Новосибирск -2.5 °C

Уж снова выборы, а кодекса все нет

28.09.2001 00:00:00

 Близятся выборы в Совет депутатов Новосибирской области. Все чаще мы начинаем задумываться над тем, кого выбрать. При этом, как правило, речь идет о том, к какой партии принадлежит тот или иной кандидат, какими качествами он обладает, какой компромат выдвинут против его соперников. Иногда размышляем над тем, какими профессиональными качествами должен обладать народный избранник. Но очень редко возникает вопрос о миссии депутатского корпуса и этических принципах деятельности депутатов.

13-14 сентября в Новосибирске прошел семинар «Установление сотрудничества между властью, бизнесом и НКО в регионах», организованный CAF-Россия и общественной организацией «Правовое общество». Участниками семинара стали представители общественных организаций, властных структур, бизнеса. Ведущие семинара, профессиональные юристы из Москвы, предложили рассмотреть, какие потребности во взаимодействии имеет каждая группа участников, какие стимулы есть для обеспечения такого сотрудничества и какой путь проходит идея законопроекта до принятия того или иного нормативно-правового акта.

Оказалось, долог и труден путь проектов. Кто бы ни выступил с законотворческой инициативой, решение принимают депутаты. И от того, насколько способны депутаты быстро ухватить суть и разобраться в представленном проекте, оценить последствия принимаемых решений, во многом зависит и скорость, и качество его прохождения. Депутаты должны уметь дать комплексную оценку проектам, оценить их юридические и социальные последствия. Закон с благими пожеланиями, но юридически неработоспособный - это в будущем неправовые методы регулирования нашей жизни. Плохой закон хуже, чем никакого.

Безусловно, профессионализм - главное, но не единственное качество политика. Есть еще и такое понятие, как этические стандарты. Познакомившись с зарубежными аналогами этических кодексов, участники проекта «Прозрачный город» предложили свой вариант для новосибирцев. Возможно, он несовершенен и нуждается в доработке. Но представляется целесообразным, чтобы после публичного обсуждения этот документ все же был принят и областным Советом, и городским, и стал нормой для наших новосибирских политиков.

И тогда для нас, избирателей, будет ясно: тем, кто, по нашему мнению, не отвечает высоким заявленным требованиям, нельзя отдавать голоса. Согласны?

Елена ГОРЯЕВА


Проект Кодекса депутатов
областного Совета Новосибирской области

 1. Депутаты, получив свои полномочия от граждан Новосибирска, считают своим нравственным долгом оправдать оказанное им доверие и добровольно принимают на себя обязательства добросовестно выполнять возложенные на них обязанности беззаветно служить интересам жителей нашей области, способствовать росту благосостояния граждан, справедливо, беспристрастно и объективно решать областные проблемы, обеспечить политическую стабильность в области.

2. Областной Совет депутатов ставит своей целью оправдать доверие избирателей и принимать нормативно-правовые акты, исходя из высокой цели служения людям и процветания Новосибирской области.

3. Депутаты в своей деятельности руководствуются принципами общественного служения и социальной ответственности. Это означает выполнение ряда следующих этических норм:

Объективность, беспристрастность, надпартийность. При рассмотрении любого вопроса интересы дела и общественное благо стоят выше личных, политических, национальных и иных приоритетов.

Приоритет прав человека и демократических свобод. Свободы, изложенные в Конституции Российской Федерации, должны быть обеспечены действиями местной власти всех уровней.

Социальная справедливость. Она понимается как создание разумных и равных условий хозяйствования для сильных и системы социальной защиты для слабых. Помогать нужно только тем, кто сам не может себе помочь, и таким образом, чтобы не было стимулов быть слабым.

Профессионализм. Нельзя ссылаться на недостаточную квалификацию как обоснование низкого качества принимаемых нормотворческих решений или перекладывать ответственность на другие органы власти или специалистов. Нельзя ссылаться на срочность принимаемых решений в ущерб их качеству.

Доступность. Депутаты организуют каналы обратной связи с избирателями и имеют оперативные оценки своей деятельности со стороны областного сообщества. Депутаты не должны создавать препятствия гражданам в посещении сессий областного Совета или участии в обсуждении проблем, представленных на сессии, если это явно не запрещено местным законодательством.

Прозрачность, гласность принимаемых решений. Депутаты обеспечивают механизмы прозрачности в отношении процедур и результатов своей деятельности. Они обеспечивают возможности получения гражданами любой неконфиденциальной информации и отслеживают, какая информация относится к информации ограниченного доступа. Общественный интерес ставится выше личного. Имея доступ к информации ограниченного распространения, они не используют ее для личного интереса, интересов родных, близких или коммерческих структур, от которых имеется материальная выгода. Принимая решения, связанные с расходованием бюджетных средств, депутаты прежде всего должны помнить, что это деньги их избирателей, и тратить их следует экономно и эффективно.

4. Для решения конфликтных ситуаций депутаты областного Совета создают Этическую комиссию в составе председателя Совета и руководителей депутатских комиссий.

5. При возникновении конфликта интересов депутат обязан письменно уведомить об этой ситуации председателя Этической комиссии и действовать далее, исходя из решения, принятого Этической комиссией.


 Приглашаем всех высказать свое мнение по поводу предлагаемого документа и оставить предложения на нашем сайте.

Точки зрения, отраженные в данном проекте, могут не совпадать с точкой зрения Агентства по международному развитию или фонда «Евразия».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: