Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Летчик-перегонщик военных лет Виктор Вишняков: «Однажды на «Бостоне» я сделал «бочку»...

14.09.2001
Полковник в отставке, военный летчик первого класса, в годы войны он самолично перегнал из Красноярска на прифронтовые аэродромы на расстояние свыше трех тысяч километров 37 американских самолетов, в основном, тех самых «Бостонов». Было ему в 1941-ом восемнадцать лет, а через год он уже стал летчиком-инструктором в запасном полку, где наших пилотов переучивали для полетов на американских машинах. Такие военные темпы...

 На наши публикации об экспедиции школьников Ленинского района в горы Кузнецкого Алатау на поиски американского самолета А-20 «Бостон», разбившегося здесь в годы войны, откликнулся коротким письмом Виктор Григорьевич Вишняков.

Полковник в отставке, военный летчик первого класса, в годы войны он самолично перегнал из Красноярска на прифронтовые аэродромы на расстояние свыше трех тысяч километров 37 американских самолетов, в основном, тех самых «Бостонов». Было ему в 1941-ом восемнадцать лет, а через год он уже стал летчиком-инструктором в запасном полку, где наших пилотов переучивали для полетов на американских машинах. Такие военные темпы...

Чтобы читатель мог представить, с кем мне довелось познакомиться, приведу выдержку из написанной Виктором Григорьевичем автобиографии в книге «Авиация Сибири», изданной недавно совсем небольшим тиражом. «Трижды в 1945 году в составе полка участвовал в воздушных парадах. Дальше была служба в дальнеразведывательных частях, аэрофотосъемка на Севере, фотографировал и Москву, и другие площади СССР и Монголии. Летал на ледовую разведку и бомбил ледовые заторы. Участвовал в организации и обеспечении безопасности полетов космонавтов при их запуске и посадке, в поиске и эвакуации космических объектов. Выполнял разноцелевые транспортные авиационные перевозки над всей территорией страны».

Но все это было потом, уже после войны. А тогда выпускник Омской авиационной школы Вишняков освоил свой первый самолет СБ - скоростной бомбардировщик. Причем научился летать на нем со шторками, то есть по приборам, подготовившись работать в облаках, в сложных метеоусловиях. Это и определило его летчицкую судьбу. По ленд-лизу начали поступать в СССР американские самолеты, организована перегоночная дивизия полковника Ильи Павловича Мазурука. Стала в конце 1942 года действовать Северная перегоночная трасса из Фербенкса на Аляске через Анадырь, Сеймчан на Колыме, Якутск до Красноярска. А здесь эстафету дальше на прифронтовые аэродромы принимал полк, где и служил молодой Вишняков.

- Мы шли на переучивание с огромным интересом и желанием,- рассказывает Виктор Григорьевич. - Наши СБ были неплохие самолеты, но к началу войны устарели. Обороняться на них от «Мессершмитов» было невмоготу - ни убежать, ни отстреляться. Средний бомбардировщик «Бостон» был великолепной по тем временам машиной, с высокой степенью надежности. Отказов, как мы потом убедились, на нем не было. Учились, в основном, у летчиков Мазурука, еще не успевших остыть от сложной трассы. А потом я стал инструктором.

- Виктор Григорьевич, с каким чувством вы прочли наши публикации о том, что на горе Зеленой в Кузнецком Алатау нашли разбитый самолет? Наверное, многое вспомнилось?

- Конечно. Я те годы вспоминаю все время. Поиск- хорошо, но мне думается, там нашли не «Бостон», если судить по фрагментам на фотографиях в газете. По цвету обшивки это другой самолет.

- А какой?

- Я не могу сейчас предположить, потому что по этой трассе летали самолеты самых различных типов. «Бостонов» падало действительно много. Очень тяжелая трасса, особенно участок от Красноярска до Новосибирска, от Енисея до Томи: сложный рельеф и погодные условия. Не исключено, что экипаж недостаточно хорошо справился с пилотированием. Летали-то вдоль железной дороги - «компаса Кагановича», как тогда говорили. А этот экипаж из-за облачной погоды мог уйти к югу, к горам и заблудиться... В училищах, особенно в войну ускоряли программу, в ней даже не предусматривали пилотирование в условиях облачности. К нам прибывали на доформирование и переобучение маршевые полки, а потом улетали на «Бостонах» на фронт. Но не все долетали, попадали в облака, бились...

- Но ведь вы их обучали...

- А сколько на это давалось времени?! Война. Программа ускоренная. Да и не избавились еще тогда от шапкозакидательства - «Долетим! Давай!» Мы учили летчиков летать в сложных метеоусловиях, но ведь им нужно было и опыт накапливать. А когда? Да и трасса протяженная, слабо навигационно оснащенная. А летчики прибывали все новые, на смену тем, кто погиб, понимаете. Вот потому и было принято решение не использовать при доставке на фронт самолетов боевых летчиков. Был создан наш девятый перегоночный авиационный полк, в котором я и прослужил до конца 1945-го года. А мы эту технику все же значительно лучше знали. Да и то, бывало, блуждали. Перегоняли как-то самолеты в Тамбов в самом начале еще, девятого января 1943 года. Облачность до земли, так мы с другом командиром звена Алексеем Кучеровым вместо Тамбова сели в Моршанске, остальные кто где... После победы гоняли самолеты обратно - с Запада на Восток. С конца сорок четвертого года стоянки на сибирских аэродромах буквально были запружены «Аэрокобрами» - истребителями. С начала сорок пятого мы их «гнали» в восточном направлении. Я освоил и «Кингаэрокобру»- «Королевскую кобру»...

- А когда самолет на перегоне не долетал, его искали?

- Взлет и посадка по маршруту фиксировались строго по времени. Если не было сигнала о прибытии, принимались меры к розыску, в основном, местными органами власти, военкоматами. Мы вели воздушный поиск, но не по всему маршруту. Это было наше горе, но не наша задача. А родным отправлялось сообщение - погиб при выполнении служебных обязанностей. Наш полк не входил в состав действующей армии. Хотя все мы были награждены медалью «За боевые заслуги», у меня и три ордена «Красной звезды». Нас считали только участниками войны, а частично по льготам приравняли к фронтовикам в последние годы...

- Несмотря на то, что летчики-перегонщики погибали.

- А ведь мы были с лучшей подготовкой. И все же из пяти эскадрилий нашего полка в общей сложности погибло около десяти экипажей. Но наша эскадрилья не потеряла ни одного. Все выжили, правда, теперь уж многих нет. У нас был замечательный комэск Алексей Иванович Парфентьев, пришел к нам через Бутырку - видел по оговору. Человек неукротимой воли, замечательно летал в облаках. Перегонку самолетов мы выполняли поэскадрильно. Вначале летали полными составами экипажей - штурман, авиационный техник или инженер, потом полный состав был только у командира, а мы летели в одиночестве. Самолеты шли с подвесными баками, от Красноярска до Свердловска, но чаще до Омска. И дальше на многие прифронтовые аэродромы.

- Виктор Григорьевич, мы воспитывались на войне и ее героях многими десятилетиями. О вкладе союзников знали мало и даже недоумевали: что это они примазываются к нашей победе. Как и они не оценивали наши жертвы, по крайней мере нам так казалось. О причинах сейчас говорить не будем. Теперь вот празднуем годовщину Северного конвоя. А о перегонщиках вообще ничего не знали. Вы согласны?

- Да, все так. В открытой литературе я почти ничего не встречал. И вообще многое замалчивалось, и не только о нас и об американских самолетах...

- Можно задать почти детский вопрос: помогли ли нам своим ленд-лизом американцы победить?

- Безусловно. Недаром Александр Иванович Покрышкин воевал на «Аэрокобре» - истребителе П-39. Использование американских самолетов - малоизученная страница истории войны. Не только перегонка в невероятныно суровых северных условиях на огромные расстояния. Но и перевооружение, которое производилось на прифронтовых аэродромах...

- Вы сказали, что теперь часто вспоминаете то время. Была ли у вас юность, ведь сразу на такую тяжкую работу попали...

- Была ли? Конечно. Овеянная военной романтикой и в слабой мере радостями жизни. После расформирования полка я в счет тысячи военных летчиков, направленных в народное хозяйство, - было такое движение - получил назначение в Якутск в отряд гидрометеослужбы...

Рассматриваю давние фотографии, все больше летчики группами, строгие, даже суровые лица. А вот в Монголии - русский перепляс, а с баяном Вишняков, совсем молодой. Из фронтовых фотографий лишь старая, мутноватая карточка: «Вот, он, «Бостон», - с каким-то особенным чувством произносит мой собеседник, будто старого знакомого встретил.

- Виктор Григорьевич, послушала я вас, посмотрела фотографии и думаю, вы, наверное, были лихим летчиком...Но осторожным.

- Спорить не буду. Как-то на «Бостоне» я сделал «бочку» - переворот вокруг продольной оси самолета, если кто не знает. Но предварительно изучил возможность этого и неудачный опыт предшественников. Надеялся, что сразу на фронт пошлют, хотел воевать. «Бочку»-то сделал, но был отстранен с очередного полета по трассе и переведен на месяц с летной нормы питания на техническую. А в мае сорок пятого года перегнал «Боинг». Такая история. Этот самолет стоял у нас на аэродроме и, надо сказать, очень меня интересовал. Дальний бомбардировщик, огромный... Перегоняли его летчики дальней авиации. Восьмого мая неожиданно вызывает командир полка, вроде грехов за мной никаких не было. Захожу, а он мне: «Командующий СибВО спрашивал, могу ли я перегнать «Боинг» в Читу. Я сказал, что могу, имея тебя в виду. Видел я, как ты вокруг «Боинга» ходил и облизывался. Иди на стоянку, сегодня познакомишься, облетаешь, а завтра и полетишь.» Пришел я, увидел эту махину и оторопь меня взяла - очень уж велик самолет, мы-то на «Кобрах» тогда летали. Экипаж дальней авиации помог освоиться, слетал я с ними. После обеда сам сел за штурвал, а командир полка за моей спиной. Я привык, что штурвал на правой руке, а управление двигателями - на левой. А у «Боинга» все наоборот. Накладка вышла, но все в общем нормально. А на следующий день победа - все праздновали. Перелет в Читу отставили. Но «Боинг» я с полным составом экипажа перегнал одиннадцатого мая.

- А поиск космонавтов, как это происходило?

- Территория СибВо входила в траекторию выхода на орбиту космических аппаратов. Была создана поисково-спасательная служба. Когда запускали космонавтов или они должны были приземлиться, мы работали в готовности номер один. Самолеты часто стояли с работающими двигателями. При приземлении вылетали навстречу снижающемуся космическому аппарату. Дежурили на местных аэродромах самых ближайших к зоне посадки. А уже в сам момент посадки вылетали в зоны с парашютными десантами. Помню, когда садилась Валентина Терешкова, то лично командующий войсками СибВО генерал Глеб Владимирович Бакланов вылетел ее встречать...

...Вот такая жизнь у военного летчика полковника Вишнякова. От войны и перегонки самолетов до встреч космонавтов... И сын его Александр тоже был летчиком в гражданской авиации.

Резонанс
Новости
11.12.2017 Жилье. ДОМ
Резко возросло число элитных квартир для аренды посуточно в центре Новосибирска. В 2017 году этот показатель увеличился в полтора раза, подсчитали аналитики портала по выбору недвижимости N1.RU.
XII Рождественский фестиваль набирает обороты в Новосибирске. Любители музыки уже успели побывать на четырех концертах, поклонники театра – на спектакле столичного театра «Сатирикон», открывшем драматическую программу форума искусств.
12 декабря в России будет отмечаться День Конституции, в 2017 году он приходится на вторник. С 1994 по 2004 годы эта дата была красной в календаре, но вот уже более десяти лет День Конституции является обычным рабочим днем.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников побывал в Каргатском районе, где принял участие в открытии животноводческого комплекса ООО «КФХ Русское поле», посетил Каргатскую центральную районную больницу, животноводческий комплекс ЗАО «Кубанское» и осмотрел объекты социальной инфраструктуры жилого городка ООО «КФХ Русское поле».
В Болотное привезли орудие Второй мировой. Пушку Грабина в Новосибирскую область передали из воинской части Омска. Весной для пушки изготовят постамент, и орудие можно будет увидеть в городском парке.
Интернет знает о людях больше них самих. Поисковики и соцсети фиксируют все поисковые запросы, все записи, которые им понравились, знает, в какие кафе они заходят обедать и куда ездят за границу. Как отключить рекламу и ограничить слив собственной личной информации в Сеть – в материале VN.ru.