Новосибирск 0.2 °C

Наш на 30 процентов изношенный жилфонд по-прежнему будет обслуживать пол-слесаря

02.10.2001 00:00:00

Именно это вытекает из итогов седьмой сессии городского Совета, где новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги так и не были утверждены. О подробностях произошедшего в день работы сессии новосибирцы уже знают: часть депутатов просто покинула зал заседаний.

 Тысячи горожан, живущих в Снегирях, Родниках, Мочище, на Ботаническом жилмассиве, просидевшие без горячей воды несколько месяцев, на своей шкуре ощутили, что такое жесткость монополистов. Из-за неоплаченного мэрией долга (более 30 млн рублей, еще за прошлый отопительный сезон) газовики перекрыли задвижку, газовые котельные остановились. И встал вопрос, не умозрительный, а самый что ни на есть жизненный: выплатить зарплату и отпускные учителям, профинансировать льготные лекарства или заплатить за газ?

Похоже, такие задачки жизнь сейчас будет ставить все чаще: время «договоров» с монополистами и «вхождений в положение» города ушло безвозвратно. На бочку - только живые деньги! Но их не хватает - и не по причине того, что бюджет скроен неверено, а власть не хочет искать дополнительные доходы. Использующие этот аргумент сильно лукавят. Только слепой и глухой не знает, насколько беспрецедентно жестко повели себя в этом году монополисты, взвинтившие тарифы на тепловую и электрическую энергию дважды за год. Не появись этой дополнительно свалившейся огромной нагрузки, то, что заложено в бюджете города, было бы исполнено на все сто процентов.

Здесь хочется сделать одно маленькое отступление по поводу отдельных высказываний о том, что у мэрии якобы нет системы работы по поиску дополнительных доходов в бюджет. Поэтому, как выразилась одна газета, приходится любыми средствами гасить вспыхнувший пожар, в том числе за счет средств населения. Неосведомленность журналиста можно понять (сегодня одна тема, завтра другая - когда вникать-то?). Но кому кажется - пусть крестится.

Исходя из того, что резервы в огромном городском хозяйстве есть всегда, уже на протяжении многих лет в начале каждого года в мэрии принимается план по привлечению дополнительных расходов и оптимизации расходов. Он обязателен для исполнения всеми структурными подразделениями мэрии, районными администрациями, и его выполнение регулярно и жестко контролируется. И комиссии по сокращению недоимки, которые работают во всех департаментах мэрии, в районных администрациях, созданы не сегодня, в пожарном порядке, а почти пять лет назад. Только за первое полугодие этого года через них «прошло» более 900 предприятий-должников, и в результате в бюджет поступило дополнительно около 100 млн рублей (хотя, по большому счету, «воспитывать» должников - дело вовсе не мэрии, а налоговых органов).

Теперь о якобы имеющем место стремлении власти «переложить проблемы на плечи горожан». Когда в феврале энерготарифами по бюджету был нанесен первый удар, его расходы разом возросли на 900 с лишним миллионов рублей. Но новосибирцы этого не почувствовали - всю тяжесть нагрузки городская власть приняла тогда на себя. Чтобы обеспечить дополнительные доходы в бюджет, еще больше напряглись департаменты мэрии, районы. Параллельно шла работа с обладминистрацией по выделению дополнительных средств, предпринимались усилия, чтобы «выбить» из Минфина давние долги за принятое на баланс города ведомственное жилье.

Но после второго за год, августовского, повышения энерготарифов, когда дополнительные затраты составили в целом практически четверть годового бюджета города, стало ясно - пересмотра стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения не избежать. Грядет отопительный сезон, к которому город подготовлен по сути в долг. Но зиму еще надо пройти, обеспечив теплом и горячей водой без малого семь тысяч многоэтажных домов, нескольких сотен больниц, школ, детских садов, библиотек... А ситуация в ЖКХ и без того непростая - из-за низкой зарплаты, да еще и выплачиваемой не вовремя, увольняются технички, дворники, мусоропроводчики. Слесарей-сантехников в городе ровно половина от потребности. Износ жилфонда составляет по городу 30%, в ведомственном жилье и того больше - 60.

Ведомственного жилья за последние 5 лет город принял столько, что практически удвоил свой жилфонд. Не сделай этого городская власть, многим людям сейчас жить было бы просто негде - из-за отсутствия средств предприятия просто махнули рукой на свои дома и инженерные сети. Большая часть средств, которая тратится сейчас на ремонт коммуникаций, крыш, стен и т. д., идет именно на приведение в порядок бывшего ведомственного жилья. Только в этом году в план капремонта из-за многочисленных жалоб жильцов пришлось включить дополнительно 28 дырявых крыш, но вместе c плановыми 698-ю - это все равно меньше 30% от потребности.

Увы, в силу того, что решение по тарифам не принято, многим горожанам придется еще пожить под дырявой крышей. На сессии из уст депутата Вязовых прозвучал простой пример. Народные избранники одного из районов, выполняя наказы избирателей, потребовали ремонта 200 кровель. Из-за недостатка средств в план было включено 80 наиболее проблемных. Но так как за прошедший год стоимость стройматериалов (битума, рубероида, шифера, кирпича и т. д.) увеличилась в разы, реально удастся отремонтировать 15-20. Вдвое выросла стоимость стекла - а ведь все дома должны войти в зиму с остекленными подъездами.

Это, кстати, и к вопросу о том, почему ЖКХ называют порой «черной дырой». Ресурсы, при том, что жилфонд крайне изношен, требуются огромные, а их стоимость постоянно растет. Энергетическая составляющая в стоимости ряда услуг также велика (у Горводоканала, например, - до 50-60%). Следовательно, с ростом энерготарифов растут затраты и по данной статье. Но некоторые упорно не хотят этого замечать.

Идя на выборы, можно было давать любые обещания, но, оказавшись той самой властью, от которой все зависит, надо четко понимать: за счет чего? С каких статей расходов снять деньги, чтобы отремонтировать 200 обещанных крыш? С образования? Здравоохранения, в котором, как сказал депутат Черных, врач, и без того остро не хватает средств на расходные материалы, медикаменты?

Здесь нет натяжки. Структура расходов бюджета за последние годы сильно изменилась. Если в 1990-м году на ЖКХ уходило 9,6% всех средств, то в 2000-м - 30,6%. В 2001-м по плану эта цифра должна была составить 31,5%, однако в связи с ростом энерготарифов реально будет около 39%. При этом за те же годы динамика затрат на образование и здравоохранение также изменилась - с 28,5 до 21% и с 31,3 до 22,5% (соответственно). А сумма капвложений вообще съежилась, как шагреневая кожа - с 25,2 до 2,5 %. Строим меньше, хватило бы денег сохранять то, что есть.

Обеспеченные люди от сохранения тарифов, бесспорно, выиграют - они как оплачивали 30% стоимости услуг ЖКХ, так и оплачивают. Остальное за них добавляет бюджет, «отрывая» от тех же льготных медикаментов. Выиграют ли остальные горожане, живущие под дырявыми крышами, от сохранения нынешних тарифов - вопрос спорный. Тем более, что городская власть значительно усилила социальную защиту малообеспеченных горожан. Впервые на нее могли бы рассчитывать те, у кого доход на члена семьи составляет до 1,5 прожиточного минимума (1387 руб.*1,5), семьи с детьми-инвалидами, многодетные и др. Многие из них в действующую сейчас систему предоставления субсидий и льгот не вписываются. Кстати, для некоторых граждан квартплата при новых тарифах не изменилась бы вообще.

А как же бюджетники, которых принято жалеть в первую очередь? На сессии депутат Алексеев привел в пример самого себя. С учетом субсидий квартплата у него, директора школы, увеличилась бы всего на 40 рублей. Следовательно, у учителей, чья зарплата меньше, сумма «прироста» квартплаты была бы еще менее значительной. Так что, по словам депутата, некоторые просто манипулируют горожанами, выступая за сохранение действующих тарифов в угоду политическим интересам.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: