Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Шкипер Харис

14.09.2001
Двадцать третье октября пятьдесят третьего года Петр Трофимович Харис запомнил на всю жизнь - в этот день демобилизованный солдат Советской Армии пришел наниматься на службу в Западно-Сибирское пароходство. Так началась жизнь на реке.

 Двадцать третье октября пятьдесят третьего года Петр Трофимович Харис запомнил на всю жизнь - в этот день демобилизованный солдат Советской Армии пришел наниматься на службу в Западно-Сибирское пароходство. Так началась жизнь на реке.

Как становятся шкиперами

 - Какой опыт был? Да никакого! - вспоминает Петр Трофимович. - Дома, в Краснозерке, подпаском был, пастухом, служил на Дальнем Востоке хоть и во флотской артиллерии, но на берегу. Просто в пароходстве работа всегда была.

Стал Петр Харис ходить помощником кочегара, а потом и кочегаром на теплоходе «Толбухин». Работал «за себя и за того парня». Два котла, в каждый из которых нужно забросить по три тонны угля и почти столько же шлаку вынуть. «Таз с водой в кочегарке держали. Шлак на ноги сыплется, чувствуешь - башмаки загораются, так ты их в тазу туши и дальше шуруй!» Десять атмосфер давления выдавать будь любезен: не потянет теплоход на стрежне против течения - с кого спрос будет? «Платили сколько? Оклады-то небольшие были, но надбавки шли: за экономию топлива, за недостающего... Набегало». Ворочал мой герой эту адовую работу за гроши без малого семь лет, пока к 60-му году здоровье совсем неважнецкое стало - угару нахватался. Пришлось перейти на работу «на свежем воздухе» - шкипером наливного флота. Началось четвертьвековое плавание на бочке с бензином.

Жизнь на барже

 Тут следует дать пояснение. Шкипер на барже - профессия ушедшая. Сегодня буксир цепляет баржу «в жесткий захват», без всякого промежутка, и экипаж ей не требуется. А тогда таскали на длинной сцепке и надо было управлять рулями - штурвал крутить. Потому и шкипер.

Двухсоттонная нефтеналивная баржа: метр двадцать осадки, крошечная надстройка-каюта на корме, экипаж три человека по штату, а фактически обычно два («надбавка за недостающего»). Пары нефтепродуктов и ограничения строжайшие: курить нельзя, огонь разводить нельзя, стучать ничем нельзя - вдруг искра - ничего нельзя. «Как же пищу готовили?» - «В каюте печурка была маленькая, - объясняет Мария Сергеевна, верная спутница своего шкипера, а по совместительству - матрос. - Уголь-полукокс выдавали - он сгорает полностью и искр не дает. Продукты по заборной карте брали, ну и из дому чего прихватишь». - «А дом, хозяйство как же?» - «Да так - хату закрыл на замок, и до свидания! Иной год уходили в апреле, возвращались в октябре. Все хозяйство мое на палубе было: грядочки развела - лучок, петрушка... Гоняли иногда за это дело, но чаще сквозь пальцы смотрели. Помню, кричат с берега, мол, хозяйка, дай лучку взаймы!» И такой светлой улыбкой озаряется лицо!

Жизнь на берегу

 - Навигация длится по-разному, смотря куда идешь: на малых реках рано заканчивается, а по большим можно до морозов ходить. А вся зима - на берегу. Маша в деревообрабатывающем цеху в РЭБе работала, я - на выморозке.

Здесь еще раз следует дать пояснения. «Выморозка» - это специфическая операция по зимнему ремонту судов. Надо, к примеру, оголить гребные винты. Судно стоит, в лед вмерзло. Так вот, лед в нужном месте начинают потихоньку, тонким слоем по сантиметру-полсантиметра, срезать специальным инструментом - «пешенкой». За ночь лед опять промерзает вглубь, его опять срезают тонким слоем, и все по новому кругу. Иногда «вымораживают» на глубину в человеческий рост, под метр восемьдесят. Квалификация требуется виртуозная. Очень трудно на глаз определить толщину льда. Одно неверное движение - и труд одного-двух месяцев насмарку. Дай Бог самому ноги унести! «Один раз чуть не до пояса окунулся, - смеется Петр Трофимович. - А некоторых с головой накрывало, только водкой потом и спасали - половину снаружи, половину внутрь! А когда до винтов доходит - вот тут и намахаешься. На руках мозоли растут, как у тех китайцев, что по телевизору показывают». И Трофимыч начинает энергично рубить воздух ладонью в стиле Брюса Ли.

Пароходы, строчки и другие добрые дела...

 «Барже только слабину дай - она сразу мель найдет!» - считает Петр Трофимович. - «Это что, поверье такое?» - «Какое там! Тащит на мелкоту со страшной силой, а то о берег саданет! Всякое бывало... Раз вообще капитана потеряли». Историю о пропавшем капитане я когда-нибудь обязательно расскажу. Со всеми ЧП справились, однако. Недаром присвоено звание «Лучший шкипер пароходства» Харис Петру Трофимовичу, шкиперу баржи Н-209. Подпись на грамоте - начальник Западно-Сибирского пароходства Владимир Гашков, тот самый, в честь которого потом теплоход назвали. «А еще танкер «Албанян» ходит. Албанян Геннадий Владимирович, капитан-механик танкера, - хороший был мужик». Взгляд далеко перед собой в пространство - а может, в прошлое?

Помню, в конце 80-х с огромным успехом прошел по нашим экранам трогательный фильм «Все реки текут» - про капитана, его верную подругу и колесный пароходик, который много серий подряд шлепал лопастями по главной австралийской реке Муррей (что-то вроде нашей Ини). Кто бы про наших стариков фильм снял!

Резонанс
Новости
Нетипично крупные покупки, много купленных товаров за час, снятие денег в новых местах – банки вправе блокировать трансакции, которые они по новому закону посчитают сомнительными. Обостренная забота о безопасности может обернуться внезапными неприятностями для клиента. Чтобы пользоваться картой за границей, нужно предупредить банк за неделю до вылета. Что делать, чтобы избежать блокировки карты – в материале VN.ru.
В Октябрьском районе Новосибирска опасность для детей представляют тренажеры во дворах. Случаев, когда школьники получили травмы в собственном дворе, уже пять, и родители намерены обратиться в прокуратуру, чтобы добиться демонтажа металлических конструкций.
Пройдут только свои. Жители нескольких многоквартирников в Железнодорожном районе Новосибирска вступили в конфликт из-за того, что ТСЖ одного из домов устанавливает забор вокруг здания. Противники утверждают – это ограничит проезд транспорта и затруднит движение пешеходам.
Новую установку по проверке качества дорожного полотна протестировали в окресностях Барышево. Сама по себе пресс-машина не большая, но выполнить может немалый объем работы.
Чиновник с «жестким характером» – начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Анатолий Мотыга – написал заявление об увольнении. Этот пост он занимал 15 лет. Отставка Мотыги совпала с подготовкой строительства бизнес-центра рядом с лицеем №22, которая возмутила общественность.

Урбанисты все чаще говорят о том, что в городских микрорайонах нужны площадки, которые будут привлекать жителей со всех окрестных улиц, станут точками притяжения для соседей, местом встреч, знакомств, отдыха. Как раз такие места в каждом районе Новосибирска и будут созданы в рамках проекта «Территория детства».