь сильно разбился. «Да, его можно собрать, но это будет уже другой самолет». Принятая практика восстановления предполагает не меньше тридцати процентов прежних частей и деталей, если их меньше, то это будет, как говорят в архитектуре, новодел. Плоскостей практически нет, их разнесло на совсем мелкие фрагменты. А с новыми крыльями это новый самолет. Фрагментов, действительно, много, но они покорежены, порваны... Впрочем, судьба машины еще будет решаться. Мы ведь говорим лишь о первых выводах.

«Пустят ли вас еще родители в столь рискованное путешествие?» Ответом на вопрос нашего корреспондента в первое мгновение было дружное молчание ребят. Потом: «Пустят, даже будут рады»... Вера Пронькина заметила, что ее мама тщательно изучила маршрут. Да, здесь волновались, ведь группа задержалась на три дня. просто в тех местах почта работает до обеда, а чтобы поговорить по телефону, за талончиком надо съездить в райцентр. Глухомань... Не стоит забывать о таких потаенных местах и местных историях, даже если живешь в таком большом городе. А история «Бостона» далеко не закончена...

Резонанс
Новости
Более ста человек собрались у лицея №22 «Надежда Сибири» в центре Новосибирска вечером 18 октября. Родители учащихся и местные жители протестуют против строительства бизнес-центра на месте сквера на улице Советской. Они готовят обращения в прокуратуру и мэрию.

В Октябрьском районе Новосибирска опасность для детей представляют тренажеры во дворах. Случаев, когда школьники получили травмы в собственном дворе, уже пять, и родители намерены обратиться в прокуратуру, чтобы добиться демонтажа металлических конструкций.
Нетипично крупные покупки, много купленных товаров за час, снятие денег в новых местах – банки вправе блокировать трансакции, которые они по новому закону посчитают сомнительными. Обостренная забота о безопасности может обернуться внезапными неприятностями для клиента. Чтобы пользоваться картой за границей, нужно предупредить банк за неделю до вылета. Что делать, чтобы избежать блокировки карты – в материале VN.ru.
Пройдут только свои. Жители нескольких многоквартирников в Железнодорожном районе Новосибирска вступили в конфликт из-за того, что ТСЖ одного из домов устанавливает забор вокруг здания. Противники утверждают – это ограничит проезд транспорта и затруднит движение пешеходам.
Чиновник с «жестким характером» – начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Анатолий Мотыга – написал заявление об увольнении. Этот пост он занимал 15 лет. Отставка Мотыги совпала с подготовкой строительства бизнес-центра рядом с лицеем №22, которая возмутила общественность.

Урбанисты все чаще говорят о том, что в городских микрорайонах нужны площадки, которые будут привлекать жителей со всех окрестных улиц, станут точками притяжения для соседей, местом встреч, знакомств, отдыха. Как раз такие места в каждом районе Новосибирска и будут созданы в рамках проекта «Территория детства».