Новосибирск 7.7 °C

Двадцать первый век будет «серебряным»?

21.09.2001 00:00:00

 В «Вечерку» он позвонил сам. По правде говоря, особого моего энтузиазма звонок Шубина поначалу не вызвал. Изобретатели вечных двигателей, доморощенные авиценны и прочие благодетели человечества для любой редакции явление знакомое. Снова очередная панацея... Он словно догадался о моих мыслях. «Не панацея. Способ излечения воспалительных процессов. Не откладывайте. Мне уже восемьдесят три. Могу и не успеть довести дело до конца».

Таких стариков я еще не видела. На пороге своей квартиры Шубин показался мне крепким, как дуб. Крупной лепки голова, мускулы, угадывающиеся под легким пуловером. Многие так не выглядят и в сорок. Когда же зашедший в комнату высокий подросток (весь в деда - подумала я про себя) обратился к Ивану Андреевичу «папа», я едва удержалась, чтобы не разинуть рот. «У меня молодая жена, и сынку четырнадцать, - отреагировал Иван Андреевич. - Расслабляться непозволительно».

Дубы в теплицах не вырастают. Войну Иван Андреевич начал солдатом срочной службы, а демобилизовался в декабре 1945-го из Японии. На пенсию вышел в семьдесят пять. Секрет Шубина прост. Каждое утро ледяной душ, зарядка по полной программе, занятия йогой. Кстати, йогой Иван Андреевич вылечил и свою бронхиальную астму. Но здоровья человеку намерено не на два века. Несколько лет назад обострилось последствие астмы - хронический обструктивный бронхит, по ночам ноги стягивали страшные судороги, появились возрастные мужские проблемы. С подобным «букетом» большинство смиряются - надо, мол, и честь знать. Четверть века проработавший главным конструктором Института гидродинамики и уже имевший патенты в области медицины, Иван Андреевич нашел выход для себя в изобретении ГИМСа. Расшифровать - генератор ионов металлического серебра.

- Используемые сегодня методы лечения малоэффективны. Каким бы способом больной ни получал медицинский препарат - орально в виде таблетки, через укол или капельницу, попадая в организм, лекарство разбавляется в пяти литрах крови и двух литрах лимфы. Это все равно, что бросить таблетку в ведро. Один грамм лекарства дает концентрацию в 0,0007 процента. Мало того. Только 5-10 процентов препарата идут к больному органу. Оставшиеся 90, путешествуя по организму, выискивают слабые места. Мы получаем осложнения не от болезни, а зачастую от слепого введения в организм лекарств. Возьмите аннотацию к любому препарату - три строчки назначений и страница побочных эффектов и противопоказаний. Открытие в ХХ веке антибиотиков, в которых человечество видело спасение от болезнетворных микроорганизмов, на самом деле - замкнутый круг. Они не убивают микробы, вирусы и бактерии, а только выбивают кирпичики из их структуры. Испытав воздействие антибиотиков, патогенные микроорганизмы восстанавливаются, но оказываются уже нечувствительными к данному препарату. Медикам приходится искать новое средство, и так до бесконечности.

Между тем человечество уже четыре тысячи лет использует бактерицидные свойства серебра. ХХ век был отмечен еще двумя серьезными открытиями. А.А. Шалимов в своей монографии «Острый перитонит» доказал, что воспалительный процесс в организме имеет электрический заряд со знаком «минус». И второе - открытие американских ученых, доказавших, что антибактериальными свойствами обладает не само серебро, а его ионы. Вывод очевиден: значит, при воздействии на болезнетворные организмы нужны положительные ионы серебра. При этом серебра нужно ничтожное количество. Суточная доза 0,0025 мг на 1 кг веса или 0,25 мг на сто килограммов. Единственный отрицательный эффект, обнаруженный японскими медиками при лечении серебром, - косметический. Он проявляется в небольшом потемнении кожи после 7-10 лет приема серебра.

Изобретатель Иван Шубин со своим аппаратом. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 Аппарат Шубина действует по знакомой всем схеме электрофореза. Электрод с положительным зарядом, являющийся источником ионов серебра, представляет собой металлический цилиндр, покрытый слоем серебра в несколько микрон. Магнит внутри обеспечивает создание постоянного магнитного поля. Во время проведения процедур электрод устанавливается в контакте со слизистой оболочкой (орально, вагинально или ректально). Второй электрод (с отрицательным зарядом) располагается в любом месте на поверхности тела. Аппарат работает от четырех батареек «Крона», спрятанных в небольшой коробочке, его можно использовать хоть в лесной сторожке. А слой серебра на электроде содержит 16-20 тысяч доз, чего хватит для лечения всему семейству не на один десяток лет.

Как рассказывает Иван Андреевич, наутро после первого же сеанса он впервые за много лет смог вздохнуть полной грудью без ставших уже привычными хрипов и мучительного кашля. Исчезли и приносившие каждую ночь страдания сильные судороги ног. Прослышав о чудесном аппарате, Шубинский ГИМС начали просить друзья и знакомые. Одним он помог при отравлении, у другого прошли многолетние боли в желудке, исчезла аденома предстательной железы, облегчился дерматомиозит, даже возросла потенция, уже не говоря о лечении всяких простуд и ОРЗ.

Субъективность оценок? Не скажите. Вот выдержка об использовании аппарата Шубина из публикации Е.М. Благитко, А.И. Бромбина, А.Н. Поздеева и Е.А. Дорфа «Внутриректальный электрофорез серебра при лечении пациентов с местным перитонитом». «Процедура проведена больным, оперированным по поводу гнойного сальпингита, гнойного аднексита, аппендикулярного инфильтрата, закрытой раны брюшной полости, колото-резаных ранений органов брюшной полости, кишечных свищей. Всего пролечено 12 пациентов... В среднем количество процедур, выполненных одному больному, составило четыре. Отмечено, что буквально со второй процедуры инфильтрат начинал уменьшаться в размерах, снижались клинико-лабораторные показатели эндогенной интоксикации: температура тела, количество лейкоцитов крови, СОЭ, ЛИИ, за более короткое время снизился до нормы уровень билирубина и мочевины... Ввиду очевидного полученного противовоспалительного эффекта от данной процедуры среднее количество койко-дней сократилось на 7 по сравнению с временем пребывания в стационаре пациентов, не получавших данную процедуру...»

Усовершенствовав свой аппарат, Шубин разработал еще и аппликатор ионов металлического серебра. Роль анода в этом случае выполняет покрытая серебром полипропиленовая пленка. Даже немедики знают, сколь трудно поддаются заживлению гнойные и ожоговые раны - как раз из-за обильно размножающихся на их поверхности патогенных микроорганизмов. Ионы серебра же рану фактически стерилизуют. Безболезненно и наверняка.

От заявки в минздравовский Комитет по новой технике до составления медико-технических требований на разработку и освоение нового прибора, клинических испытаний и решения на изготовление опытной партии проходит больше десяти лет. У Ивана Андреевича такого времени не было. Зато был отрицательный опыт. Сделанный Шубиным еще в конце 80-х разовый шприц так долго ходил по минздравовским инстанциям, что за границей за это время успел появиться нынешний пластмассовый. Поэтому куда больше сил, чем на само изобретение, Иван Андреевич положил на то, чтобы ускорить процесс прохождения аппаратом всех этапов, положенных для изобретений в области медицины. Все медицинские учреждения, где велись и ведутся испытания ГИМСа, Иван Андреевич обеспечивал сам, покупая все необходимые детали на свою скромную пенсию и изготавливая аппараты собственными руками в своей расположенной в подвале мастерской. Рассчитывать, как он понял, можно только на себя. Обратился с письмом к депутату Государственной думы Александру Карелину - написал о всех связанных с внедрением трудностях, приложил для верности документы, но ответа так и не получил. Ждал помощи от областной администрации. Заместителю губернатора В.И. Денисову написал все как есть. Так, мол, и так - лет мне уже порядком, два года назад перенес на ногах инфаркт, врачи настоятельно рекомендуют провести шунтирование коронарных сосудов. К тому же из-за обструктивного хронического бронхита не в силах передвигаться городским транспортом, а проведение медицинских испытаний требует активной личной связи с больными и медперсоналом институтов, где они проходят. Хорошо бы выделить автотранспорт вне очереди: мне как инвалиду Великой Отечественной войны он полагается. Через три месяца пришел ответ из областного управления социальной защиты. С отказом. Обиду Иван Андреевич не показывает. Чего бы ему это ни стоило, а дело идет. Это главное.

Клинические испытания ГИМСа и аппликатора Шубина идут сегодня в Институте хирургии имени А.В. Вишневского, НИИ клинической и экспериментальной лимфологии СО РАМН, Новосибирском НИИ туберкулеза, на кафедрах хирургии, акушерства и гинекологии, инфекционных болезней, гнойных и ожоговых ран Новосибирской государственной медицинской академии. Начинают работать с ним и в областном госпитале ветеранов. Опытную партию генераторов будет изготавливать Новосибирский завод конденсаторов. В общем, у Шубинского изобретения, можно сказать, счастливая судьба. Уже есть решение Российского агентства по патентам и товарным знакам о выдаче ему патента. Но проблемы на этом не заканчиваются.

- Аппарат настолько прост, что повторить его может практически любой. Если не запатентовать изобретение в тех же Штатах, к примеру, авторства в этой области нам не видать. А на патентование за границей нужны 2-3 тысячи долларов.

Такой суммы у пенсионера Шубина, естественно, нет. Находились спонсоры, предлагавшие Ивану Андреевичу заключить договор о передаче исключительного права на патент. Но этот вариант Шубину тоже не подходит.

- Я ищу спонсора, но только не среди медиков. Это означало бы просто похоронить ГИМС. Те, кто разрабатывают и производят дорогущие антибиотики, никак не заинтересованы в появлении конкурента.

Спонсоры, не упустите шанс. Кто знает, быть может, вслед за веком антибиотиков наступит «серебряный» век, а аппарат Шубина будет скоро палочкой-выручалочкой в каждой семье.

***

Бактерицидные свойства серебра известны давно и повсеместно. Вспомните хотя бы про серебряную ложечку, опускаемую нашими бабушками в банки с отстаиваемой водой, или «святую» воду, которая не портясь стоит по нескольку месяцев. Первым, как явствует из истории, серебро для лечения применил Парацельс, лечивший ляписом (нитратом серебра) эпилепсию и желтуху. Вплоть до двадцатого века препаратами серебра лечили гнойные раны, ожоги, даже тиф и туберкулез.

С открытием антибиотиков про серебро благополучно забыли, видя в них панацею в борьбе с вирусами и бактериями. Сегодня медики вновь проявляют интерес к серебру. Но сторонников старого-нового метода встречает сопротивление официальной медицины. Шестой год пробивает новое лекарство на основе серебра (повиаргол) Евгений Орловский. Лучшего антисептика для лечения гнойных ран, ожогов, трофических язв, доказывает он, сейчас просто нет. Увы, видимо, слишком многим выгоднее, чтоб мы покупали в аптеках дорогущие импортные лекарства, а не дешевые отечественные.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: