Экспресс перед отправлением |
Если верить Фенимору Куперу, секрет долголетия скрыт в путешествиях. Тому, кто много видел и бродил по свету, кажется, что и живет он очень долго.
Не случайно космические путешественники, по утверждениям фантастов, возвращаясь из других галактик, обнаруживали, что на Земле сменилось не одно поколение. Нет, ей-богу, есть в движении какая-то загадка, неведомая человеку.
Поэтому, когда чувствуете, что ваша жизнь стремительно проходит, идите в кассу и смело покупайте билет куда-нибудь. Если нет денег на дальние путешествия (а их, конечно, нет), смело поезжайте в соседний город... Что я и сделал, воспользовавшись железной дорогой.
Впрочем, помимо продления жизни у меня была и другая, практическая задача - представить, как путешествовали люди по Транссибу в начале века. Для этого провезем воображаемого гостя из прошлого в вагоне экспресса - нового типа поезда, появившегося недавно на Западно-Сибирской железной дороге. Пригородным его не назовешь: «Ласточка» бегает до Татарска, второй поезд обслуживает линию Новосибирск - Новокузнецк. Спальных мест нет, но уровень комфорта выше, чем в обычных поездах и тем более в пригородных электричках.
И, судя по всему, этот уровень комфорта в вагонах первого и второго классов экспрессов намного выше, чем в самолетах местных авиалиний (которых осталось очень немного), и не хуже, чем в авиалайнерах, следующих на дальние расстояния.
Все дело в цене на билет?
Мост через Обь |
Представим, что на перроне незримо присутствует среднестатистический житель Сибири, которому в начале века исполнилось лет 30-40.
Для любителей сравнивать настоящее и прошлое наступает торжественный момент: сцены восхищения прогрессом. Но пассажир из города N должен начать изумляться гораздо раньше - в кассе. Потому что через сто лет цена на железнодорожные билеты... снизилась. В числовом выражении, может быть, нет, но в реальном - да!
В 1897 году Ленин, отправляясь в очередную ссылку, сидел четыре часа на станции Обь и с возмущением писал матушке, что сильно потратился на билет до Красноярска: десять рублей за место плюс пять - за багаж.
Сегодня место в купейном вагоне скорого поезда до Красноярска стоит 375 рублей. Но, как утверждают историки, в конце прошлого века за три рубля можно было купить корову. Сейчас корова стоит 4-5 тысяч рублей.
Станция «Обь» |
Положа руку на сердце, кто из нас сейчас не найдет денег, чтобы хоть иногда съездить в Омск или Красноярск?
Финансовый парадокс объясним: сегодня Великий Транссибирский путь стал настолько социально значимой частью российской жизни, настолько необходимой людям, что здесь просто невозможны какие-то кардинальные финансовые скачки. Говоря проще, цены на билеты должны расти плавно и ни в коем случае не загонять граждан в угол, быть доступными любому гражданину. Поэтому железнодорожный транспорт в России остается самым популярным, самым доступным и конкурентоспособным...
...Но поезд идет
Вагон третьего класса. Начало века |
...И, повторяю, конкурентоспособным. Что, кстати, поделывает наш среднестатистический гость из прошлого? А он ходит по вагонам экспресса с красивым именем «Ласточка» и, естественно, изумляется.
В обычных поездах путешествовали все, многим посчастливилось хоть раз в жизни оценить преимущества СВ-сервиса.
Поезда вроде «Ласточки» для нас, сибиряков, пока в новинку. Хотя в Европе они распространены довольно широко.
Если наш гость из прошлого не настолько богат, чтобы приобретать билет в вагон первого класса (зачем тратиться, если поездка займет 6-10 часов), если ему приходилось довольствоваться не только вторым, но и третьим классом, новый экспресс ему покажется настоящим дворцом.
Прежде всего он оценит мягкость хода - ему есть с чем сравнивать.
Первый класс: сто грамм кока-колы за отъезд |
Гостя из прошлого можно пригласить в уютный бар, где он смог бы перекусить, ибо лет сто назад проблему питания пришлось бы решать по способности: обед на станции, что-то купить у торговок...
Впрочем, чего-чего, а времени на обед у пассажиров первых сибирских поездов во время стоянок хватало. Ожидание встречного поезда, масса пересадок. Путешествия тянулись неделями. Максимальная скорость транссибирских экспрессов начала века - около 50 километров в час.
Второй класс: не хуже самолета |
А кто-нибудь из них оценит тот факт, что даже многочасовое ожидание на большом современном вокзале не идет ни в какое сравнение с томительными часами, проведенными нашим попутчиком на маленьких сибирских станциях в начале века.
...Вокзальчик станции Обь - дедушка вокзала Новосибирск-Главный - невелик, сугубо функционален. В сутки станция принимает четыре пары пассажирских и грузовых поездов: с востока и запада. Начальник станции живет здесь же. О том, чтобы как-то могли скоротать время пассажиры, ждущие поезда, сведений не сохранилось, но ни комнат отдыха, ни бильярда не было. Днем можно было бы еще почитать, а, к примеру, вечером, садясь в вагон, лучше этого было бы и не делать: читать в поезде при свечах, а позже при свете керосиновой лампы - занятие малопривлекательное.
В баре |
И все-таки лет сто назад, собираясь в поездку по Транссибу, пассажир, наверное, соотносил свое путешествие не с абстрактным будущим (то есть нашим настоящим), а с прошлым. А в прошлом был Великий Сибирский путь и ямская гоньба - по полгода от Москвы до Иркутска и обратно; в прошлом - великий кандальный путь.
Сядет гость из прошлого в деревянный вагончик, зажжет свечу, достанет припасы и подумает: сейчас бы трясся по тракту с ямщиком, как в прежние годы. А тут тебе - поезд. Быстро, удобно.
Что о наших современниках-пассажирах напишут лет через сто?
Выражаем благодарность старшему научному сотруднику
музея ЗСЖД Анатолию Васильевичу Кураксину
за помощь в подготовке материала
Комментарий
Это европейский уровень
Александр Иванович Кузьмин, гендиректор ОАО «Экспресс-пригород»:
Третий класс: здесь мило. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА |
По словам министра путей сообщения Николая Аксененко, качество обслуживания этих поездов вполне укладывается в европейские стандарты. Подобные поезда - идеальный транспорт для нашего региона именно на тех участках, когда время в пути составляет около шести часов.
В перспективе мы хотели бы пустить такие поезда до Томска, Барнаула, Карасука... Но все упирается в средства. Стоимость одного поезда - 41 миллион рублей.
Только Западно-Сибирской железной дороге приобретение нескольких поездов не под силу. Возможны другие варианты, например, покупка экспрессов на договорных началах с субъектами федерации: то есть они будут владеть такими поездами, а мы эксплуатировать их. Другой путь сокращения расходов - навести порядок с льготными пассажирами. Сейчас мы этим занимаемся.
Еще одно направление борьбы за пассажира - переоборудование старых стандартных электропоездов в высококомфортабельные собственными силами. Сюда входит и отделка, и оборудование бара. Такая электричка у нас есть и успешно эксплуатируется.