В сентябре 1961 года Новосибирский завод тепловозного электрооборудования выпустил свою первую продукцию, предназначенную для предприятий сети железных дорог страны. Это было первым вкладом электромашиностроителей завода, появившегося на юго-западной окраине города Новосибирска, в экономику страны.
С тех пор прошло сорок лет, и хотя эта статья не претендует на подробный ретроспективный анализ жизни завода за прошедший период, хотелось бы, пожалуй, отметить одну из самых основных, если не главных, составляющих, о которой сегодня забывают, - трудовой коллектив.
Это те люди, которые осваивают и выпускают тяговые электроприводы для мощных дизель-электрических тракторов, большегрузных автосамосвалов, а также генераторы для морских судов.
Это те люди, которые первыми в мире разработали и освоили производство асинхронных электроприводов для отечественного станкостроения. Сегодня коллектив предприятия являет собой прочный сплав, состоящий из специалистов, стоявших у истоков завода, и молодого поколения, которое буквально впитывает в себя весь опыт, все мастерство своих старших коллег.
В этом и заключается неиссякаемая сила завода.
Конечно, тяжелые времена, выпавшие на долю отечественного машиностроения в девяностые годы, не были безболезненными и для завода: спад производства, огромная доля в финансовых потоках бартерных операций, всевозможные схемы взаимозачетов, хроническая задержка по выплате заработной платы. Но, к чести трудового коллектива (именно трудового и именно коллектива, несмотря на явную непопулярность этого словосочетания в наши дни), завод выстоял.
Своевременный выбор новой стратегии и тактики развития завода, направленной главным образом на удовлетворение спроса, возникающего в сферах топливно-энергетического комплекса и железнодорожного транспорта, позволил не только сохранить предприятие, но и обеспечить ежегодный прирост производства более чем на 20%.
Сегодня можно отметить, что большинство большегрузных автосамосвалов БелАЗ оснащено электрооборудованием сибирского завода, также как все дизель-электрические тракторы ЧТЗ приводятся в движение системой электропривода с фирменным знаком «Сделано в Новосибирске».
Токарь Николай Иванович Филей. Фото Сергея ПЕРМИНА |
В настоящее время, восстановив свой производственный потенциал после ощутимого спада девяностых и сохранив основные инженерно-технические кадры, можно сказать, что предприятие уверенно вступило в новое тысячелетие.
Основная тенденция процесса разработки и производства продукции предприятия может быть выражена в следующей фразе: «Делать лучше то, что мы умеем делать лучше». Уже сегодня готовы и опробуются в цехах проекты принципиально нового уровня, а следовательно, новой эры:
- новое поколение электроприводов для станкостроения;
- перспективный электропривод для автосамосвалов грузоподъемностью 180-200 тонн;
- синхронные генераторы, с помощью которых может стать реальным решение проблемы энергообеспечения отдаленных районов Севера и Дальнего Востока.
Но, как говорится, не бывает бочки меда без ложки дегтя. Общий кризис машиностроения отразился и на заводе, возникла задолженность в бюджет, внебюджетные фонды, сократились оборотные средства предприятия,
в 2001 г. предприятие проводит реструктуризацию долгов. Несмотря на эти трудности, коллектив завода встречает 40-летие с большой уверенностью в своем завтрашнем дне.
С праздником вас, заводчане!