Новосибирск 9 °C

Поезд времени

21.09.2001 00:00:00

Экспресс перед отправлением

 Если верить Фенимору Куперу, секрет долголетия скрыт в путешествиях. Тому, кто много видел и бродил по свету, кажется, что и живет он очень долго.

Не случайно космические путешественники, по утверждениям фантастов, возвращаясь из других галактик, обнаруживали, что на Земле сменилось не одно поколение. Нет, ей-богу, есть в движении какая-то загадка, неведомая человеку.

Поэтому, когда чувствуете, что ваша жизнь стремительно проходит, идите в кассу и смело покупайте билет куда-нибудь. Если нет денег на дальние путешествия (а их, конечно, нет), смело поезжайте в соседний город... Что я и сделал, воспользовавшись железной дорогой.

Впрочем, помимо продления жизни у меня была и другая, практическая задача - представить, как путешествовали люди по Транссибу в начале века. Для этого провезем воображаемого гостя из прошлого в вагоне экспресса - нового типа поезда, появившегося недавно на Западно-Сибирской железной дороге. Пригородным его не назовешь: «Ласточка» бегает до Татарска, второй поезд обслуживает линию Новосибирск - Новокузнецк. Спальных мест нет, но уровень комфорта выше, чем в обычных поездах и тем более в пригородных электричках.

И, судя по всему, этот уровень комфорта в вагонах первого и второго классов экспрессов намного выше, чем в самолетах местных авиалиний (которых осталось очень немного), и не хуже, чем в авиалайнерах, следующих на дальние расстояния.

Все дело в цене на билет?

Мост через Обь

 Представим, что на перроне незримо присутствует среднестатистический житель Сибири, которому в начале века исполнилось лет 30-40.

Для любителей сравнивать настоящее и прошлое наступает торжественный момент: сцены восхищения прогрессом. Но пассажир из города N должен начать изумляться гораздо раньше - в кассе. Потому что через сто лет цена на железнодорожные билеты... снизилась. В числовом выражении, может быть, нет, но в реальном - да!

В 1897 году Ленин, отправляясь в очередную ссылку, сидел четыре часа на станции Обь и с возмущением писал матушке, что сильно потратился на билет до Красноярска: десять рублей за место плюс пять - за багаж.

Сегодня место в купейном вагоне скорого поезда до Красноярска стоит 375 рублей. Но, как утверждают историки, в конце прошлого века за три рубля можно было купить корову. Сейчас корова стоит 4-5 тысяч рублей.

Станция «Обь»
 В 1912 году средняя продолжительность поездки по Транссибу составляла 136 километров, что в общем-то и не так много. Но и эта поездка далеко не всем была по карману: основными пассажирами были более или менее обеспеченные граждане - чиновники, военные, купцы...

Положа руку на сердце, кто из нас сейчас не найдет денег, чтобы хоть иногда съездить в Омск или Красноярск?

Финансовый парадокс объясним: сегодня Великий Транссибирский путь стал настолько социально значимой частью российской жизни, настолько необходимой людям, что здесь просто невозможны какие-то кардинальные финансовые скачки. Говоря проще, цены на билеты должны расти плавно и ни в коем случае не загонять граждан в угол, быть доступными любому гражданину. Поэтому железнодорожный транспорт в России остается самым популярным, самым доступным и конкурентоспособным...

...Но поезд идет

Вагон третьего класса. Начало века

 ...И, повторяю, конкурентоспособным. Что, кстати, поделывает наш среднестатистический гость из прошлого? А он ходит по вагонам экспресса с красивым именем «Ласточка» и, естественно, изумляется.

В обычных поездах путешествовали все, многим посчастливилось хоть раз в жизни оценить преимущества СВ-сервиса.

Поезда вроде «Ласточки» для нас, сибиряков, пока в новинку. Хотя в Европе они распространены довольно широко.

Если наш гость из прошлого не настолько богат, чтобы приобретать билет в вагон первого класса (зачем тратиться, если поездка займет 6-10 часов), если ему приходилось довольствоваться не только вторым, но и третьим классом, новый экспресс ему покажется настоящим дворцом.

Прежде всего он оценит мягкость хода - ему есть с чем сравнивать.

Первый класс: сто грамм кока-колы за отъезд
 Мягкие, удобные кресла, столик, мерцают экраны мониторов. Хочешь - читай, хочешь - спи, хочешь - смотри фильмы. Боюсь, что достоинства видеосинематографа в салоне гость из прошлого мог бы и не оценить по банальной причине: если уютные салоны представить нетрудно, то о кино он мог еще и не слышать. А еще - простор в салоне, в тамбуре. Тот самый простор, о котором безуспешно мечтают пассажиры многих авиалайнеров и автобусов.

Гостя из прошлого можно пригласить в уютный бар, где он смог бы перекусить, ибо лет сто назад проблему питания пришлось бы решать по способности: обед на станции, что-то купить у торговок...

Впрочем, чего-чего, а времени на обед у пассажиров первых сибирских поездов во время стоянок хватало. Ожидание встречного поезда, масса пересадок. Путешествия тянулись неделями. Максимальная скорость транссибирских экспрессов начала века - около 50 километров в час.

Второй класс: не хуже самолета
 Поэтому часовое опоздание поезда абсолютно не огорчило бы нашего воображаемого попутчика, в то время как сегодняшние пассажиры огорчаются довольно часто.

А кто-нибудь из них оценит тот факт, что даже многочасовое ожидание на большом современном вокзале не идет ни в какое сравнение с томительными часами, проведенными нашим попутчиком на маленьких сибирских станциях в начале века.

...Вокзальчик станции Обь - дедушка вокзала Новосибирск-Главный - невелик, сугубо функционален. В сутки станция принимает четыре пары пассажирских и грузовых поездов: с востока и запада. Начальник станции живет здесь же. О том, чтобы как-то могли скоротать время пассажиры, ждущие поезда, сведений не сохранилось, но ни комнат отдыха, ни бильярда не было. Днем можно было бы еще почитать, а, к примеру, вечером, садясь в вагон, лучше этого было бы и не делать: читать в поезде при свечах, а позже при свете керосиновой лампы - занятие малопривлекательное.

В баре
 Впрочем, пора ставить точку в этом небольшом путешествии. Гость из прошлого не привык к дальним расстояниям (помните, среднестатистическая поездка начала века - 136 километров). Поездка на дальние расстояния требовала многочисленных пересадок. Поезд класса «Ласточки» проскочит среднестатистический отрезок Транссиба часа за полтора.

И все-таки лет сто назад, собираясь в поездку по Транссибу, пассажир, наверное, соотносил свое путешествие не с абстрактным будущим (то есть нашим настоящим), а с прошлым. А в прошлом был Великий Сибирский путь и ямская гоньба - по полгода от Москвы до Иркутска и обратно; в прошлом - великий кандальный путь.

Сядет гость из прошлого в деревянный вагончик, зажжет свечу, достанет припасы и подумает: сейчас бы трясся по тракту с ямщиком, как в прежние годы. А тут тебе - поезд. Быстро, удобно.

Что о наших современниках-пассажирах напишут лет через сто?

Выражаем благодарность старшему научному сотруднику
музея ЗСЖД Анатолию Васильевичу Кураксину
за помощь в подготовке материала

Комментарий

Это европейский уровень

 Александр Иванович Кузьмин, гендиректор ОАО «Экспресс-пригород»:

Третий класс: здесь мило. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 - В условиях конкурентной борьбы за пассажира с другими видами транспорта появление скоростных комфортабельных электропоездов, которые выпускает Демиховский завод, дало нам серьезные преимущества. Сегодня они обслуживают два маршрута - Новосибирск-Татарск и Новосибирск-Новокузнецк. Комфорт, скорость, уровень сервиса пассажиры уже оценили.

По словам министра путей сообщения Николая Аксененко, качество обслуживания этих поездов вполне укладывается в европейские стандарты. Подобные поезда - идеальный транспорт для нашего региона именно на тех участках, когда время в пути составляет около шести часов.

В перспективе мы хотели бы пустить такие поезда до Томска, Барнаула, Карасука... Но все упирается в средства. Стоимость одного поезда - 41 миллион рублей.

Только Западно-Сибирской железной дороге приобретение нескольких поездов не под силу. Возможны другие варианты, например, покупка экспрессов на договорных началах с субъектами федерации: то есть они будут владеть такими поездами, а мы эксплуатировать их. Другой путь сокращения расходов - навести порядок с льготными пассажирами. Сейчас мы этим занимаемся.

Еще одно направление борьбы за пассажира - переоборудование старых стандартных электропоездов в высококомфортабельные собственными силами. Сюда входит и отделка, и оборудование бара. Такая электричка у нас есть и успешно эксплуатируется.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: