Новосибирск 1 °C

Время успеха Константина Комарова

21.09.2001 00:00:00

 22 сентября отмечает свой 60-летний юбилей один из наиболее известных и успешных новосибирских руководителей - ректор СГУПСа Константин Комаров. И это не преувеличение: в судьбе этого человека общественная деятельность, карьера и счастливая семейная жизнь сочетаются так гармонично, что поневоле позавидуешь. Одно только перечисление всех регалий и заслуг Комарова занимает несколько строк! Впрочем, сегодня разговор пойдет не только об этом.

Справка «ВН». Константин Комаров является автором 130 научных работ, в том числе 5 монографий. Ректором университета был избран общим собранием преподавателей, студентов и сотрудников в феврале 1990 года. На альтернативной основе переизбирался в 1995 и 2000 годах. Под его руководством СГУПС-НИИЖТ превратился в современный компьютеризированный учебно-научный и производственный комплекс, который выпускает ежегодно более 1200 высококвалифицированных специалистов.

В течение многих лет Константин Леонидович Комаров занимается активной политической и общественной деятельностью. С 1983 по 1985 годы избирается депутатом Заельцовского районного Совета народных депутатов. С 1994 года по настоящее время является депутатом областного Cовета, председателем комитета по транспорту, дорожно-строительному комплексу, информатике и связи.

- Константин Леонидович, правда ли, что вы ежедневно бегаете по 10 километров?

- Это преувеличение. Я действительно бегаю по утрам вот уже 31 год, но гораздо меньше. Раньше бегал и по восемь километров, но это оказалось не здорово - лет 15 назад крепко прижало с сердцем. Сейчас бегаю в щадящем режиме километра по два-три.

- Константин Леонидович, чем вызвано ваше стремление заняться железными дорогами? Почему не пошли, скажем, в «органы» или народное хозяйство?

- У нас, во-первых, династия. У меня еще дед работал в вагоно-ремонтных мастерских на станции Грязи, это под Воронежом. Мама и папа были железнодорожниками. Отец, кстати, возглавлял этот институт, правда, недолго. Его назначили руководителем, когда ему было всего 30 лет, а институт был единственным в стране военным институтом. Это тоже сказалось на моем выборе. Я родился и всю жизнь прожил около НИИЖТа. Институт формировался фактически у меня на глазах. Правда, поступив в НИИЖТ, учился в только что открывшемся НГУ, закончил механико-математический факультет. После его окончания пришел работать в наш институт, спустя какое-то время возглавил кафедру физики. Стал ректором в 1990 году. Это было впервые в истории вуза, ведь раньше ректоров назначали приказом. Уже 12-й год на этом посту, считаю себя железнодорожником не только потому, что у меня форма железнодорожная. Диссертацию кандидатскую я защитил по железнодорожным делам. И сын у меня теперь в МПС, и, возможно, внуки туда же пойдут. Так что это династия.

- Откройте секрет, как удается воспитывать такое количество руководящих кадров? Министры, замминистра, начальники дорог - все это выпускники вашего вуза.

- Я не могу сказать, что это только моя заслуга. Я и с министром, и с замминистра имел отношения на уровне преподавателя, преподавал механику. В этом качестве мы были знакомы. Дело в самом институте. Он был единственным в СССР военным институтом. Были училища, академии и НИВИТ - единственный институт военных инженеров. Это предполагало очень хорошее материальное обеспечение, все завкафедрами были полковники; если имели докторскую степень - то генералы со всем содержанием. Студенты имели полностью котловое довольствие, как в армии, обмундирование, питание, бесплатное проживание и стипендии очень приличные. Поэтому сюда рвался самый лучший народ, конкурс был огромный. Тогда учились всего тысяча человек, теперь - одиннадцать тысяч. И учились со всего Советского Союза. Вы представляете, что такое во время войны, после войны получить полное обеспечение! И сюда отбирали очень строго и студентов, и преподавателей. А так как было очень высокое материальное содержание, то критерии отбора были очень строгие. В НИВИТе-НИИЖТе работали только лучшие кадры! И эта база, заложенная в НИИЖТе в военные и послевоенные годы, дала такие ростки. Действительно, сейчас системой МПС руководят многие наши выпускники. Мы подготовили двух министров. Николай Аксененко был даже первым вице-премьером России. Владимир Старостенко тогда был министром путей сообщения. Один первый вице-премьер, два министра, восемь заместителей министров и 16 начальников дорог. Такими показателями вряд ли могут похвастаться даже московский и петербургский институты железнодорожного транспорта. И вообще, по рейтингам Министерства образования, среди наших десяти ведомственных вузов мы занимаем второе место. А по общим показателям два знака отличия - у нас. Кстати, совсем недавно был подписан договор с Южной Кореей по обмену студентов. Сам факт, что представители высокоразвитой страны будут учиться у нас, говорит о высоком уровне преподавания в нашем вузе. Корейские студенты будут учиться в СГУПСе и жить в вузовских общежитиях.

- Константин Леонидович, как вы относитесь к «женскому вопросу»? Должна ли женщина исповедовать три «К», как в старой немецкой поговорке: «Кухня, церковь, дети»?

- Я не из тех мужчин, которые взваливают всю домашнюю работу на хрупкие женские плечи. И по дому могу помочь, и на дачных грядках вожусь с удовольствием. Кроме того, я считаю, что женские интересы не должны ограничиваться тремя «К». В политике, например, явно не хватает женского созидательного начала, умения находить компромиссы и принимать взвешенные решения.

Что же, пожелаем Константину Леонидовичу здоровья, всяческих достижений и побед, в том числе и на международном уровне. Ведь 60 лет - время не просто подводить итоги, а строить планы на будущее.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: