Новосибирск 6.4 °C

Рубль - не деньги?

22.09.2001 00:00:00

В «ВН» от 16 августа помещена заметка о повышении стоимости проездных билетов с 13 сентября на 20%. Я покупал билет 12 августа на вторую половину августа, а платил уже по сентябрьскому тарифу. Хотелось бы, чтобы вы разъяснили этот момент.
Истомин В.В., студент

 К сожалению, действительно, на сей раз вкралась ошибка: как разъяснил заместитель начальника управления пассажирских перевозок Яков Пеннер, повышение стоимости проездных билетов на 20% официально произошло с 15 августа. Но в целом вопрос о том, сколько мы платим за проезд, заслуживает, на мой взгляд, отдельного разговора.

Пока что по муниципальным тарифам (три рубля берет наземный транспорт и четыре - метро) мы еще не впереди всей Сибири. Но в отличие от многих городов в Новосибирске особо прочные позиции занимает коммерческий транспорт: число его машин уже давно превышает число некоммерческих. А вот тут-то начинается неразбериха.

За что платит пассажир? Думается, что, как во всех цивилизованных точках, за расстояние и комфорт: чем дальше и удобнее ехать, тем дороже это должно обходиться. А теперь давайте прикинем тарифы на наших маршрутах с этой точки зрения.

Станция метро «Площадь Маркса», уважаемый мной 601-й маршрут в Академгородок. Автобусы на нем все коммерческие, но одни муниципальные, а другие частные. Плата за проезд по одной и той же трассе: в комфортабельном новом автобусе муниципального ПАТП-9 - 6 рублей, в раздрызганном частном пазике - 7 рублей. Где здравый смысл? Тем более что очередь автобусов на посадку одна, так что свободным выбором тарифа для пассажира и не пахнет...

Впрочем, писали мы в «Вечерке» об этом деле, как только на 601-м появился первый «частник» и создалась такая странная финансовая ситуация. Ответ из мэрии от департамента господина Кривушкина пришел оперативно: с нехорошим независимым человеком проведена беседа, по маршруту установлен единый тариф, соответствующий муниципальному, - 6 рублей и ни копейкой больше. Вот только для тех самых пассажиров с тех пор так ничего и не изменилось - как платили они лишний рубль за независимый статус перевозящего их автобуса, так и платят по сей день.

Неподалеку от 601-го на той же площади Маркса пасется еще один легендарный рублесшибатель: 1101-й «коммерсант». Здесь удовольствие прокатиться на позеленевшем от старости кавзике или «Таджике» в течение 20 минут обойдется в полновесный «червонец». И ведь кто-то же утверждал этот тариф - пока еще все независимые перевозки находятся у нас под эгидой мэрии.

Помнится, когда еще только вводились коммерческие перевозки, на первых маршрутах - 611-м, 615-м, 633-м - была применена гибкая тарифная система: едешь меньше половины трассы - платишь три рубля, больше половины - шесть. Она сохранилась и сейчас: именно благодаря этому пассажиры иной раз специально ждут эти автобусы, и в салонах у них пусто не бывает. Вот только развития данная схема не получила: на остальных маршрутах едешь хоть одну остановку, хоть от конца до конца - плата одинакова. В итоге, к примеру, сегодня участок от улицы Горской до метро «Речной вокзал» можно проехать на абсолютно одинаковом пазике и за 3 рубля, и за 7 рублей - как повезет. Старожилы еще как-то ориентируются в этом Обском море тарифов, а гостю нашего города впору свихнуться от удивления.

Впрочем, если с пазика пересесть на «Газель», то поводов для заворота мозгов от финансовых вопросов добавится. Чисто частный маршрут от Восточного жилмассива до площади Калинина - тариф 5 рублей, более короткий муниципально-частный от того же Восточного жилмассива на вокзал - уже 7 рублей, более длинный муниципально-частный от вокзала аж на Затулинку - те же 7 рублей.

Еще забавнее ситуация на самых наших протяженных маршрутах - в Советский район. От станции метро «Красный проспект» можно доехать до конечной остановки Академгородка на Цветном проезде за 12 рублей (маршрут 1075), а до более близкой географически улицы Демакова - за 14 (маршрут 1091). От метро «Речной вокзал» до Цветного проезда проезд стоит 10 рублей, на такой же «Газели» на более короткое расстояние до микрорайона «Щ» - 11 рублей. А ведь еще недавно соотношение по этим направлениям было вполне нормальным - 10 и 7 рублей соответственно. А один особо предприимчивый господин с маршрута 1015 на «Газели» N 384 (если память не изменяет) берет 12 рублей и на участке от Академгородка до «Речного вокзала» - кого ему стесняться?

Так кто все-таки отвечает за транспортно-тарифный базар в сибирской столице?

Можно, конечно, говорить много красивых слов про свободу рынка, конкуренции и прочего. Лично мне они всегда напоминают один город нашей великой Родины - какой, не суть важно - где в свое время установили плату в 50 рублей за вход в общественный туалет с простой мотивировкой: кому действительно надо, тот заплатит. Не дожить бы нам до такой ситуации.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: