Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Стрелка Василия Гусева

21.09.2001
27 сентября Василию Семеновичу Гусеву исполняется 75 лет. Он всю жизнь считает себя движенцем-стрелочником, хотя проработал на Западно-Сибирской железной дороге пятьдесят четыре года, начиная с должности действительно простого стрелочника до заместителя начальника дороги по движению.
Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Он всю жизнь считает себя движенцем-стрелочником, хотя проработал на Западно-Сибирской железной дороге пятьдесят четыре года, начиная с должности действительно простого стрелочника до заместителя начальника дороги по движению.

И хотя родился на Алтае, судьба занесла со временем их семью в Коченево. Отец был хоть и сапожник, но грамотен. И до войны стал партработником. Потом фронт. Дома остались шестеро детей. Был ранен и на всю жизнь остался инвалидом. Так что детство у Василия Семеновича Гусева было тяжеловатым. После школы хотел, стать летчиком, а под Коченево находился летний лагерь летчиков-истребителей, и он много общался с военными, но медкомиссия его забраковала.

Пришлось идти на работу. Восемнадцати еще не было, и год он числился практикантом стрелочника, хотя фактически выполнял работу и делал это очень неплохо. Был крепок, здоров, в общем-то. И начальство его любило. Эти стрелки он запомнил на всю жизнь. Как бегал по путям и переводил их.

Все бы хорошо, так бы и продолжал бегать, но начальник станции сам познакомил его с пультом управления дежурного по станции. Это было уже интереснее. Он самостоятельно подготовился, выучил положенные инструкции и на одной из специальных проверочных комиссий напросился на экзамены. Осмелился даже поспорить с председателем комиссии по одной из инструкций. Память у него была превосходная. «Ну что ж, придется тебе поставить пятерку!» - сказал председатель.

Так вскоре он стал дежурным по станции Коченево. С тех пор он в сущности всю свою сознательную жизнь - диспетчер движения. Отучился в Свердловске в техникуме. Закончил его с отличием. Работал в Новосибирске. Но, разумеется, хотелось получить высшее образование. А НИИЖТ - вот он. И там как раз открыли трехгодичное отделение для практиков. Практики годик ему не хватало. Послали запрос в Москву. Пока документы ходили, он сдал вступительные экзамены. Разрешение пришло. А ему и говорят: зря, мол, сдавал экзамены - у тебя же техникум с отличием! Ничего, на пользу делу пошло. Старше по курсу в то же время в НИИЖТе учились ставшие потом известными людьми Борис Николаев и Иван Севастьянов. Вуз и поныне держит свою марку одного из престижнейших учебных заведений города. И здесь гордятся своими выпускниками.

В 57-ом году он стал инженер-лейтенантом. И снова дорога, проходящая через всю его жизнь. Хотел, было, на хозяйственной должности поработать. Но начальство смекнуло, что у него уже хороший опыт диспетчерской работы. И стал Гусев служить в управлении дороги дорожным диспетчером. Молодого способного движенца заметили, и он уверенно передвигался по служебной лестнице.

При одном из перемещений ему нужно было сдавать своеобразный экзамен: разработать суточный план движения поездов. Умудренный жизнью начальник дороги Николай Порфирьевич Никольский попросил его кое-что уточнить. «Почему, мол, именно вот так?» «Старший товарищ научил!» «А какое у него образование?» «Да несколько классов!» «И ты - инженер с высшим образованием - слепо выполнил его волю?» Замялся Гусев, а для себя на всю жизнь сделал вывод: до всего доходить самому.

Наверное, это был тот счастливый случай, который позволяет человеку определить свою судьбу. С тех пор в любом сложном деле он самостоятельно искал решение. Западно-Сибирская железная дорога еще с военных времен становилась своеобразной лабораторией передового опыта и новых технологий. Одними из первых в Сибири здесь переходили на электровозную тягу. Это здесь первыми перешли на «длинные плечи». И локомотивы теперь менялись аж в Исилькуле Омской области. Это создавало новые проблемы в планировании движения. И Василий Гусев предложил новый метод: на три дня вперед. И защитил его в министерстве.

Дорога активно росла, развивалась вместе с экономикой страны. В день, уже будучи начальником службы движения и заместителем начальника дороги, Гусев должен был пропустить до 130 поездов. Нагрузка и на дорогу, и на людей - огромная. Он проработал начальником службы дольше всех - десять лет, как подсчитал кто-то. Из них восемь - без выходных. Потом попросил хоть один выходной день. Договорились с коллегами. Его хватило еще на два года. Но потом он попросил Трубникова перевести его на пассажирские перевозки. Там было чуть полегче.

