Новосибирск 7.2 °C

Семен Верхградский: «Нужны новые люди, новые впечатления, новые общения, чтобы артисты не засохли...»

27.09.2001 00:00:00

Открытие сезона в «Старом доме»

Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Сезон откроется 27 сентября премьерой. Жанр нового спектакля («Глаза дня» по пьесе Елены Греминой) определен «фильмовой мелодрамой о жизни и любви шпионки Маты Хари...». Режиссер-постановщик Семен Верхградский карт накануне премьеры не открывает:

- Вся информация строго засекречена...

Удалось только выяснить, что для режиссера и актеров это работа совершенно новая и непривычная, уже хотя бы потому, что над спектаклем работает очень молодая бригада - все дебютанты «Старого дома», а некоторые и дебютанты театра вообще. Яне Щербо, художнице по костюмам, нет и 20; Денис Сидоров, художник-постановщик, ставил только спектакль в театре DENIS; композитор Юля Пискунова и балетмейстер Катя Басалаева и вовсе нигде не «засвечены».

На вопрос «в связи с чем это обновление театральной крови, и не собирается ли режиссер вообще всех и все поменять?» Верхградский отвечает:

- Скорее всего это обновление крови мне. Я понял, что если сделаю еще один спектакль с композитором Гоберником, художником Архиповым - совершенно замечательные, уникально одаренные люди, - то вряд ли я сейчас сделаю что-то лучше, чем «Дом, где разбиваются сердца», в идеальном варианте повторю тот же уровень. Оставалось впасть в другую крайность - искать совершенно другие пути, другие идеи и другую театральную эстетику, а для этого нужны новые люди, которые и всех, и меня заставят шевелиться иначе.

Для режиссера и актеров эксперимент с молодежной бригадой стал в каком-то отношении экстремумом:

- Мы все так устали.., - признается режиссер, - дело или в нас, или пьеса оказалась вампиром, или все вместе, но... Обычно за неделю до премьеры начиналась совершенно авральная работа, а на этот раз, напротив, я позволил себе укороченные репетиции, потому что, если не сбросить обороты и не дать воздуха, то все просто коньки отбросят, настолько высасывающей и энергоемкой оказалась эта работа. Я с таким еще не сталкивался - что-то совершенно безумное...

Хотя режиссер уверяет, что это «совершенно безумное» обязательно «будет на уровне искусства - не халявой, не халтурой, не ширпотребом и не эстетством».

«Глаза дня» предполагается сыграть только два раза, а потом долго (по крайней мере месяц-два) зрителю не показывать:

- Надо будет остановиться, оглянуться и осмыслить, что произошло, что с этим делать дальше и надо ли что-то делать вообще...

Мелодрама о жизни и любви шпионки Маты Хари будет единственным спектаклем в сезоне, который поставит сам главный режиссер театра, над остальными премьерными постановками будут работать приглашенные режиссеры:

- Я бы с удовольствием ставил в своем театре не один спектакль, а два и более, - признается главреж, - но с возрастом понимаешь, что сделать два-три настоящих спектакля в современных условиях может только очень молодой и очень работоспособный режиссер, это - во-первых...

Во-вторых, политика театра (и «Старый дом» не единственный, кто ее придерживается) предполагает, что если сегодня по объективным причинам актер не может ехать к режиссеру в лабораторию, то вполне резонно, чтобы режиссеры ехали к актерам. И предпочтительнее, чтобы приглашенные были разного возраста, разной формации и разных эстетических убеждений.

- Мне удивлять каждый месяц трудно, тем более что мы десять лет работаем вместе. Артистам нужны новые люди, новые впечатления, новые общения, чтобы все время варился живой бульон, иначе они засохнут...

***

Из приглашенных режиссеров в сезоне будет работать Владимир Оренов (руководитель канала «К-2», автор и ведущий телепередачи «Фрак народа», зам. главного редактора журнала «Театральная жизнь»). Оренов будет ставить «Играем Жванецкого». В театре не первый год идет его «Играем Довлатова», новый спектакль будет второй частью этого своеобразного диптиха. Судя по тому, что Оренов имеет обыкновение делать спектакли с прицелом на фестивали - спектакль, возможно, тоже будет фестивальным...

Во второй половине сезона приступят к работе два режиссера из Санкт-Петербурга - Анатолий Морозов, поставивший в прошлом сезоне в «Старом доме» спектакль «Кин» по пьесе Горина, и Борис Гуревич. Морозов, скорее всего, поставит «что-нибудь из русской классики», а Гуревич будет работать с пьесой, которую Семен Верхградский представляет так:

- Очень интересная, очень смешная, современная, но при этом написанная якобы на основе греческих мифов. По уровню таланта и по «бредовке» автор где-то пересекается с Григорием Гориным. Сразу скажу, что имя его не известно, автор не российский...

Возможно, будет в сезоне и совместная работа с Театром марионеток п/у Сергея Иванникова, когда на сцене театра сойдутся куклы и живые артисты.

***

Получит свое логическое продолжение, хотя и претерпит некоторые изменения, Фестиваль независимых профессиональных театров Сибири и Урала «SIB-ALTERA» («Другая Сибирь»).

- Называться фестиваль теперь будет «Передвижной фестиваль-лаборатория независимых театров и новой драматургии», - говорит руководитель проекта Виктория Холодова. - Передвижной он будет потому, что пройдет по трем городам Сибирского региона - начнется в Новосибирске, потом переместится в Красноярск и Омск. Как и прежде, это будут негосударственные театры со своими новыми работами, преимущественно со спектаклями по пьесам современным. Будет создана передвижная группа, в которую, кроме критиков и режиссеров, обязательно войдут молодые драматурги, российские и желательно зарубежные. Смысл не только в том, чтобы проехаться по городам и посмотреть все спектакли, но поскольку это еще и фестиваль новой драматургии, то задача драматургов - исследовать новые реалии и как сверхзадача - создать новый образ Сибири, уйдя от устоявшихся стереотипов. Параллельно драматурги будут знакомить театральную и художественную общественность со своими новыми пьесами, режиссеры - проводить мастер-классы, а критики - обсуждать. Это будет первый этап двухгодичного цикла...

Предполагается, что, исследовав новые реалии Сибири, молодые драматурги создадут пьесы, которые будут с удовольствием поставлены новыми театрами, и на следующий год в Новосибирске пройдет уже стационарный фестиваль, где будут представлены спектакли, поставленные по этим пьесам.

- Как еще одна, сопутствующая задача - познакомить театры с драматургами, а драматургов с театрами, - говорит руководитель проекта, - чтобы у одних не возникало ощущения, что их некому ставить, потому что театры ничего не понимают, а у других не было ощущения, что нет драматургов и нет пьес.

***

Не откажется «Старый дом» и от «ФЕСТиКа» - фестиваля юмора и смеха, который, как и в прошлом году, займет неделю между Днем театра (27 марта) и Днем смеха (1 апреля).

О гастролях пока известно, что зарубежных поездок уровня японских в этом сезоне не планируется, но выезжать театр обязательно будет, места и даты пока уточняются. Из ближайших планов - поездка в октябре Ирины Серебровской со спектаклем «Акт» на фестиваль моноспектаклей в Молдову.

***

И еще об одном проекте сезона - спектакле «На троих» с участием студентов Театрального института и двух театров - «Старого дома» и «Красного факела». В спектакле будут задействованы два актерских курса (курс, который ведут Верхградский, Секеребровская и Новиков, и курс Михаила Стрелкова).

- Если все получится, как планируется, то случай будет для города беспрецедентный, - говорит Семен Верхградский. - Два актерских курса представляют один дипломный спектакль, кроме того в студенческом варианте будет сыгран «Орленок» Ростана...

Играть «Орленка» - действительно беспрецедентно, и театры делают это крайне редко (самому Верхградскому известны только три постановки с 1902 года) уже хотя бы потому что в пьесе 154 (!) действующих лица - у нас, правда, такой «прорвы» народу на сцене не предполагается, адаптированный вариант рассчитан на 24 человека... В спектакле вместе со студентами сыграют и сами Семен Верхградский и Михаил Стрелков. Мечта главрежа «Старого дома» - сделать студенческий спектакль репертуарным:

- Мне кажется, он будет стоить того...

***

В труппе и руководстве театра в новом сезоне никаких перемещений не ожидается:

- Мы давно стабильны - с одной стороны, если говорить о труппе, это плохо, а с другой - хорошо, стабильность - это надежность. Что же касается руководства театра, мой учитель Товстоногов руководил театром 35 лет, и у него за это время сменилось всего три директора. На сегодня ни мыслей у меня оставить директора ни у директора - оставить меня нет, с Нелли Новицкой вместе уже 10 лет...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: