Новосибирск -1.4 °C

Доброта должна быть действенной

12.09.2001 00:00:00

Лина Волобуева. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Есть на Троллейном жилмассиве, на Киевской улице, 45-я школа. Ее директор Людмила Филипповна Чиркова собрала вокруг себя прекрасный педагогический коллектив. 23-й годок школе, и все это время она директорствует.

Микрорайон, прилегающий к школе, новый, чистенький. 45-я с самого начала стала своеобразным центром культурной и духовной жизни его. Особенно если учесть то обстоятельство, что рядом ни театров, ни дворцов культуры. Правда, некоторые детские клубы как-то при ЖЭУ удалось сохранить.

Народ здесь живет преимущественно небогатый, рабочий, так сказать, класс. Но трудолюбивый и отзывчивый на доброе дело.

Но потом подули такие ветры перемен, что тысячи людей с корнем из жизни повырывали. Встали заводы. Безработица жуткая. Это сейчас чуть дело с мертвой точки сдвинулось. Но школа, не только 45-я, как была, так и осталась центром микрорайона. И как работали педагоги за гроши, так и работают. Как действовали в 45-й десятки кружков, так и действуют. Несмотря на то, что резко ухудшившаяся социальная обстановка последнего десятилетия породила дополнительно столько общественных недугов!

Дно у Максима Горького ютилось в полуподвале. Сегодня оно чаще всего в обычной благоустроенной панелке. Где мать и отец пьют или «колются», дети по сути беспризорны, и в семье на них наплевать. Но они нужны обществу. И государство должно об этом заботиться.

Как оно заботилось об этом несколько постперестроечных лет, мы знаем. Но все-таки взялись за ум и в школах в 97-м ввели должность социального педагога.

Знакомтесь: Лина Адольфовна Волобуева - одна из них. Сказать, что врачует души ребят, - слишком высокопарно и громко. Она и раньше была педагогом со стажем. Но новая профессия, можно сказать, прямо-таки легла на ее душу. Когда я разговаривал с директором школы, то Людмила Филип-повна так и сказала: это удачное сочетание удивительной доброты и строгости.

Четыре года назад начинала с нуля. Проанализировала успеваемость. Это тоже своего рода зеркало здоровья семьи. Составила социальные паспорта классов, а потом и школы. И пошла в семьи. Нередко ее помощь отвергали в далеко не вежливой форме. Она была настойчива и деликатна. Ей стали доверять. Потому что Петьке она помогла пальтишко с помощью социальной службы достать. А у другого пацана мать только что вышла из тюрьмы, какая из нее воспитательница! А отец до сих пор там сидит. Пацан ударился в бега. Лина Адольфовна, когда узнала об этом, с коллегами пытались найти его. Тщетно. Подключили милицию. Нашелся сам. Вышел из больницы после операции на кишечнике, живет на одной картошке в мундирах. Стали искать, куда пристроить его. В школу он идти категорически отказался. В училище не берут по состоянию здоровья. Нашлись добрые люди на заводе Кузьмина, взяли учеником оператора.

У девчонки отец погиб в авиакатастрофе. Мать запила горькую так, что пропила все, что было в квартире. Как только ее не уговаривали образумиться, не помогало. Повела ее Волобуева на районную комиссию по делам несовершеннолетних, что делает в крайнем случае. Круто там поговорили с ней. Идут вместе назад. «Ну и работенка у вас!» - говорит вдруг мамаша. Лина Адольфовна поняла, что лед тронулся... И мать, и девчонка потихоньку выправляются.

О хорошем работнике да еще хорошем человеке слава распространяется так же быстро, как и о хорошем целителе: рекламы не надо. К ней пошли взрослые со своими проблемами: у той сын колется, у того жена запила. Кабинет социального педагога становился своеобразным кабинетом доверия. К ней стали приезжать из других районов. Климат вокруг школы стал улучшаться. И в этом немалая заслуга социального педагога Волобуевой.

Она - человек системного мышления. Сбор информации, анализ, корректировка, то есть исправление ситуации, излечение проблемы. У нее десятки папок и журналов, исписанных вручную аккуратным учительским почерком. Система - в голове. Эх, ей бы электронную систему компьютера!

В планах, в планах, говорит директор. Не все сразу!

Просматривая ее таблицы и графики, а к конфиденциальной информации она меня, разумеется, не подпустила, я спросил ее: что такое эмоциональный взрыв как средство воспитания? Что, педагог может позволить себе накричать на ребенка?

Нет, не может. Но жестко потребовать обязан, если видит явное отклонение, уклонение ребенка от своих обязанностей и соучастия в процессе своего воспитания. Словом, плевал я на вас! Вот тут и нужны строгие, а иногда и жесткие меры воздействия.

Лина Адольфовна - из российских немцев, вышедшая замуж за русского парня и родившая двоих детей. Они уже тоже врач и педагог. Прекрасная наследственность!

В Германию не думали уехать? - спросил я ее прямо.

Нет. Никогда. Для нее понятие Родины, семьи, работы и самого российского образа жизни, даже бесшабашного, неразделимы. Все наладится, считает она. И действует. Потому что доброта должна быть действенной.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: