В Новосибирске прошли Большие педагогические советы. По традиции, такие педсоветы проводятся в каждом районе города в конце августа. Учителя, руководители образовательных учреждений, районных и школьных методических объединений, представители общественности собираются, чтобы обсудить задачи на предстоящий учебный год, интересные идеи, наработки прошлого года.
В Ленинском районе, где побывал первый заместитель мэра Владимир Шумилов, тему для разговора педагоги выбрали непростую: управление процессом развития воспитательной системы образовательных учреждений. И говорили в основном о воспитательной составляющей учебного процесса. Педагоги школ и учреждений дополнительного образования делились своим опытом. В школе N 56, например, основное внимание уделяется воспитанию патриотизма и гражданственности личности. В школе N 132 упор делается на гуманитарное развитие учеников - здесь давно работает пресс-центр, выпускается свой журнал. Ребята пишут о своей улице, школе, дворе, о людях района. И в их заметках, статьях, стихах чувствуется любовь к своей малой родине - они пишут «мой город», «мой район».
Не отстают от школ и учреждения дополнительного образования - подростковые клубы, дома творчества. Об этом говорила Любовь Третьякова, заместитель директора Дома детского и юношеского творчества имени Володи Дубинина. Здесь занимаются около 5 тысяч ребят района в возрасте от 4 до 18 лет. Образовательные программы педагогов направлены на то, чтобы развить в ребенке интерес к познавательной и творческой деятельности. Сотрудники Дома творчества используют принцип соревновательности: регулярно проводятся конкурсы детских работ, ребята участвуют в городских, районных, всероссийских турнирах. Именно это, считают педагоги, дает детям ощущение самостоятельности, уверенности в себе. А еще преподаватели Дома творчества вовлекают в свою работу родителей, создавая тем самым в клубе семейную атмосферу, организуя семейный досуг.
А вот педагоги районного учебного комбината бьют тревогу - профессиональное самоопределение молодежи находится на низком уровне. Ребята считают, что будущая профессия должна соответствовать двум требованиям: «малыми усилиями достичь материального благополучия». Между тем, Новосибирск - город, в первую очередь, промышленный. И для промышленности нужны молодые кадры. Опыт трудовых практик на предприятиях утерян, в школьных программах нет учебных часов профориентации. А мотивировать ребят получать рабочие специальности нужно еще в школе. Курс «Твоя профессиональная карьера», разработанный преподавателями учебного комбината, уже прошли 200 старшеклассников. И эффект налицо - ребята заинтересовались рабочими профессиями.
Как отмечали выступавшие, немаловажную роль в формировании воспитательной составляющей образования играет и повышение профессионального мастерства педагогов.
Подводя итог педсовета, вице-мэр Владимир Шумилов подчеркнул, что переоценить труд учителей невозможно, они выполняют главнейшую политическую и экономическую задачу государства - воспитывают ребят, которые в будущем будут строить города, развивать промышленность, руководить страной.
Поздравив участников педсовета с приближающимся началом учебного года, Владимир Шумилов вручил лучшим педагогам района Почетные грамоты и Благодарственные письма Министерства образования и мэрии. А учителя приняли в свою «семью» молодых педагогов, выпускников вузов, которые 1 сентября вошли в классы на свои первые уроки. А таких молодых учителей в Новосибирске в этом году около 300 человек.