При встрече я спросил его: как же он выдержал эти десять лет? С юности закалка спортом, а спортом он занимается всю жизнь. Даже сейчас в свои семьдесят пять зимой на лыжной базе дважды в неделю по 15 километров лыжи, летом - водные. Иначе бы не смог столько работать в службе движения.

Западно-Сибирская всегда лидировала по объемам перевозимых грузов. Даже сейчас после нескольких лет спада в промышленности она регулярно побеждает в соревновании дорог. Но сейчас объемы снова нарастают.

В его годы работы приходилось вагоны распределять с большими трудностями. Директор «Сибсельмаша» однажды дошел до Филатова. У промышленников были свои проблемы: неритмичность поставок, штурмовщина. Это создавало трудности и для дороги. Транспортные «узлы» завязывались очень часто. В 88-м он решил уходить. Дорога изматывала. Ему дали республиканскую пенсию. А через два года все льготы похерили, и люди, отдававшие работе годы напряженнейшего труда, остались, как впрочем и все пенсионеры, у разбитого корыта.

«О себе-то думцы побеспокоились. Дружно так проголосовали за закон о собственном пенсионном обеспечении», - горько пошутил Гусев. Правда, к чести руководства дороги, ветеранов не забывают. Недавно его сделали «Почетным ветераном». Он продолжает помогать коллегам. То советом, а то и документацию разработает и оформит. Контакт с управлением сохранился.

В конце июля он в составе трехсот запсибовцев принимал участие в конференции в Москве, посвященной 150-летию железнодорожного движения в России и 100-летию Транссиба.

Конференция проходила в Кремлевском Дворце съездов. Пятитысячный зал был полон. Прибыли на праздник в Россию гости из 60 стран мира. Железнодорожников тепло поздравил премьер-министр Михаил Касьянов.

Прекрасной получилась художественная часть. На сцену выкатили макет паровоза Черепанова. Хореография перемежалась выступлениями выдающихся певцов. Зыкина, Магомаев, Синявская... Вели программу Лановой и Караченцов.

Не обошлось и без Аллы Борисовны. Но не любит ее Гусев. Сам он человек сдержанный. А тут... Встал и ушел.

- Что вы цените в дороге больше всего? - спросил я его.

- Порядок. Единственная отрасль, которую не удалось развалить.

- Чем особенно примечательна служба движенца?

- С людьми надо уметь работать. Сначала научить, потом спросить.

За 54 года работы на него не было ни одной жалобы от подчиненных. Если наказывал, то всегда справедливо, тщательно разобравшись в чужой ошибке.

...В 51-м из Алма-Аты после техникума приехала в Новосибирск по распределению молоденькая красавица техник-лейтенант Людмила. В 52-м они поженились. У них родились двое детей. Но Людмила ни за что не хотела отставать от мужа и пошла очно учиться в НИИЖТ. Трудно было адски, но закончила вуз. И тоже всю жизнь на дороге.

Они оба однолюбы.

Резонанс
Новости
В День города-2018 мы празднуем 125-летие Новосибирска. Почему? Потому что мы так договорились. Это дата общественного согласия, которая прочно устоялась в массовом сознании и стала официальной. Хотя историкам известны альтернативные даты, которые вполне могли бы претендовать на статус момента основания города. Ведь люди жили на месте Новосибирска очень давно.

Митю Фомина называют «талантливым и красивым», Шуре припоминают отсутствие зубов и старые хиты, «Калинов мост» молодежь вообще не знает. Сразу несколько эпатажных звезд из Новосибирска выступают вечером 24 июня. На чей концерт в День города 2018 пойдут горожане, расспрашивала корреспондент VN.ru.

Табу на продажу спиртных напитков в воскресенье, 24 июня, действует не во всем Новосибирске, а лишь в пределах тех площадок, где проходит празднование Дня города 2018. В барах и ресторанах центра города продажа алкогольных напитков разрешается, но выносить их на улицу строго запрещено. Ограничения коснутся продажи даже безалкогольных напитков в стеклянной таре.

Сезон тополиного пуха начался в Новосибирске раньше обычного. Распространению «летнего снега» не помешали дождливое лето и холодная весна.

Патриоты Новосибирска негласно именуют город «столицей Сибири». Скептикам мозолят глаза приметы его провинциальности: «Большая Караганда»... Как и почему жители Новосибирска и приезжие определяют негласный статус города, и какой вердикт вынесли Новосибирску собеседники, опрошенные корреспондентом? Публикуется повторно в цикле «Лучшие материалы VN.RU за 2017 год».
Облик Академгородка изменит проект развития Новосибирского научного центра (ННЦ). Комплексное развитие потребует расширения границ Академгородка. Врио замгубернатора Новосибирской области Андрей Жуков, отвечающий в правительстве за проект «Академгородок 2.0», рассказал на пресс-конференции о планах развития ННЦ.  Был задан вопрос и о реновации «хрущевок».

x^