Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Шкипер Харис

14.09.2001
Двадцать третье октября пятьдесят третьего года Петр Трофимович Харис запомнил на всю жизнь - в этот день демобилизованный солдат Советской Армии пришел наниматься на службу в Западно-Сибирское пароходство. Так началась жизнь на реке.

 Двадцать третье октября пятьдесят третьего года Петр Трофимович Харис запомнил на всю жизнь - в этот день демобилизованный солдат Советской Армии пришел наниматься на службу в Западно-Сибирское пароходство. Так началась жизнь на реке.

Как становятся шкиперами

 - Какой опыт был? Да никакого! - вспоминает Петр Трофимович. - Дома, в Краснозерке, подпаском был, пастухом, служил на Дальнем Востоке хоть и во флотской артиллерии, но на берегу. Просто в пароходстве работа всегда была.

Стал Петр Харис ходить помощником кочегара, а потом и кочегаром на теплоходе «Толбухин». Работал «за себя и за того парня». Два котла, в каждый из которых нужно забросить по три тонны угля и почти столько же шлаку вынуть. «Таз с водой в кочегарке держали. Шлак на ноги сыплется, чувствуешь - башмаки загораются, так ты их в тазу туши и дальше шуруй!» Десять атмосфер давления выдавать будь любезен: не потянет теплоход на стрежне против течения - с кого спрос будет? «Платили сколько? Оклады-то небольшие были, но надбавки шли: за экономию топлива, за недостающего... Набегало». Ворочал мой герой эту адовую работу за гроши без малого семь лет, пока к 60-му году здоровье совсем неважнецкое стало - угару нахватался. Пришлось перейти на работу «на свежем воздухе» - шкипером наливного флота. Началось четвертьвековое плавание на бочке с бензином.

Жизнь на барже

 Тут следует дать пояснение. Шкипер на барже - профессия ушедшая. Сегодня буксир цепляет баржу «в жесткий захват», без всякого промежутка, и экипаж ей не требуется. А тогда таскали на длинной сцепке и надо было управлять рулями - штурвал крутить. Потому и шкипер.

Двухсоттонная нефтеналивная баржа: метр двадцать осадки, крошечная надстройка-каюта на корме, экипаж три человека по штату, а фактически обычно два («надбавка за недостающего»). Пары нефтепродуктов и ограничения строжайшие: курить нельзя, огонь разводить нельзя, стучать ничем нельзя - вдруг искра - ничего нельзя. «Как же пищу готовили?» - «В каюте печурка была маленькая, - объясняет Мария Сергеевна, верная спутница своего шкипера, а по совместительству - матрос. - Уголь-полукокс выдавали - он сгорает полностью и искр не дает. Продукты по заборной карте брали, ну и из дому чего прихватишь». - «А дом, хозяйство как же?» - «Да так - хату закрыл на замок, и до свидания! Иной год уходили в апреле, возвращались в октябре. Все хозяйство мое на палубе было: грядочки развела - лучок, петрушка... Гоняли иногда за это дело, но чаще сквозь пальцы смотрели. Помню, кричат с берега, мол, хозяйка, дай лучку взаймы!» И такой светлой улыбкой озаряется лицо!

Жизнь на берегу

 - Навигация длится по-разному, смотря куда идешь: на малых реках рано заканчивается, а по большим можно до морозов ходить. А вся зима - на берегу. Маша в деревообрабатывающем цеху в РЭБе работала, я - на выморозке.

Здесь еще раз следует дать пояснения. «Выморозка» - это специфическая операция по зимнему ремонту судов. Надо, к примеру, оголить гребные винты. Судно стоит, в лед вмерзло. Так вот, лед в нужном месте начинают потихоньку, тонким слоем по сантиметру-полсантиметра, срезать специальным инструментом - «пешенкой». За ночь лед опять промерзает вглубь, его опять срезают тонким слоем, и все по новому кругу. Иногда «вымораживают» на глубину в человеческий рост, под метр восемьдесят. Квалификация требуется виртуозная. Очень трудно на глаз определить толщину льда. Одно неверное движение - и труд одного-двух месяцев насмарку. Дай Бог самому ноги унести! «Один раз чуть не до пояса окунулся, - смеется Петр Трофимович. - А некоторых с головой накрывало, только водкой потом и спасали - половину снаружи, половину внутрь! А когда до винтов доходит - вот тут и намахаешься. На руках мозоли растут, как у тех китайцев, что по телевизору показывают». И Трофимыч начинает энергично рубить воздух ладонью в стиле Брюса Ли.

Пароходы, строчки и другие добрые дела...

 «Барже только слабину дай - она сразу мель найдет!» - считает Петр Трофимович. - «Это что, поверье такое?» - «Какое там! Тащит на мелкоту со страшной силой, а то о берег саданет! Всякое бывало... Раз вообще капитана потеряли». Историю о пропавшем капитане я когда-нибудь обязательно расскажу. Со всеми ЧП справились, однако. Недаром присвоено звание «Лучший шкипер пароходства» Харис Петру Трофимовичу, шкиперу баржи Н-209. Подпись на грамоте - начальник Западно-Сибирского пароходства Владимир Гашков, тот самый, в честь которого потом теплоход назвали. «А еще танкер «Албанян» ходит. Албанян Геннадий Владимирович, капитан-механик танкера, - хороший был мужик». Взгляд далеко перед собой в пространство - а может, в прошлое?

Помню, в конце 80-х с огромным успехом прошел по нашим экранам трогательный фильм «Все реки текут» - про капитана, его верную подругу и колесный пароходик, который много серий подряд шлепал лопастями по главной австралийской реке Муррей (что-то вроде нашей Ини). Кто бы про наших стариков фильм снял!

Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Задолжавших новосибирцев совместно обрабатывали коллекторы и примкнувшие к ним инвалиды. Необычный союз помогал профессиональным выбивателям долгов уклоняться от уплаты налогов, сообщает общественная организация защиты прав потребителей «Гражданский патруль».

Двукратный рекордсмен мира по запоминанию, победитель проекта центрального канала «Сверхспособности» выполнил задания, которые не укладываются в сознании «нормальных» людей. Человек, который может запомнить все, — новосибирский ведущий нового проекта «Запомнить все» на телеканале «Наука» поделился своими секретами с читателями «Советской Сибири».

Квартиру в Новосибирске и машину за два миллиона может позволить себе купить метеоролог после трех лет работы на Севере. Обучают профессии всего за десять месяцев. О романтике Севера, а также о том, почему жить в тайге лучше, чем в городе, рассказали накануне Дня метеоролога будущие наблюдатели за погодой.
Была директором клуба, руководителем ансамбля, заведующей ФАПом в деревне. После смерти мужа переехала в Новосибирск и получила категорию «нарколог-психолог», работала в наркологии. А пять лет назад сбежала от гражданского мужа и попала в комплексный центр адаптации. 48-летняя Елена Тартмина, медицинская сестра приюта православной церкви, рассказала о своей удивительной судьбе и о том, почему ей не стыдно за то, что она жила вместе с бомжами.

Паводок начнется после 25 марта, когда ночные температуры перейдут в плюсовые и снег будет таять особенно интенсивно. По мнению начальника департамента по чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе мэрии Новосибирска Александра Ерохина, город готов к пропуску талых вод. Точный прогноз по паводку на реке Обь будет известен 29-30 марта.

Необычный модный показ устроила пенсионерка из Куйбышевского района Новосибирской области. Женщина представила более семидесяти предметов одежды и аксессуаров, связанных крючком.