Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Поезд времени

21.09.2001
Когда чувствуете, что ваша жизнь стремительно проходит, идите в кассу и смело покупайте билет куда-нибудь. Что я и сделал, воспользовавшись железной дорогой.Впрочем, помимо продления жизни у меня была и другая, практическая задача - представить, как путешествовали люди по Транссибу в начале века. Для этого провезем воображаемого гостя из прошлого в вагоне экспресса - нового типа поезда, появившегося недавно на Западно-Сибирской железной дороге.
Экспресс перед отправлением

 Если верить Фенимору Куперу, секрет долголетия скрыт в путешествиях. Тому, кто много видел и бродил по свету, кажется, что и живет он очень долго.

Не случайно космические путешественники, по утверждениям фантастов, возвращаясь из других галактик, обнаруживали, что на Земле сменилось не одно поколение. Нет, ей-богу, есть в движении какая-то загадка, неведомая человеку.

Поэтому, когда чувствуете, что ваша жизнь стремительно проходит, идите в кассу и смело покупайте билет куда-нибудь. Если нет денег на дальние путешествия (а их, конечно, нет), смело поезжайте в соседний город... Что я и сделал, воспользовавшись железной дорогой.

Впрочем, помимо продления жизни у меня была и другая, практическая задача - представить, как путешествовали люди по Транссибу в начале века. Для этого провезем воображаемого гостя из прошлого в вагоне экспресса - нового типа поезда, появившегося недавно на Западно-Сибирской железной дороге. Пригородным его не назовешь: «Ласточка» бегает до Татарска, второй поезд обслуживает линию Новосибирск - Новокузнецк. Спальных мест нет, но уровень комфорта выше, чем в обычных поездах и тем более в пригородных электричках.

И, судя по всему, этот уровень комфорта в вагонах первого и второго классов экспрессов намного выше, чем в самолетах местных авиалиний (которых осталось очень немного), и не хуже, чем в авиалайнерах, следующих на дальние расстояния.

Все дело в цене на билет?

Мост через Обь

 Представим, что на перроне незримо присутствует среднестатистический житель Сибири, которому в начале века исполнилось лет 30-40.

Для любителей сравнивать настоящее и прошлое наступает торжественный момент: сцены восхищения прогрессом. Но пассажир из города N должен начать изумляться гораздо раньше - в кассе. Потому что через сто лет цена на железнодорожные билеты... снизилась. В числовом выражении, может быть, нет, но в реальном - да!

В 1897 году Ленин, отправляясь в очередную ссылку, сидел четыре часа на станции Обь и с возмущением писал матушке, что сильно потратился на билет до Красноярска: десять рублей за место плюс пять - за багаж.

Сегодня место в купейном вагоне скорого поезда до Красноярска стоит 375 рублей. Но, как утверждают историки, в конце прошлого века за три рубля можно было купить корову. Сейчас корова стоит 4-5 тысяч рублей.

Станция «Обь»
 В 1912 году средняя продолжительность поездки по Транссибу составляла 136 километров, что в общем-то и не так много. Но и эта поездка далеко не всем была по карману: основными пассажирами были более или менее обеспеченные граждане - чиновники, военные, купцы...

Положа руку на сердце, кто из нас сейчас не найдет денег, чтобы хоть иногда съездить в Омск или Красноярск?

Финансовый парадокс объясним: сегодня Великий Транссибирский путь стал настолько социально значимой частью российской жизни, настолько необходимой людям, что здесь просто невозможны какие-то кардинальные финансовые скачки. Говоря проще, цены на билеты должны расти плавно и ни в коем случае не загонять граждан в угол, быть доступными любому гражданину. Поэтому железнодорожный транспорт в России остается самым популярным, самым доступным и конкурентоспособным...

...Но поезд идет

Вагон третьего класса. Начало века

 ...И, повторяю, конкурентоспособным. Что, кстати, поделывает наш среднестатистический гость из прошлого? А он ходит по вагонам экспресса с красивым именем «Ласточка» и, естественно, изумляется.

В обычных поездах путешествовали все, многим посчастливилось хоть раз в жизни оценить преимущества СВ-сервиса.

Поезда вроде «Ласточки» для нас, сибиряков, пока в новинку. Хотя в Европе они распространены довольно широко.

Если наш гость из прошлого не настолько богат, чтобы приобретать билет в вагон первого класса (зачем тратиться, если поездка займет 6-10 часов), если ему приходилось довольствоваться не только вторым, но и третьим классом, новый экспресс ему покажется настоящим дворцом.

Прежде всего он оценит мягкость хода - ему есть с чем сравнивать.

Первый класс: сто грамм кока-колы за отъезд
 Мягкие, удобные кресла, столик, мерцают экраны мониторов. Хочешь - читай, хочешь - спи, хочешь - смотри фильмы. Боюсь, что достоинства видеосинематографа в салоне гость из прошлого мог бы и не оценить по банальной причине: если уютные салоны представить нетрудно, то о кино он мог еще и не слышать. А еще - простор в салоне, в тамбуре. Тот самый простор, о котором безуспешно мечтают пассажиры многих авиалайнеров и автобусов.

Гостя из прошлого можно пригласить в уютный бар, где он смог бы перекусить, ибо лет сто назад проблему питания пришлось бы решать по способности: обед на станции, что-то купить у торговок...

Впрочем, чего-чего, а времени на обед у пассажиров первых сибирских поездов во время стоянок хватало. Ожидание встречного поезда, масса пересадок. Путешествия тянулись неделями. Максимальная скорость транссибирских экспрессов начала века - около 50 километров в час.

Второй класс: не хуже самолета
 Поэтому часовое опоздание поезда абсолютно не огорчило бы нашего воображаемого попутчика, в то время как сегодняшние пассажиры огорчаются довольно часто.

А кто-нибудь из них оценит тот факт, что даже многочасовое ожидание на большом современном вокзале не идет ни в какое сравнение с томительными часами, проведенными нашим попутчиком на маленьких сибирских станциях в начале века.

...Вокзальчик станции Обь - дедушка вокзала Новосибирск-Главный - невелик, сугубо функционален. В сутки станция принимает четыре пары пассажирских и грузовых поездов: с востока и запада. Начальник станции живет здесь же. О том, чтобы как-то могли скоротать время пассажиры, ждущие поезда, сведений не сохранилось, но ни комнат отдыха, ни бильярда не было. Днем можно было бы еще почитать, а, к примеру, вечером, садясь в вагон, лучше этого было бы и не делать: читать в поезде при свечах, а позже при свете керосиновой лампы - занятие малопривлекательное.

В баре
 Впрочем, пора ставить точку в этом небольшом путешествии. Гость из прошлого не привык к дальним расстояниям (помните, среднестатистическая поездка начала века - 136 километров). Поездка на дальние расстояния требовала многочисленных пересадок. Поезд класса «Ласточки» проскочит среднестатистический отрезок Транссиба часа за полтора.

И все-таки лет сто назад, собираясь в поездку по Транссибу, пассажир, наверное, соотносил свое путешествие не с абстрактным будущим (то есть нашим настоящим), а с прошлым. А в прошлом был Великий Сибирский путь и ямская гоньба - по полгода от Москвы до Иркутска и обратно; в прошлом - великий кандальный путь.

Сядет гость из прошлого в деревянный вагончик, зажжет свечу, достанет припасы и подумает: сейчас бы трясся по тракту с ямщиком, как в прежние годы. А тут тебе - поезд. Быстро, удобно.

Что о наших современниках-пассажирах напишут лет через сто?

Выражаем благодарность старшему научному сотруднику
музея ЗСЖД Анатолию Васильевичу Кураксину
за помощь в подготовке материала

Комментарий

Это европейский уровень

 Александр Иванович Кузьмин, гендиректор ОАО «Экспресс-пригород»:

Третий класс: здесь мило. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 - В условиях конкурентной борьбы за пассажира с другими видами транспорта появление скоростных комфортабельных электропоездов, которые выпускает Демиховский завод, дало нам серьезные преимущества. Сегодня они обслуживают два маршрута - Новосибирск-Татарск и Новосибирск-Новокузнецк. Комфорт, скорость, уровень сервиса пассажиры уже оценили.

По словам министра путей сообщения Николая Аксененко, качество обслуживания этих поездов вполне укладывается в европейские стандарты. Подобные поезда - идеальный транспорт для нашего региона именно на тех участках, когда время в пути составляет около шести часов.

В перспективе мы хотели бы пустить такие поезда до Томска, Барнаула, Карасука... Но все упирается в средства. Стоимость одного поезда - 41 миллион рублей.

Только Западно-Сибирской железной дороге приобретение нескольких поездов не под силу. Возможны другие варианты, например, покупка экспрессов на договорных началах с субъектами федерации: то есть они будут владеть такими поездами, а мы эксплуатировать их. Другой путь сокращения расходов - навести порядок с льготными пассажирами. Сейчас мы этим занимаемся.

Еще одно направление борьбы за пассажира - переоборудование старых стандартных электропоездов в высококомфортабельные собственными силами. Сюда входит и отделка, и оборудование бара. Такая электричка у нас есть и успешно эксплуатируется.

Резонанс
Новости
На 58 тысяч километров скручивают пробег машин в Новосибирске. У машин 2017 года выпуска скручивают в среднем «всего» 21 547 километров, у «трехлеток» — почти 40 000 километров. Сайт бесплатных объявлений о купле-продаже автомобилей изучил информацию о скрученных пробегах машин, выставленных на продажу.
Кредитные договоры оформляла сотрудница банка на ничего не подозревающих клиентов в Новосибирске. Таким образом женщина обналичила 3,8 миллиона рублей. Но на этом она не остановилась, завладев деньгами клиентов на их расчетных счетах, сообщает прокуратура Новосибирской области.
Сразу три маршрута исчезли утром 18 сентября с левобережья Новосибирска. Советский район частично остался без муниципальных маршруток №5, 6 и 7. Минтранс Новосибирской области взял под контроль ситуацию с общественным транспортом, напомнив мэрии о необходимости тщательней информировать горожан об изменениях в движении маршрутов.
Сто крутых призов за креативные фото в день выборов нашли своих законных владельцев. Итогом фотоконкурса от Издательского дома «Советская Сибирь» в Новосибирске стала церемония вручения подарков за творчество, обаяние и изобретательность. Победители раскрыли секреты, как им удалось покорить фотографиями сердца жюри.
В Новосибирске рассказали о сроках осенней охоты 2018 на копытных и мерах для браконьеров, а также о выдаче разрешений на добычу лосей и косуль. Счастливчиков в октябре определит случай. Повезет лишь примерно каждому десятому.
В зоне рискованного земледелия безродное зерно хорошего урожая не дает. Минсельхоз региона направляет миллионы рублей хозяйствам, приобретающим элитный семенной материал. В 2018 году на этот вид господдержки выделили почти на 20 миллионов рублей больше, чем в предыдущем. Доля площадей, засеянных элитными семенами, посто­янно увеличивается, но не так быстро, как хотелось бы.